...И хотя по погоде в центральной России так не скажешь - температура для декабря мягчайшая, зима действительно близко.
Речь не о погодных градусах, а о социальных. Принятый бюджет страны не только замораживает различные денежные индексации, но и на фоне сокращений работников фактически сокращает число бюджетников. А передача льгот в регионы и введение региональных критериев нуждаемости и адресной помощи - в перспективе, учитывая нищие бюджеты на местах, ведет к сжиманию социальных выплат. Продолжая образ - “при охлаждении тела сжимаются”. Вот и с “социалкой” дело обстоит так же. Но проблема не в банальной экономии.
Искусственно созданный ЦБ и правительством дефицит денег в реальной экономике почти полностью повторяет то, что мы уже проходили в 90-х годах. Тогда правительство, используя рецепты монетаристов, сокращало количество денег в экономике. Что из этого вышло - известно. Рост долгов по зарплате. Нехватка оборотных средств у предприятий. Недоступные кредиты по завышенным ставкам. “Расшивка” этих проблем и дальнейший рост экономики произошел только после того, как правительство Евгения Примакова на фоне девальвации рубля накачало деньгами промышленный сектор.
Сейчас же - на том же фоне двукратной девальвации рубля - продолжается спад. И есть такое впечатление, что 90-е в экономическом смысле возвращаются. Конечно - в другой внутриполитической обстановке. На сегодня “Единой России”, как фактически правящей партии, трудно представить себя без контрольного пакета в парламенте. Пока еще трудно представлять, что парламент может снова стать местом не только для дискуссий, но и для реальной политики. Тем не менее наблюдается существенное падение уровня жизни подавляющего числа граждан России. И перспектива роста критических настроений не выглядит на этом фоне как нечто невозможное. Более того - этот рост уже идет. Вопрос в том, ограничится ли он кухонными разговорами?
Масла в огонь прибавляет и тот факт, что падение уровня жизни не воспринимается власть имущими как первоочередная проблема. То, что принимаются программы помощи малоимущим, - правильно. Но нельзя не замечать, что в разряд малоимущих опускаются и те слои общества, которые еще пару лет назад числили себя, пусть и с оговорками, в “среднем классе”. И вот они-то особого сочувствия со стороны власти - даже на словах - не ощутили. Хотя были и остаются все возможности если уж не помочь материально, то, как в анекдоте, “а поцеловать?”. Этот диссонанс между демонстрируемой сверху уверенностью и растущей неуверенностью снизу только увеличивается. Пресловутые “два народа” - богатых и бедных - в России, о которых еще в январе 2011 года на съезде ФНПР говорил Михаил Шмаков, к настоящему моменту не только еще более разнятся в уровне доходов, но и изменились в пропорции: бедных стало больше.
На этом фоне совершенно не случайным выглядит резкое увеличение числа трудовых конфликтов на отдельных предприятиях и протестных действий профсоюзов в регионах. На предприятиях буквально за месяц увеличилось число сокращаемых. Как показывает пример Качканарского ГОКа, даже на успешных предприятиях собственник не готов индексировать зарплату по реальной инфляции. В регионах тоже все понятно: принимаемые бюджеты исходят из возможностей. Но возможности сузились, и на них уже не получается обеспечивать приемлемый уровень жизни и зарплат бюджетников...
Грубо говоря, профсоюзы выталкиваются на улицы. Сегодня их протест адресован местным властям - как в Астрахани, Алтайском крае, Забайкалье, Волгограде. Но нужно понимать: это - “протест-лайт”. Облегченная форма протеста - поскольку сейчас речь идет только о принимаемых законах. По большому счету, огромное число граждан просто еще не знают или не понимают, что именно в декабре приняты решения, которые через недолгое время отнимут у них либо деньги, либо рабочее место с деньгами. И вот в момент, когда это осознание придет... Не хочется пугать бунтами. Да их и не будет, скорее всего. Но вместе с растущим числом протестов у “сознательных пролетариев” - у “несознательных” возрастет озлобленность по отношению к власти.
Нас ждет очень сложный год. Возможно, не один. Впрочем, 90-м - в их худшем виде - пришел, наконец, финал. Придет финал и этой сомнительной, нечестной и антисоциальной экономической политике.
С уверенностью в этом - всех с Новым годом!
Мы победим!