Охрана труда важна, пожалуй, для всех “производственных” профсоюзов. Однако строители по уровню травматизма и смертности здесь “лидеры”. А ведь заниматься решением проблемы должны еще как минимум Роструд и сами работодатели. Несоответствие прилагаемых совместных усилий и результата побудило ЦК профсоюза строителей посвятить очередной пленум целиком охране труда.
- Защита прав членов профсоюза на безопасные условия труда является основной функцией профсоюза на сегодня, - констатировал глава профсоюза строителей Борис Сошенко, открывая IV пленум ЦК организации. - Я напомню, что строительство - это лидер по смертному травматизму в стране.
Интересно, что статистику по этому вопросу в профсоюзе не считают объективной. Потому что “ее каждый по-своему ведут Росстат, Фонд социального страхования и Роструд”. Такой, то есть, пересказ басни “Лебедь, щука и рак”. Впрочем, пресловутое отрицательное “лидерство” никем из них не оспаривается.
По мнению Бориса Сошенко, было бы правильно воссоздать отраслевую систему охраны труда и промышленной безопасности на государственном уровне. (Сейчас “родной” Минстрой не наделен соответствующими полномочиями, и отдуваться за всех приходится Министерству труда.) Хотя тут с предложениями надо быть поосторожней: с государства станется написать басню “Лебедь, щука, рак и Минстрой”.
В 2021 году в 32 региональных организациях профсоюза в строительном комплексе произошло 127 несчастных случаев на производстве (в 2020-м - 124). Из них тяжелых - 85 (в 2020-м - 80). Случаев с летальным исходом в прошлом году было 38, или 12% от всех смертельных случаев на производстве в стране (339 человек, согласно данным Роструда). Больше 33% всех несчастных случаев на производстве - следствие падения с высоты.
470 с лишним комиссий по охране труда (работодатель и профсоюз) провели в 2021 году больше 4000 проверок. Выявлено 23 тыс. нарушений правил охраны труда. Работодателям выдано более 3600 предписаний, 224 должностных лица привлечены к ответственности.
Вместе с тем только 10% организаций профсоюза строителей имеют штатных технических инспекторов труда.
Но если со статистикой все более-менее ясно, то по какой причине она настолько неутешительна? Как указывает Борис Сошенко, многим организациям попросту выгодно нарушать нормы безопасности и охраны труда. Рабочие часто временные, трудятся по договору подряда (можно подумать, они все не физлица, а сплошь предприниматели), не проходят медобследование, а смена у них при этом больше 12 часов.
В этом перечислении нет ничего нового. Но государство каждый год все больше сокращает число проверок бизнеса, в том числе в строительной сфере. Многие почему-то смеются, вспоминая крылатую фразу бывшего президента Медведева: дескать, “не надо кошмарить бизнес”. Зря смеетесь - фраза действительно “отлилась в граните”. Бизнес почти не кошмарят, но за чей счет?
- Известный факт: на малых и средних предприятиях бизнес работает “вчерную”, гражданско-правовые договоры подменяют трудовые отношения, вопросы охраны труда решаются формально, скрывается смертельный травматизм. Там нет коллективов, нет профсоюза, нет общественного контроля, - подытожил Сошенко.
Для наглядности приведем пример из доклада главы Нижегородской областной организации профсоюза строителей Андрея Киселева (доклад был представлен в письменном виде):
“На объекте ООО СК “Спецстройком” произошел смертельный несчастный случай с крановщицей Баердиновой (падение с высоты). В извещении о несчастном случае со смертельным исходом сказано, что Баердинова в трудовых отношениях с СК “Спецстройком” не состояла”.
Есть еще пример, когда при падении разбился насмерть племянник работодателя - он тоже “не состоял”. Все трудились по договору подряда. Есть у Нижегородского обкома и предложения, что со всем этим делать. Например, обязать работодателей заключать договоры подряда только с юрлицами и индивидуальными предпринимателями, а с физлицами - только трудовые договоры.
Свои наработки по защите прав строителей есть и у работодателей. Об этом высказался Константин Кижель, исполнительный директор Российского союза строителей - саморегулируемой организации, в которой, судя по ее сайту, состоят “260 коллективных членов, объединяющих более 41 000 строительных организаций, предприятий стройиндустрии, проектно-изыскательских институтов в 80 субъектах РФ”.
Константин Кижель говорил об охране труда строителей в том смысле, что отрасль теряет квалифицированных рабочих - крановщиков, например, - вследствие мобилизации. Принято говорить - “частичной”, но судя по тому, сколько работодателей из разных отраслей внезапно воспылали любовью к своим сотрудникам, пожалуй, можно назвать ее и “полномасштабной”:
- Я хотел предложить вам сделать ключевое тоже направление помимо тех, чем вы занимаетесь: взять на себя как профсоюзников [функцию] по защите своих предприятий. Сейчас у нас проходит в стране полномасштабная мобилизация. Но, к сожалению, иногда это происходит бездумно, - говорил Кижель.
По факту спикер прав: отрасль рискует потерять кадры, а обучение таких же новых требует времени и денег. И не факт, что их тоже не заберут отдавать долг Родине. Интересно другое: сколько организаций, нарушающих нормы охраны труда, вспомнили о профсоюзе только сейчас, в такой вот момент?
Каждый может наблюдать в ленте новостей, как кинулись внезапно работодатели многих отраслей выбивать бронь для своих сотрудников - и кто их осудит конкретно за это? Но разве только военные действия уносят невосполнимые для компаний жизни работников (на период обучения новых)? Нет. Значит, речь о масштабах потерь сейчас идет как о финансовых рисках, и вряд ли - как о конкретных жизнях, о средствах защиты, о нормальных трудовых договорах, об условиях труда и так далее. Все вышесказанное, однако, не стоит воспринимать как выпад в сторону именно Константина Кижеля. В конце концов, он обещал донести до коллег, что если им нужна помощь профсоюза, то они должны активнее с профсоюзом же и работать.
- На протяжении последних, наверное, шести - восьми лет мы подписываем совместно с нашим отраслевым министерством и соцпартнерами - это Союз строителей, Союз предприятий стройиндустрии, Союз проектировщиков - так называемый план мероприятий по работе в области охраны труда. Могу честно сказать, что всем сторонам, кроме профсоюза, этот документ просто не нужен, - заявил при солидарном гуле председатель Свердловской областной организации профсоюза Валерий Юстус.
В деле взаимодействия профсоюза с работодателями доходит едва ли не до курьезов. Так, рассказал среди прочего глава Саратовского обкома Михаил Похазников, профсоюзная организация при общении с проверяющими органами даже старается, в случае чего, повлиять на снижение штрафа для работодателя (конечно, без ущерба для работников).
- Так надо донести это до тех организаций, где нет профсоюза! - уверенно раздалось откуда-то с места.
- Мы и стараемся, - ответствовал Похазников. - Вот если будет письмо [о взаимодействии с профсоюзом к коллегам от Кижеля]…