Грузинские наемные работники в скором времени ожидают принятия в стране нового Трудового кодекса. Проект документа успешно прошел первые два чтения в новом, “оппозиционном” парламенте, избранном в октябре прошлого года. Пока еще действующий в Грузии ТК эксперты называют худшим в СНГ и одним из худших в мире. О недостатках прежнего трудового законодательства наших соседей и преимуществах нового “Солидарность” расспросила президента Объединения профсоюзов Грузии Ираклия Петриашвили.
- Ираклий Лериевич, действующий пока еще грузинский Трудовой кодекс называют самым плохим в СНГ и одним из самых плохих в мире. Действительно ли это так, и если да, то почему?
- Потому что им игнорируются все права, которые человечество создало и накопило со времен первобытного строя. Например, не соблюдаются так называемые овертаймы, доплата за переработку после 8-часового рабочего дня. Можно было беременную женщину запросто уволить с работы. То есть в ТК немало норм, стандартов 16 - 17 века. Люди сопротивляются им забастовками, но когда в стране действует полицейский режим, то работников выгоняют, сажают в тюрьму, профсоюзных лидеров шантажируют, возбуждают против них уголовные дела.
- В 2011 году мы писали о рабочих кутаисского металлургического завода “Геркулес”, требовавших человеческих условий для работы (“Солидарность” № 34, 2011) . Были крупные волнения...
- Они и сейчас продолжаются. Но с нашей стороны винить индийских работодателей было бы неправильно, потому что когда грузинские законодатели и правительство принимают такие законы и дают право любому работодателю поступать с гражданами Грузии так, как ему захочется... Думаю, в этом виновато правительство, и оно за это поплатилось.
- Правительство, таким образом расширив права работодателей, видимо, рассчитывало привлечь в страну больше инвестиций?
- Инвестиции... Еще Рузвельт говорил во время Великой депрессии: самое хорошее оружие, чтобы справиться с экономическим кризисом, - это профсоюзы. Это правда. Потому что в Грузии 70% экономического роста (точнее, индекс роста продукции в обрабатывающей промышленности с 2003 года. - Прим. ред.) в 2007 году никак не отразилось ни на занятости, ни на соцгарантиях. Зарплаты были очень маленькие. Это означает, что одна небольшая группа людей захватила все блага экономического роста в стране. Когда эти блага справедливо распределяются, тогда не имеет значения, какие привлекаются инвестиции. А когда ты работнику платишь такую зарплату, что ему приходится из дому вещи выносить и продавать...
- На какой стадии находится принятие нового кодекса?
- Формально это будет не новый кодекс, а поправки к нему. Но поправки вносятся в 64 статьи кодекса из 70-ти, поэтому можно говорить о нем как о новом документе. Третье слушание в парламенте будет скоро, до 18 апреля. Первые два прошли очень успешно. 75% того проекта, который сейчас рассматривается, грузинские профсоюзы создали еще в 2009 году. И во время рассмотрения в парламенте мы туда внесли еще разные поправки.
- Чем новый ТК поможет тем же кутаисским металлургам?
- Например, тем, что они за свой тяжелый труд, за ночные часы будут получать сверхурочные, медстраховку и так далее.
- В Грузии есть понятие МРОТ?
- Да. Это маленькая зарплата: в частном секторе 20 лари, у госслужащих - 135 лари (один лари сейчас в переводе на рубли - около 19 рублей. - Прим. ред.). Такой МРОТ не соответствует реальной минимальной жизненной потребности, тому, что нужно человеку на месяц, чтобы он смог прокормиться. Поэтому над этим мы тоже работаем, и есть серьезные сдвиги.
- А есть ли в стране какие-либо надзорные органы в сфере труда и занятости?
- С 2006 года у нас практически не существует инспекции труда. Государство, правительство говорило, что ему все равно, вернется ли человек с работы здоровым. Так что этого института не было, мониторинг безопасности труда не проводился. Сейчас это вводится уже с 1 мая. Не знаю, как ведомство будет называться. Во всяком случае, ни нам, ни властям советские термины не по душе.
- Какая средняя зарплата сейчас была бы, по-вашему, оптимальной для Грузии?
- Я не люблю понятия “средняя зарплата” и хочу, чтобы журналисты избавились от этого термина в своем лексиконе. Потому что дифференциация зарплат простого работника и руководителя составляет 1 к 150! Это означает, что у руководства может быть в месяц 40 тысяч лари (20 тысяч долларов), а у простого работника 300 лари (150 долларов). Средняя зарплата очень хорошо выглядит и привлекательно, только рабочий открывает холодильник, если он вообще у него есть, а холодильник пустой. Средняя зарплата ничего не означает в данном случае.
- Тогда поставим вопрос немного по-другому: на сколько лари в месяц можно прожить в Тбилиси?
- На 260. И в городе, и в сельской местности - Грузия небольшая страна. Тем более что всего лишь 6% ВВП дает сельское хозяйство, хотя в сельской местности проживает 52% населения. Это означает, что слишком бедно там люди живут. Именно 260 лари для них были бы той суммой, на которую они более-менее достойно могли бы прожить.
- При такой ситуации сельские жители наверняка бегут в города?
- Да, к сожалению. Но я думаю, что это скоро прекратится, потому что очень большое внимание новая власть обращает на сельское хозяйство, немало инвестиций и бюджетных денег туда будет вкладываться. Люди найдут работу, при которой им не придется платить из своего кармана за здравоохранение, за учебу. Я думаю, что власти и техникой помогут, чтобы обрабатывать землю, и какие-то деньги выделят на то, что фермеры считают нужным: кто-то удобрения покупает, кто-то технику, бензин, солярку. Главное, чтобы рынки были открыты, чтобы с Евросоюзом мы наладили отношения. Потому что один из главных вопросов - почему Грузия не вступила в свободную торговлю с Европой. В ВТО мы вступили еще раньше России, а договор о свободной торговле с Европой - это отдельная тема. Но думаю, что уже в сентябре мы подпишем необходимое соглашение. И когда европейский рынок откроется, надеюсь, что все будет нормально.
- А что же мешало раньше подписать это соглашение?
- Одна из причин в том, что было давление на профсоюзы. Другая - средневековые трудовые стандарты, которые узаконил ТК 2006 года. Эти два вопроса снимутся, и договор будет подписан. Если рынок будет открыт, сельское хозяйство будет работать. Думаю, что в этом году осенью в Грузии будет очень много сельскохозяйственных продуктов, и некуда их будет девать, если не откроются рынки. С выходом на российские рынки вы знаете, как дела обстоят.
- Возвращаясь к плюсам рассматриваемого в Грузии ТК: как профсоюзы будут застрахованы от давления?
- У работодателя не будет возможности уклониться от коллективных переговоров с профсоюзом, это дело будет наказуемо. Работодатель не сможет трогать профсоюзы и увольнять людей по признаку принадлежности к ним.
- Кстати о страховке: что ждет наемных работников в плане медстрахования?
- Люди должны вступать в профсоюзы, профсоюзы должны работать, они должны добиваться гарантий. Минимальные дает правительство, и минимальную медицинскую страховку граждан фактически обеспечивает правительство. А остальное, чтобы было лучше, - это уже дело профсоюзов. Я не хочу, чтобы профсоюзы стали ленивыми, чтобы все было прописано в законе: нам тоже надо поработать.
- Когда началась работа над проектом нового ТК?
- На первом же заседании нового правительства министру юстиции было поручено, чтобы был подготовлен проект. У нас же, у профсоюзов, как я уже говорил, был свой готовый проект еще в 2009 году.
- То есть рассмотрение нового проекта ТК напрямую связано со сменой правительства? (На выборах в грузинский парламент 1 октября 2012 года большинство голосов получила оппозиционная коалиция “Грузинская мечта”, которая и сформировала новое правительство. - П.О.)
- Да. Потому что это был один из острых вопросов. Прошло много акций протеста внутри страны. Европа и Америка, основные политические партнеры Грузии, очень строго критиковали власть за те нормы, которые существовали в старом ТК. И те поблажки, генеральные преференции, что были у Грузии от Америки и Европы, приостановились. Хорошо, что власть переменилась и прекратился обман Европы и Америки. Немыслимо обманывать своих партнеров, и профсоюзы пытались не давать властям эту возможность. И новые власти поступили мудро - они взяли на вооружение всю работу, которую профсоюзы с 2006 года провели в трудовой и социальной сфере.