Череда волнений в Турции, чуть, как казалось, притихшая после первого всплеска насилия, прекращаться не собирается. К “рассерженным горожанам” присоединяются и крупные профцентры. Минувшая неделя уже была отмечена забастовкой работников госсектора. И вряд ли дело ограничится только этим.
Когда стамбульская молодежь оккупировала парк Гези, пытаясь предотвратить его вырубку, мало кто мог подумать, что с этой акции экологов и градозащитников начнется невиданный (по крайней мере в последние годы) политический кризис в стране. Неоправданно жесткие действия не стеснявшейся в спецсредствах полиции вызвали в обществе волну возмущения, многократно усиленную возможностями социальных сетей. И вот результат: митинги в большинстве крупных городов страны - и снова насилие, тысячи пострадавших и задержанных, несколько жертв. Заговорили уже о “турецкой весне” по аналогии с “весной арабской”, а площадь Таксим, на которой произошли столкновения, стали сравнивать с каирским Тахриром. Даже русские туристы, которых ничем не испугать, задумываются о том, стоит ли брать путевку в Анталию или следует выбрать другое направление.
Между тем, на минувшей неделе к массовым протестам присоединились профсоюзы.
Во вторник, 4 июня, двухдневную забастовку объявило профобъединение работников госсектора KESK. KESК, впрочем, планировал протестовать и так: власти в настоящий момент прорабатывают законопроект, ухудшающий, по мнению профсоюза, положение бюджетников. Тем не менее перед началом забастовки представители профсоюза отложили требования социального характера и выступили со вполне политическими лозунгами о демократизации страны и немедленном прекращении репрессий против демонстрантов.
KESK есть из-за чего выдвигать подобные требования: 1 мая власти разогнали первомайскую демонстрацию, которую профсоюзы решили провести на все той же площади Таксим, - причем сделали это с применением газа. А в феврале прошлого года несколько десятков активистов KESK были арестованы по обвинению в связях с курдской сепаратистской организацией “Союз общин Курдистана”; в самом профцентре обвинения назвали сфабрикованными и восприняли их как давление на профсоюз. В настоящий момент большая часть подсудимых отпущена из-под стражи, однако процессы продолжаются.
Протестные настроения подогревает и недовольство неолиберальной экономической политикой правительства Эрдогана. Недовольство назрело “слева”: приватизация в стране за десятилетие, что “Партия справедливости и развития” нынешнего премьера находится у власти, достигла небывалых темпов, тогда как на протяжении большей части современной истории Турции в экономике страны за государством сохранялась ведущая роль. Впрочем, Эрдоганом недовольны самые разные группы населения: либералы - за “ползучую клерикализацию” и авторитаризм, военные - за то, что исламистское правительство отодвинуло их от роли охранителей политической системы, которую те занимали со времен Ататюрка, националисты-радикалы - за чрезмерную “мягкость” в переговорах с курдскими боевиками...
KESK - один из крупнейших профцентров страны, в нем состоит четверть миллиона человек. Протесты поддержали и другие профцентры, в частности, Конфедерация прогрессивных профсоюзов Турции DISC. Всю неделю, включая выходные, профсоюзы участвовали в уличных акциях и маршах...
А ведь недовольство работников госсектора ухудшающим положение бюджетников законодательством - не единственный конфликт “социально-трудового” порядка, который может войти “в резонанс” с происходящим в стране.
Ранее, в мае, начался очередной виток трудового конфликта в компании TurkishAirlines. Во-первых, работники пытаются добиться повышения заработных плат и улучшения условий труда, а во-вторых, речь идет о продолжении давнего противостояния: в 2012 году власти запретили забастовки в отрасли, протестовавшие против запрета были уволены. Сейчас переговоры компании-работодателя с забастовщиками явно зашли в тупик - и местный профсоюз авиаработников объявил о продолжении протестов.
Еще одна возможная протестная “бомба” - майский кризис в переговорах Союза металлистов Турции с объединением работодателей по поводу заработных плат. Средняя зарплата рабочего в отрасли - менее 800 долларов без учета налогов. Профсоюз тогда не исключил, что также начнет забастовку.
Между тем турецкая экономика, до недавних пор демонстрировавшая удивительные темпы роста (особенно по сравнению с погрязшими в кризисе соседями), начинает ощутимо проседать. Курс лиры упал, на биржах наступил кризис - инвесторы начинают опасаться происходящего в стране, где к хипстерам присоединяются рабочие.