Госдума приняла в третьем чтении правительственный законопроект “Об аквакультуре (рыбоводстве)”, который создаст систему финансовой и правовой защиты интересов рыбоводческих хозяйств. Последние, в том числе частные, отнесены к “фермерам”, что позволит им привлекать кредиты, субсидии и пользоваться большинством льгот, положенных по закону сельхозпроизводителям.
По экспертным оценкам, биологический потенциал внутренних водоемов и прибрежных морских акваторий России огромен и может обеспечить производство продукции аквакультуры в объемах, равных современному объему российского вылова рыбы в океанах и морях, то есть на уровне крупнейших развитых стран. Однако все упирается в технологическое отставание, отсутствие нормативно-правовой базы во многих сегментах и всеобщий правовой нигилизм в отечественной рыбной отрасли. Сейчас развитие аквакультуры в России находится на крайне низком уровне: ее доля в общероссийской добыче рыбы и водных животных и растений - менее 6%.
При доработке проекта после первого чтения был определен “статус” разводимых водных животных и рыб: их отнесли к водным биоресурсам; продукцию аквакультуры приравняли к продукции животноводства; хозяйства аквакультуры были отнесены к сельхозпроизводителям. Также в законе “Об аквакультуре” появилась статья о прибрежном рыболовстве, которая разрешает переработку и перегруз уловов прямо на судах - но лишь под госконтролем, которым займутся региональные власти (и эффективность которого вызывает скепсис даже у многих депутатов).
Так как рыбоводство в РФ развивалось стихийно, права собственности на объекты аквакультуры и права на пользование водными объектами не были надлежащим образом оформлены. Законопроект предусматривает “отсроченные” положения на переходный период, по которым все договоры должны быть в ближайшие годы переоформлены без изменения собственников. То есть масштабного передела в отрасли не будет...
Георгий Карлов, депутат Госдумы (ЕР):
- Над законопроектом “Об аквакультуре” после его внесения в Госдуму работали более шести лет, особенно активно в последние полгода: обсуждали его с правительством, Минсельхозом, предпринимателями и общественностью. В нем масса новых норм и положений, так как речь идет о правовом обеспечении целого сегмента экономики в народном хозяйстве.
Принципиально важно то, что документ отнес аквакультуру к сельскому хозяйству. Все, что связано с индустриальной аквакультурой (воспроизводство рыбы в садках, в закрытых водоемах), все, что выращено руками рыбаков-фермеров, безусловно, является их собственностью. Решена проблема пастбищного рыбоводства, когда выращенная аквакультура выпускается в нагул в открытое море. Решен важный вопрос о предприятиях с государственной и частной формой собственности: в законе прописана возможность и единый порядок заключения госконтрактов на воспроизводство водных биологических ресурсов. Теперь на право получения госзаказа могут претендовать все желающие, независимо от форм собственности.
Кроме того, в проекте отдельной статьей решается затянувшийся спор между рыбаками и властью, в частности, с пограничниками - о переработке и перегрузах уловов на судах в условиях прибрежного рыболовства. Выработан компромисс: в тех зонах, где поставка уловов на берег по представлению регионов невозможна, правительством будет сформирован перечень районов промысла, видов водных биоресурсов и продукции из них. В таких районах предприятия смогут получить разрешение на переработку и перегрузку своих уловов в море, но по четкому регламенту в соответствии с реестром. Там же, где возможна загрузка береговых мощностей и их развитие, закон не допустит бесконтрольного вылова и доставки улова к чужим берегам.
Очень важным считаю принятие и моей поправки: рыбопереработка может производиться не только на берегу, но и на судах (как было в СССР). Без этого дополнения не будет работать весь пакет новаций по решению проблем прибрежного рыболовства.