Центральная профсоюзная газета16+
Хлебное место

или Как отстоять народное предприятие

В редакцию “Солидарности” обратились трудящиеся ЗАО работников “Народное предприятие “Архангельскхлеб”. До последнего времени его акционерами были сами работники, они вместе с гендиректором, руководили успешным предприятием. С приходом нового начальства принципы управления резко изменились. Из-за нездоровой обстановки завод покинуло немало специалистов, у многих оставшихся существенно снизились зарплаты. К тому же, по мнению работников, высшая администрация завода пытается сменить его форму собственности, прибрав к рукам по-настоящему народное предприятие.

ОТ “НАРОДНОГО” К “СЕМЕЙНОМУ”

“Не нравится зарплата - увольняйтесь!” - недовольные работники нередко слышат эти слова от руководителей. С трудовым коллективом ЗАО работников “Народное предприятие “Архангельскхлеб” такой номер не пройдет. Большинство из них - полноправные акционеры предприятия, а значит, могут влиять на важные решения, принимаемые руководством.

“Народным” завод стал в 2001 году благодаря гендиректору Сергею Подколзину, предложившему перевести предприятие в такую форму собственности и сделавшему это. Сотрудники получили акции и возможность участвовать в управлении. Статусом акционеров члены трудового коллектива активно пользовались, вместе принимая решения по важным вопросам. Предприятие развивалось, заказы росли. Бедствовать, по словам заводчан, не приходилось даже в кризисные годы. Была и работа, и приличные деньги. Корреспондент “Солидарности” беседовал с людьми в разных цехах, и все с уважением и теплотой отзывались о Подколзине... Но когда их истории приближались к времени настоящему, звучало больше разочарования.

В 2011 году в связи с почтенным возрастом Сергей Подколозин был вынужден покинуть пост гендиректора. Собравшимся же на выборы нового руководителя работникам-акционерам он представил единственную кандидатуру - свою дочь Ларису Лозовскую, которую и избрали гендиректором ЗАОр. А бывшего гендиректора избрали председателем высшего контролирующего органа предприятия - наблюдательного совета. “Он говорил, что будет дочери наставником и советником, - рассказывает одна из работниц о тех выборах, - что ничего не изменится и руководство будет прислушиваться к нашему мнению”.

Вышло иначе. Лозовская к моменту избрания гендиректором отработала на заводе несколько лет, но приобретенного опыта, видимо, не хватило для руководства всем предприятием. Даже несмотря на советы отца, дела шли все хуже. Вслед за потерей прибыли начали уменьшаться и зарплаты. Грамотные специалисты, настоящие мастера своего дела, стали покидать завод... Об этом, впрочем, расскажут сами работники.

В ЦЕХАХ НЕСЛАДКО

- В последние месяцы моя зарплата упала тысячи на три, примерно до 13 500 рублей, - кондитер Светлана ловко перемещает тяжеленный поддон, залитый заготовкой рахат-лукума, и берется за следующий из десятка таких же... - Раньше я бригадирскую доплату получала, а теперь ее отменили для всех, кто ее получал.

Зарплата у многих заводчан, судя по их рассказам, в последние месяцы только снижается. А вот работы меньше не стало: все работают с полной загрузкой. Светлана, как и ее коллеги, не раз обращалась и в бухгалтерию, и к руководству, интересовалась, чем вызвана отмена надбавок, почему вдруг денег стало меньше. В ответ: все рассчитано правильно, ошибок нет.

- Стимула трудиться нет, а требований к сотрудникам много, - вздыхает работница кондитерского цеха. - Конечно, мы работаем, выкладываемся. Привыкли. Это же наше производство! Но так как стимула нет, специалисты с завода стали уходить.

Вместе с предпрофкома Марией Корельской проходим по цехам. Лукум и мармелад, крайне аппетитные даже на первый взгляд, - лишь часть огромного производства. Сушки, баранки, прочие вкусности, ну и “визитная карточка” предприятия - ароматный хлеб. Работа кипит. Несмотря на занятость, заводчане находят минутку, чтобы поздороваться с Корельской и побеседовать со мной. Проблемы у большинства схожи: зарплата низкая и продолжает падать, потеряно ощущение целостности коллектива... Схожи и претензии к руководству:

- На работу на завод раньше было не попасть! - вспоминает сотрудница лаборатории. - С завода разве что на пенсию уходили. А теперь такая текучка... Уже не только у нас в лаборатории народ поменялся, но и в конторе. То ли восемь, то ли девять начальников коммерческого отдела сменилось! Что можно говорить о сбыте, когда там нет постоянного человека, кто бы этим занимался?! За два года правления нового гендиректора с завода 320 человек ушли! А всего-то 600 человек трудятся!

- Просто не ценят здесь больше специалистов, - дополняет ее другой работник. - Нездоровая атмосфера. Если руководитель отдела не угодил директору - его вынуждают уходить.

В котельной стоит острый, сладковатый аромат. Такое ощущение, что вновь пахнет чем-то прекрасно-кондитерским. Но нет. Как просвещает меня один из работников - это запах “свежего печного топлива”. Цех работает на отходах переработки бензина. Работа вредная, зарплата невелика, а квартальные премии урезали.

- Помню, старое руководство перед нами об увеличении чистой прибыли отчитывалось: 35, 45, 55 миллионов, в 2010 году - 94 миллиона! - рассказывает работник цеха. - Квартальные премии до 20 тысяч рублей доходили. А при Ларисе Сергеевне в 2011-м было только 46 миллионов, потом 25, а после - и того меньше. Получается, при нормальном руководителе в гору шли, а теперь с этой горы катимся.

Многие сотрудники обратили внимание еще на одну деталь. С приходом нового руководства в административных помещениях начались бесконечные ремонты, а кое-где и по нескольку раз. На все это, естественно, тратились немалые деньги. Конечно, никто не возражает против ремонта. Только вот наводить блеск нужно тогда, когда решены основные проблемы: закуплено новое оборудование, урегулированы кадровые вопросы, а зарплата вернулась на достойный уровень.

Поняв, что с каждым месяцем ситуация становится все хуже, работники-акционеры решили попытаться ее изменить, написав несколько обращений к главе наблюдательного совета (далее - Совет). Тот, однако, жалобы проигнорировал. Тогда заводчане провели собрание, чтобы выяснить, что вообще происходит.

ГОЛОС АКЦИОНЕРОВ

Тут-то и началось самое интересное. Подколзин неожиданно представил собравшимся идею преобразовать предприятие из народного ЗАОр в просто ОАО. Когда же сотрудники намекнули, что не намерены решать поспешно, бывший гендиректор заявил, что обладает примерно 50% акций предприятия и намерен сделать по-своему. Заводчане, мягко говоря, удивились. По закону о народном предприятии, да и по уставу “Архангельского хлебозавода”, у трудящегося не может быть более 5% акций! И поручили специальной комиссии разобраться. По итогам проверки стало понятно, что 50% у Подколзина, конечно, нет, однако доля его действительно несколько превышает максимум.

Что творится с акциями народного предприятия - большой вопрос не только для комиссии, но и для самих акционеров. Они уверены: только лишь разговорами о якобы 50% в собственности у семейства бывшего гендиректора дело не ограничивается. Проверка показала, что в последнее время акции распределены неравномерно. Так, у одного из них, отработавшего на заводе 18 лет и входящего в состав Совета, всего 0,2% акций. У других, близких к гендиректору и пришедших всего пару лет назад, - почти по 5%. Работники и члены Совета уверены: тем самым руководство пытается купить лояльность “доверенных” сотрудников при голосовании.

И коллектив решил действовать. В апреле на отчетном собрании более 50% акционеров проголосовали против предложенных гендиректором направлений развития предприятия. Потребовали, чтобы Совет назначил дату внеочередного собрания акционеров с единственным вопросом повестки дня: переизбрание руководителя. Подколзин, на тот момент еще бывший председателем Совета, по словам работников, проигнорировал это требование. Поэтому в апреле члены Совета решили снять своего главу.

- Мне самому пришлось инициировать снятие Подколзина с должности председателя наблюдательного совета, - вспоминает Вячеслав Касевич, начальник отдела автоматизированной системы управления и член Совета. - Сергей Подколзин вводил в заблуждение и Совет, и трудовой коллектив, не давал ходу требованиям работников. По результатам голосования Совета мы сняли Подколзина с должности. В тот же день гендиректор издала приказ о сокращении должностей начальника отдела АСУ (то есть меня), начальника ПТО, главного экономиста (также входящих в Совет и проголосовавших за снятие) и некоторых других.

СКОРО ВЫБОРЫ

Члены Совета и представители профкома считают, что статус предприятия не изменился: оно по-прежнему народное, так как более 90% акций принадлежат его работникам.

К сожалению, связаться с гендиректором Ларисой Лозовской, чтобы выяснить ее мнение по поводу событий на предприятии, “Солидарности” пока не удалось. На многочисленные телефонные звонки либо отвечала секретарь, сообщавшая, что Лозовская занята, либо никто не отвечал. Мы все-таки надеемся получить комментарии от стороны руководства.

А 21 июня работникам-акционерам предстоят выборы гендиректора. На этот пост претендуют пока три человека: сама Лозовская и два члена Совета. В профкоме считают, что при честном голосовании у предприятия будет новый гендиректор. По данным членов Совета, около 75% коллектива поддерживают эту позицию. Однако списки акционеров могут измениться, что приведет ко вполне закономерным изменениям в голосованиях по важнейшим вопросам. Вполне возможно, что статус хозяев предприятия работникам придется отстаивать в суде.

Здесь на ум приходят слова, сказанные трактористом энергоцеха ЗАОр “Народное предприятие “Архангельскхлеб”: “Мы готовы быть послушными, знаете, такими библейскими овцами при мудром пастухе. Но баранами - никогда”.

“А”-СПРАВКА

В 1998 году ФЗ № 115 утвердил правила для ЗАО работников - народного предприятия. В таком ЗАОр не менее 75% акций принадлежит работникам, а среди тех 90% должны быть акционерами, но концентрация акций в одних руках не может превышать 5%. Если же у одного акционера акций окажется более 5%, он обязан передать излишек ЗАОр по номиналу.

Ключевые вопросы - выборы гендиректора и наблюдательного совета, утверждение годового баланса, определение приоритетных направлений развития - решает общее собрание акционеров. У каждого один голос независимо от количества его акций. Новые работники наделяются акциями после года работы, а у тех, кто выходит на пенсию или увольняется, предприятие выкупает их долю. Зарплата гендиректора не может превышать 10-кратную среднюю зарплату работника. Гендиректор может избираться только общим собранием акционеров на срок до 5 лет и может входить по должности в наблюдательный совет.

Автор материала:
Александр Кляшторин
E-mail: klyashtorin@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности