В Гватемале за последние шесть лет убито 53 профсоюзных активиста, в Колумбии с января 2012 года - 18; в Эфиопии и Гонконге полностью отсутствуют механизмы коллективных переговоров; в Германии 7,5 миллионов человек работают по системе “мини-работы”, при которой зарплата может составлять 3 евро. Международная конфедерация профсоюзов (МКП) опубликовала свой доклад о нарушении прав профсоюзов в мире. Попала в него и Россия.
МКП своим “Обзором нарушений прав профсоюзов” создала платформу для общения, а также распространения информации о нарушениях прав профсоюзов, которые определены в 87 и 98 Конвенциях МОТ. Этот обзор входящие в МКП профсоюзы используют в качестве справочного документа, когда обращаются к органам власти и работодателям с просьбой об уважении и поддержке прав профсоюзов. Мероприятия МКП по отстаиванию интересов зачастую основаны на результатах этого документа. Они передаются в наблюдательный механизм МОТ, который отвечает за контроль над реализацией Конвенций 87 и 98. Обзор служит информационным материалом для политиков, организаций гражданского общества и ученых. Полный текст будет доступен на сайте МКП с октября 2013 года, а мы предоставляем вашему вниманию наиболее интересные выдержки.
В 2012 году безработица по всему миру достигла 197 миллионов человек. При этом недооценивается реальное положение на рынке труда. Сильно выросла занятость на работах, не соответствующих квалификации трудящихся, быстро растет число людей, переставших искать работу (и утративших официальный статус безработных).
Более 40% населения в 2/3 развивающихся стран и в странах с переходной экономикой занято в ее “неформальном” секторе. Во многих странах Африки к югу от Сахары в неформальной экономике занято 80% людей и более. Это означает, что у них нет базовых прав трудящихся.
Средняя разница доходов между мужчинами и женщинами составляет примерно 20% и не сокращается. В некоторых странах она гораздо выше. Наибольшая гендерная разница в оплате труда отмечена в Замбии - 46%, за ней следует Корея, где эта величина составляет 43%. Исследование, проведенное МКП, выявило, что в тех секторах, где традиционно существуют профсоюзы (например, госсектор), гендерная разница в оплате труда, как правило, ниже.
Практически во всех странах быстро распространяется временная работа, работа через агентства занятости, работа на неполный день и другие типы неформальной работы. Так, 7,5 миллионов человек в Германии работают по системе “мини-работы”, при которой они могут получать до 450 евро в месяц, не платя при этом налогов и взносов в систему социального страхования. Отдельный заработок может составлять всего 3 евро! Временные и заемные работники не вступают в профсоюзы из-за риска быть уволенными, а это значит, что у них нет никакой поддержки для улучшения своего положения на работе.
Коллективные переговоры - крайне важный инструмент улучшения условий жизни и работы трудящихся. Тем не менее в некоторых странах механизмы коллективных переговоров отсутствуют полностью или представлены недостаточно. В Эфиопии у преподавателей нет права на переговоры, а в Гонконге законодательство не предоставляет никаких гарантий в отношении коллективных переговоров. В 22 из 87 стран работодатели отказываются добросовестно проводить переговоры, несмотря на существующие юридические и институциональные рамки.
Финансовый кризис серьезно повлиял на коллективные переговоры - особенно в Европе, где новая политика благоприятствует переговорам на уровне предприятий. Эти реформы могут привести к увеличению власти работодателей, они будут вправе диктовать свои условия и контролировать трудящихся. В таких странах, как Португалия, Греция, Румыния, Испания и Италия, была ослаблена система коллективных переговоров со многими работодателями.
В Зимбабве силы безопасности постоянно вмешиваются в профсоюзную деятельность. Члены организаций запуганы угрозами расплаты за критические высказывания о политике властей, что не дает им свободно проводить собрания. В Иране правительство также вмешивалось в профсоюзную деятельность и запретило критиковать экономическую политику.
Жестокие нападки на профсоюзы в Мьянме (Бирме), Фиджи, Грузии, Гватемале, Бахрейне, Свазиленде и Зимбабве поставили существование профсоюзов и демократических институтов в условия высокого риска. Для достижения изменений в законах и политике используются национальные и международные механизмы. Так, правительство Грузии в настоящее время реформирует свой Трудовой кодекс, Федерация профсоюзов Мьянмы вовлекла свыше 18 тысяч новых членов в течение 6 месяцев, а правительство Гватемалы сейчас работает с МКП над соглашением о комплексном пакете реформ, чтобы улучшить права профсоюзов.
Тем не менее члены профсоюзов зачастую сталкиваются с серьезными нарушениями своих прав, и поэтому люди боятся состоять в организации. Например, в Гватемале, где за последние шесть лет были убиты 53 профактивиста, лишь 1,6% трудящихся являются членами профсоюза. В Колумбии с января 2012 года были убиты 18 профактивистов. Члены профсоюзов столкнулись с насилием в 24 из 87 стран, о чем имеется подобная информация. В 46 из 87 стран трудящиеся подвергались анти-профсоюзной дискриминации.
В обзор МКП попала ситуация в нефтяной компании “Башнефть”, руководство которой угрожало увольнением работникам - членам профсоюза. Это привело к тому, что сотни человек вышли из Росхимпрофсоюза. Напомним, что профсоюз и газета “Солидарность” проводили кампанию солидарности, к которой подключился и международный профцентр IndustryAll.
Также в обзоре говорится о двух профсоюзных лидерах на “Объединенных пивоварнях Heineken”, которых уволили за протест против заемного труда. Прокуратура признала их увольнение незаконным и приказала руководству восстановить их.
В качестве примера того, что работодатель отказывается добросовестно проводить переговоры, приводится компания “Бентелер”. Руководство вышло из переговоров, когда профсоюз МПРА отказался подписать договор о неразглашении, который препятствовал бы ему информировать своих членов о самом процессе переговоров. Кроме того, зафиксированы случаи, когда менеджмент предлагал премию тем трудящимся, которые откажутся принимать участие в забастовках.
Не осталась без внимания и ситуация с Валентином Урусовым. Шахтер и лидер профсоюза из Якутии был арестован под предлогом того, что он занимался торговлей наркотиками. Его пытали, а затем приговорили к тюремному заключению на шесть лет. Он был освобожден в марте 2013 года.
Большое внимание в обзоре уделяется Грузии, и это неудивительно. В течение многих лет Конгресс профсоюзов Грузии сталкивался с преследованием правительства президента Саакашвили. В 2006 году правительство Грузии, вопреки ратифицированным Конвенциям МОТ № 86 о свободе ассоциаций и защите права на организацию и № 98 о праве на организацию и коллективные переговоры, разрушило Трудовой кодекс. В результате предприниматели получили практически полную свободу увольнять работника без какой бы то ни было причины, была подорвана основа для коллективных переговоров и ликвидированы трудовые инспекции.
Шахтеры горно-обогатительной фабрики в Чиатуре рассказывали, что руководство ведет двойную бухгалтерию, неверно сообщая о зарплатах трудящихся. Плохие условия охраны труда в шахте за последние три года привели к гибели или потере трудоспособности многих работников, но руководство не выплатило компенсаций, а вина за происшествия была переложена на самих пострадавших. Ежедневный пищевой рацион шахтеров составлял два куска хлеба и два вареных яйца, либо стаканчик йогурта, причем пища нередко была испорченой. Шахтеры сталкивались с оскорблениями и даже побоями. 15 октября 2012 года трудящиеся вышли на забастовку.
Наиболее поразительным примером анти-профсоюзной практики работы в Грузии является ситуация с металлургическим заводом “Геркулес”. В сентябре 2011 года мэр города и десятки сотрудников полиции разогнали забастовку примерно 150 работников металлургического завода в Кутаиси. Трудящихся заставили вернуться к работе, иначе их могли бы посадить в тюрьму или уволить, а некоторых вынудили подписать документ о выходе из профсоюза. Работники начали забастовку, чтобы потребовать восстановления уволенных лидеров и проведения честных коллективных переговоров.
С приходом к власти оппозиционной партии “Грузинская мечта” ситуация поменялась. В 2013 году трудовое законодательство должно быть приведено в соответствие с международными стандартами.
В городе Микашевичи (Беларусь) работодатели и местные органы власти оказывают давление на членов недавно созданного независимого профсоюза РУПП “Гранит” с тем, чтобы они написали заявления о выходе. Руководителей профсоюза подвергают постоянным притеснениям и лишают правовой помощи. Председатель независимого профсоюза Олег Стахаевич и его заместитель Николай Карышев были незаконно уволены.
В 2012 году работодатели продолжали притеснять членов независимых профсоюзов в компании “Белшина” в Бобруйске и ОАО “Нефтеперерабатывающий завод” в Мозыре. Членов профсоюза вынуждают выходить из организации угрожая не продлить их срочные контракты или не подтвердить их профессиональные навыки.
В октябре 2012 года на Украине уволили главу первичной профсоюзной организации “Защита справедливости” Андрея Куделя, когда он подавал заявление о конфликте от лица работников Metro Cash & Carry в Национальную службу посредничества и примирения.
Руководство шахты “Новодружеская” ОАО “Лисичанск-уголь” в июле 2012 года проинформировало профсоюзную организацию предприятия о том, что она больше не может использовать свои помещения и что председатель Марченко больше не должен быть ее представителем.
В октябре 2012 года Валентина Коробка, глава Свободного профсоюза предпринимателей Украины, подверглась нападению Наталии Бойченко, менеджера рынка, на котором она работает.
- В настоящий момент трудящиеся находятся на передовой войны без правил за коллективные переговоры, минимальную зарплату и социальную защиту. Эти базовые инструменты для сокращения растущего неравенства представляют опасность для скупых громадных корпораций и тех институтов и политических сил, для которых большой бизнес важнее людей, - заявила генеральный секретарь МКП Шаран Барроу.