Центральная профсоюзная газета16+

Девальвация с неясными перспективами

Сейчас рост экономики в России серьезно затормозился. Произошло это после вступления страны во Всемирную торговую организацию.

Недавно прозвучало заявление министра финансов Антона Силуанова о том, что правительство планирует в августе ослабить курс рубля через покупку валюты на открытом рынке. Почти сразу же начались разговоры о девальвации рубля (уменьшении его стоимости по отношению к другим валютам). Поскольку я экономист такой - слегка сомнительный, изучавший в институте и не более, - стало интересно: каким образом все это повлияет на экономику и, что еще более важно для профсоюзов, на качество нашей жизни?

По прочтении статей многих экономистов и сыновей экономистов картина рисуется следующая. Сейчас рост экономики в России серьезно затормозился. Произошло это после вступления страны во Всемирную торговую организацию. Собственно, то, о чем (кроме всего прочего) предупреждали профсоюзы, - то и произошло.

В качестве примера приведу ситуацию в Белгородской области, где после вступления в ВТО и снижения пошлин на ввоз иностранной свинины российское животноводство стало неконкурентоспособно. При этом оказывать финансовые преференции отечественным производителям ВТО позволяет с крайним скрипом. Скорее нет, чем да. Такая ситуация сложилась по тем группам товаров, которые поступают из-за рубежа.

Вопрос: что делать? В качестве ответа предложено, как и было сказано, ослабление рубля, другими словами - его девальвация. Почему эта мера может помочь отечественному производству? В результате нее российские товары становятся дешевле, на них увеличивается спрос. Именно дешевая иена долгое время стимулировала спрос на дешевые японские товары за рубежом. А вот иностранный импорт, попадающий в Россию, наоборот, становится дороже и теряет способность конкурировать с местным, российским товаром. Спрос на иностранное снижается, на российское растет. Соответственно, появляется возможность развивать производство, увеличивается потребность в рабочих руках и т.д. Кстати, в 1998 году - кроме пресловутого дефолта, то есть объявленной страной технической невозможности оплачивать долг, - была осуществлена и девальвация, уменьшение стоимости рубля. Что на тот момент (не дефолт, а девальвация!) перезапустило отечественную экономику. Вроде бы все выглядит хорошо? Ну... не вполне всё.

Во-первых, положа руку на сердце, отраслей, которые работают на экспорт, в России немного, и почти все они экспортируют сырье. То есть стимулирование продаж за рубеж коснется немногих. Хотя, по идее, коснется, приведет к росту прибыли в этих отраслях. Что, опять-таки по идее, должно привести к росту доходов работников. Если, конечно, профсоюзы данных отраслей “подсуетятся” и полученные доходы не уплывут проторенным путем в офшоры. Для некоторых отраслей шаг правительства может обернуться спасением. Например, для лесопереработки, которая сейчас переживает явный кризис.

Во-вторых, ряд производств в России работает на сырье, которое везут из-за границы. И для этих производств себестоимость производимой продукции сразу же увеличится. И остается некоторым вопросом - сможет ли отечественный производитель быстро и полностью “закрыть собой” нишу сырья, которое прекратит поступать из-за рубежа или станет неподъемным по ценам? Если не сможет, то выпуск данной продукции либо прекратится, либо основательно подрастет в цене. К примеру, существенная доля овощных и фруктовых соков в России сейчас производится на месте из импортных концентратов. Та же проблема и с товарами, ввозимыми из-за рубежа в Россию на продажу. “Машины, оборудование и транспортные средства”, “продукция химической промышленности” (включая лекарства), “продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье” (кроме текстильного) - это 78,5% всех импортных товаров, которые были ввезены в Россию в прошлом году. Соответственно, при девальвации рубля может (не обязана, но может!) увеличиться их стоимость для потребителя.

И третье - но не последнее по социальному значению. Ослабление рубля может (снова - не обязано, но может!) привести к росту инфляции, то есть росту потребительских цен. Не на все подряд, но на те товары, в стоимость которых продавец будет “закладывать” свои уже имеющиеся или возможные риски и убытки.

В чем вывод для профсоюзов? Вывод достаточно прост. При принятии такого рода экономических мер ситуация на рынке (в том числе на рынке труда) может меняться быстрее обычного. А значит, отслеживание макроэкономических показателей становится для отраслевых профсоюзов крайне актуальной темой. Которая гораздо более активно будет влиять и на уровень производства, и на уровень зарплат/занятости. В этом смысле предприятия и менеджмент в регионах столкнутся с последствиями решений, принятых на основании этих показателей управляющими компаниями в центре. Столкнутся - без возможности самостоятельно их скорректировать. А это обычно ведет как минимум к росту социального напряжения. Поэтому в августе, а потом и в сентябре следить за взлетами / падениями рынков придется особенно внимательно.

Автор материала:
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности