Профсоюз адвокатов России должен принимать большее участие в жизни профессионального сообщества. Это становится особенно заметно, когда речь заходит об изменениях в законодательстве, касающихся как адвокатской деятельности, так и системы защиты права в целом. Зампредседателя профсоюза, член комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов России Вахтанг Федоров рассказал, какие вопросы сейчас стоят перед сообществом и на какие из них организация поможет найти ответы.
Адвокатура как институт, призванный защищать права граждан и в целом право, всегда находится в среде с разной степенью агрессивности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что внешнее давление выявляет наши внутренние слабые места. Если можно так выразиться, то натяжение цепей нашего внутреннего единства позволяет увидеть слабые звенья и вовремя их укрепить. Изменение устройства современного общества напрямую влияет и на изменение устройства адвокатуры (это если говорить, например, о новых технологиях, коммуникациях, формировании цифровой среды, серьезно отличающейся от привычных нам условий существования, создании открытого информационного пространства).
Существует риск остаться в заложниках консервативности адвокатуры и адвокатской деятельности. Речь не может идти об отрицании традиций адвокатуры, накопленного исторического опыта взаимодействия с государством (опыта как положительного, так и отрицательного). Это фундамент, потеря или размывание которого невозможно допустить. Вместе с тем игнорирование новых условий развития общества и государства в их взаимосвязи может привести к тому, что адвокатура из передового правозащитного института превратится в некое сообщество ретроградов, отрицающих новые достижения человеческой цивилизации во всех сферах жизни.
Найдет ли традиционная адвокатура свое место в новом мире? Будет ли это место в президиуме или это будет место по контрамарке, зависит в первую очередь от нас самих. От нашего отношения к своим внутренним ценностям, от наших усилий, от нашей способности защищаться, держать удар, готовности идти на определенный риск в отстаивании наших профессиональных интересов, которые в первую очередь неразделимы с интересами граждан, общества, государства. Адвокатура не существует сама для себя - она существует для народа. Сильная адвокатура - сильное общество - сильное государство. Это триединство и есть формула нашего профессионального институционального успеха.
Профсоюз не может и не должен ассоциироваться в сознании граждан и наших коллег-адвокатов как объединение неких элементов, чуждых и противостоящих правящему классу или элите, органам управления. Как правильно было отмечено в выступлении президента России, каждодневная, последовательная, очень кропотливая работа профсоюза зачастую не видна - но именно профсоюз является той самой силой, способной на тектонические сдвиги в любой сфере общественной жизни.
Без участия профсоюза не обходится и не может обойтись ни одна значимая реформа или инициатива в социально-экономической сфере. Вообще немного отвлекаясь в сторону - считаю, что позитивная роль профсоюзов недостаточно широко освещается в СМИ.
Среди всего массива информации первое, что приходит в голову при слове «профсоюз», - это или массовые акции протеста, или санаторно-курортные здравницы. Очень полярные аспекты жизни профсоюза. А что между ними? А между ними, именно между этими двумя полюсами и находится 90% активности профсоюзов. Если санатории и курорты надо только приветствовать, то активные формы и методы борьбы - это результат безвыходности, крайность, которую нельзя допустить.
Именно профсоюзная работа и является лучшей профилактикой болевых вопросов. Кому-то это работа покажется рутинной, скучной – это совсем не так. Эта работа и есть дыхание профсоюзной жизни. Именно без нее наступает момент удушья, когда нет другого выхода, кроме протестных акций. Нет оружия страшнее, чем булыжник в руках рабочего класса. Это образная метафора.
Цели и задачи профсоюзного движения как раз и заключаются в том, чтобы работающий человек получал достойную оплату своего труда, работал в безопасных условиях, способствующих достижению конечного результата труда.
Все это вполне применимо и к работе адвокатов. Стереотипный образ адвоката, который получает баснословные гонорары от граждан, – это образ, в большинстве случаев не совпадающий с реальностью. По статистике ФПА РФ, для 70% российских адвокатов основной источник дохода – это оплата их труда в качестве защитников по назначению. И оплата эта очень невелика. Здесь следует отметить, что усилиями всех интересантов ситуация стала улучшаться. Она далека от идеала - но прогресс очевиден. Это следует только приветствовать и поддерживать. В то же время и в этой части остается много точек для приложения усилий, в первую очередь профсоюза и адвокатских палат совместно.
Не находят сколько-нибудь значимого решения проблемы оказания бесплатной юридической помощи. Эти вопросы относятся как к федеральной власти, так и к региональной. Это и увеличение бюджетов на оказание бесплатной юридической помощи, и поддержка по административно-хозяйственной части, создание необходимых условий: помещения, техника, связь и так далее. Где-то эти вопросы решаются хорошо, но во многих местах бесплатная юридическая помощь, которая должна субсидироваться за счет бюджета, оказывается малоимущим гражданам фактически на принципах pro bono. А это уже совсем другая общественно-полезная деятельность.
Далеки от идеала и условия труда защитников в следственных изоляторах, судах. Требуют своего внимания вопросы пенсионного обеспечения адвокатов, меры социальной поддержки. И много еще ключевых и актуальных тем, которые должны быть в фокусе внимания.
В связи с этим удивляет отношение некоторых коллег и их реакция на существование и деятельность профсоюза адвокатов России. Начинается казуистическое исследование вопроса: может ли у адвокатов быть профсоюз, нужен ли он вообще и так далее.
Профсоюз есть. Это факт на протяжении уже 20 лет. Эти годы были наполнены содержательной работой, оценка которой обязательно будет дана в исторической перспективе. Были и трудности, были и победы.
Сегодня вектор развития профсоюза направлен на выстраивание партнерства с адвокатскими палатами, взаимную поддержку и укрепление института адвокатуры. При этом, предвосхищая разные трактовки, хочу пояснить: речь не может идти о сращивании, подмене или ущемлении компетенций. Речь идет о более точной настройке механизма внутреннего устройства адвокатуры. Профсоюз – жизненно важный орган для любой формы организации.
Профсоюз не является структурой, пришедшей откуда-то извне или навязанной кем-то. Он состоит из тех же самых членов адвокатского сообщества, когда-то принявшего нынешнюю форму самоорганизации адвокатуры, закрепленную в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Речь идет об адвокатских палатах, роль которых – основополагающая. Вместе с тем очевидна потребность в существовании и профсоюзной организации, способной как активно влиять на процессы внутри адвокатского сообщества, так и при необходимости вставать на защиту прав и интересов адвокатуры в отношениях с государством. Адвокатские палаты могут и должны это делать в силу нашего специального закона, упомянутого выше.
Профсоюз это может и должен делать в силу сформировавшегося запроса со стороны сообщества, опираясь на профильный закон о профсоюзах.
Высказанная позиция основана на понимании того факта, что координация усилий, направленных на достижение общей цели участников, разных по своему правовому статусу (адвокатские палаты и профсоюз адвокатов), послужит гораздо более динамичному и уверенному развитию адвокатуры как института гражданского общества и необходимого элемента демократического правового социального государства.