Есть политики, выступающие в роли “волшебного зеркала”. Разные группы избирателей проецируют на них свои, часто противоречащие друг другу, ожидания. Эммануэль Макрон, лидер первого тура президентских выборов во Франции, относится именно к этой когорте политиков. По сути, подобным кандидатам эффективнее вообще не иметь четкой программы. Но команда Макрона подготовила ему документ, причем весьма объемный, из 96 пунктов. Итак, что же обещал своим избирателям человек, которому прочат скорое переселение в Елисейский дворец? Чего он обещает добиться в самой чувствительной для простых граждан - социальной сфере?
Как романтик мечтает найти братьев по разуму в “далекой-далекой галактике”, так и отечественная политизированная общественность на зарубежных выборах стремится обнаружить “пророссийских кандидатов”. Марин Ле Пен и Франсуа Фийон высказывались о Москве в целом нейтрально-благожелательно и потому были замечены российским продвинутым читателем куда раньше. Эммануэлю Макрону в российских СМИ, обращенных к внутренней аудитории, на первых порах уделялось меньше внимания. При этом ни в образ “друга Москвы”, ни в противоположную роль “ястреба-русофоба” он не вписывался целиком. Да, его штаб обвинял российские СМИ, вещающие на иностранную аудиторию, в попытке дискредитировать этого кандидата, а сам Макрон критиковал политику Москвы в Сирии. С другой стороны, некоторые его высказывания звучат вполне по-трамповски. Например, призывы “поддерживать контакт” и “вести диалог” с Россией, надежды, что “Путин будет меня уважать”. И даже высказывания, не исключающие отмены антироссийских санкций, правда, при весьма расплывчатом условии - при соблюдении Москвой Минских соглашений.
Итак, уроженец города Амьена Эммануэль Макрон - очень молодой для Франции политик. Сейчас ему 39 лет, а его ключевым соперникам в первом туре (кроме Марин Ле Пен) - за 60. Тем не менее он уже успел поработать в исполнительной власти, в течение двух лет отвечая за экономику и промышленность в социалистическом правительстве Мануэля Вальса. Интересно, что сам Макрон тоже состоял в соцпартии, но покинул ее ряды еще до прихода в Кабинет министров. В апреле 2016 года он создал собственное движение En Marche (в российских СМИ это название переводят как “Вперед” или “В путь”). Кроме госслужбы в послужном списке Макрона - работа инвестиционным банкиром.
Как сказано выше, одно из преимуществ Макрона - умение найти общий язык с разными аудиториями. Но это не значит, что у него нет очень активных противников. Не так уж давно в такой роли выступали французские профсоюзы. Например, стоило ему в июне 2016 года приехать в восточный пригород Парижа, город Монтрей, с невинной целью презентации новой почтовый марки, как он тут же был атакован активистами Всеобщей конфедерации труда. Профсоюзные бойцы закидали своего оппонента сырыми яйцами, причем как минимум одно из них попало политику в голову. Они развернули плакаты, на одном из которых фигурировал лозунг: “Забастовка лучше, чем костюм!”
Повод у данной атаки был весьма серьезный. Макрон входил в правительство Франции весной 2016 года, когда оно начало продвигать законопроект, позволяющий увеличить продолжительность рабочего дня, упростить процедуру увольнения работников, ограничить предел выплат при увольнении. Да и надбавка за сверхурочные работы серьезно сокращалась (с 25% до 10%). Этот документ получил название “закона эль-Хомри”, по фамилии министра труда страны.
Сам Макрон, едва вступив в должность министра летом 2014 года, призвал увеличить 35-часовую рабочую неделю, а позже заявлял, что “проблема Франции - слишком хорошо защищенные рабочие”. Подобная инициатива в итоге получила название “закона Макрона”. Предложения молодого министра вызвали серьезные акции протеста, среди организаторов которых оказалась уже упомянутая Всеобщая конфедерация труда, а также Национальный союз автономных профсоюзов. Впрочем, будущий кандидат в президенты отвечал оппонентам, что “вряд ли Франция могла бы идти быстрее, работая меньше”.
Нынешняя предвыборная программа Макрона, видимо, пытается перекрыть негативный эффект от его старых непопулярных инициатив. Например, политик предложил ввести универсальное страхование по безработице. С работодателей, делающих ставку на создание устойчивых рабочих мест, а не краткосрочные контракты, будет взиматься меньше отчислений.
Макрон предложил увеличить минимальные пенсии и пособия по инвалидности. Правда, ужесточив правила получения пособия по безработице.
В целом пример лидера движения En Marche показывает важный парадокс французской политики. С одной стороны, непопулярные социальные реформы часто вызывают уличные акции протеста огромного размаха. С другой - для инициаторов таких реформ эти массовые протесты вовсе не означают конца политической карьеры. Совсем наоборот. Среди ключевых участников нынешней предвыборной гонки - Франсуа Фийон, правительство которого в свое время реализовывало ряд весьма неоднозначных, непопулярных мер в сфере пенсионной системы и трудового законодательств. А в 2002 - 2004 году он же, занимая пост министра социальных дел, труда и солидарности, проводил непопулярные реформы, которые тесно связывали с его именем (меры в пенсионной сфере запомнились как “закон Фийона”). Тем не менее он был буквально в шаге от выхода во второй тур, и позиции его подорвал вовсе не груз прежних реформ, а знаменитый коррупционный скандал, связанный с его супругой.
Эммануэль Макрон родился в семье медиков. Его мать была врачом, а отец - преподавателем неврологии в Университете Пикардии. Супруга политика - преподавательница французского языка в школе. Причем это его собственная учительница, старше его на 24 года, в которую он влюбился в 15 лет. Такая разница в возрасте между супругами явно не по душе консерваторам, зато многие избиратели увидели в этом весьма романтичную историю.
Как бы то ни было, темы медицины и школьного образования лидер En Marche затронул в своей программе. Он, например, предлагает с другого аспекта посмотреть на проблему неравенства, начав бороться с таковым в медицинской сфере. Скажем, устранив проблемы с поиском врача недалеко от дома в сельской местности или создав условия для увеличения продолжительности жизни простых работников, в том числе благодаря профилактическим мерам. Предлагаются и меры, чтобы лекарства продавались “по справедливым ценам”. Макрон призывает увеличить штат учителей (на 4 - 5 тысяч человек), как и полицейских (на 10 тысяч), при этом проведя масштабное сокращение среди чиновников.
Если верить соцопросам, усредненный портрет избирателя Макрона - это человек 25 - 34 лет, скорее всего, работающий менеджером и проживающий в городе, образованный и достаточно благополучный финансово. Тем не менее в программе этого кандидата есть инициативы, обращенные и к старшим возрастам, и к жителям сельской местности, и к не самым обеспеченным слоям населения. Например, он выражает поддержку Закону солидарности и обновления городов, который ориентирован на масштабное строительство социального жилья в течение 16 лет. А также предлагает добиться прозрачности распределения такого жилья в сложных районах.
По сути, перед нами программа, может быть и не всегда конкретная, но рассчитанная на поиск самого широкого круга сторонников - то есть на второй тур. И это приносит свои плоды. По некоторым опросам, даже среди избирателей, поддерживавших Марин Ле Пен, около 33% кандидатом “второго выбора” называли Макрона.
Тем не менее главными для будущего социальных вопросов Франции станут не президентские, а парламентские выборы, которые пройдут в июне. Ведь именно на парламентское большинство станет опираться правительство, которое будет проводить социальную политику в стране.