Бытовало некогда, а может, бытует и до сих пор такое выражение: “русские придумали любовь, чтобы не платить”.
Оно, конечно, и цинично, и недоброжелательно по отношению к нашей загадочной душе. И придумали его, конечно же, враги русского народа вообще и россиян в частности - то ли из Госдепа, то ли из Форин Офиса.
Но, побывав на прошлой неделе на Селигере в молодежном лагере, послушав выступающих и поговорив с участниками, я подумал, что некоторые вещи определенно кем-то выдуманы. Как в области трудовых отношений, так и общеполитических. И выдуманы подчас в совершенно корыстных целях.
Глупо говорить, но я всегда считал, что вопрос любви к Родине - это достаточно интимный вопрос. То есть любить надо, а кричать о том, как именно ты ее сильно любишь, и как ее должны любить остальные - это, мягко говоря, неприлично. Или мысль о ее противниках. Странно слышать, что все минусы Отчизны - это результат деятельности иностранных темных сил. Потому что есть - и они вполне известны - отечественные персонажи, которые безо всякой иностранной помощи готовы расхитить наши природные и финансовые богатства. И уже давно занимаются этим. Для этих расхищений им никакое ЦРУ не нужно - справляются сами. Еще раз подчеркну - это никакой не секрет. Еще Салтыков-Щедрин писал: “Когда начинают часто говорить о патриотизме, значит - опять что-то украли!” Откровенно говоря, меня покоробило то, что подряд в нескольких лекциях и выступлениях, которые я слышал на Селигере, был утрированный патриотизм в совокупности с такими же утрированными проклятиями в адрес “вашингтонского обкома”.
В связи с этим я переживаю не за свое восприятие действительности (оно вроде уже сформировалось). А вот детей жалко. Потому что если через некоторое время у нас будет объявлено об очередной “перезагрузке отношений”, к примеру, со Штатами, то у нашей молодежи реально произойдет разрыв селигерского шаблона. И еще одна цитата из Салтыкова-Щедрина: “Многие склонны путать понятия: “Отечество” и “Ваше превосходительство”. Давайте и мы не будем путать.
Аналогичная ситуация с некоторыми селигерскими шаблонами по части трудовых отношений. Перефразируя выражение из начала этого текста: “работодатели придумали производительность труда, чтобы не повышать зарплату”. Все, казалось бы, с этой производительностью труда давно понятно. И про то, что зависеть она должна от уровня управленческих и производственных технологий. И про то, что повышение производительности труда - это не “бери больше, кидай дальше”, не потогонная система. И про то, что не бывает по справедливости так - зарплата маленькая, производительность труда небольшая, а дивиденды собственнику - “вынь да положь”. Иначе - откуда возьмется эта самая прибыль, эти самые дивиденды? Вроде все всё знают. Но как только начинается разговор про низкие зарплаты, так сразу у молодых людей срабатывает шаблон: “трудимся плохо, вот и зарплаты небольшие”. Над внедрением этого шаблона в сегодняшней России работает целая индустрия. “Ученые эксперты”. Большинство СМИ. (Кстати, в тех же СМИ журналисты сидят на гражданско-правовых договорах, с ограниченными трудовыми правами.) Работодатели (в большинстве своем). Власть (в большинстве своем). И поэтому глупо предъявлять какие-либо претензии молодежи за то, что она повторяет навязанные ей мифы. Это вопрос к старшим товарищам. И мне кажется, если в дальнейшем будут проводиться аналогичные смены “Работающей молодежи” на Селигере (равно как и другие профсоюзные молодежные форумы по стране), то оттуда нужно каленым железом выжигать дальнейшее распространение этих про-работодательских мифов.
Мне на это могут возразить: а вот вы сами культивируете миф о социальном партнерстве, которое-де разоружает профсоюзы. Скажу так: в самой идее договариваться нет ничего плохого. Иное дело, когда работодатель не хочет или принципиально не способен договариваться. Но тогда он сам выходит за рамки этого партнерства. И с ним можно поступать по законам... Трудового кодекса, который вполне себе разрешает забастовку. Разрешает именно в рамках того же социального партнерства. Здесь профсоюзы стоят скорее перед другой проблемой: своей способностью вывести людей на забастовку, а также готовностью людей на нее выйти. Это - проблема. А не технические вопросы о том, “как собрать собрание” или “за сколько дней предупреждать”. И когда неспособность вывести и неготовность выйти сваливают на то, что в трудовом законодательстве есть такой термин - “социальное партнерство”, - это просто несерьезно.
И последнее. Говоря о трудовом патриотизме, не нужно забывать о следующем. Почему-то работодатель или собственник обращается к трудовому патриотизму работников в критические моменты. Но когда все спокойно и нужно банально повысить зарплату (не в масштабе инфляции, а выше) или серьезно улучшить условия труда - тут ни о каком “патриотизме работодателя” и речи нет. Длительное время в стране культивируются идеалы общества потребления. Но при этом основной массе работников как раз потреблять-то и не дают. Речь не о потребительских кредитах, которые уже держат за горло чуть ли не половину населения страны, а о нормальной зарплате за нормальный труд. Вот и получается: любовь к Родине - чтобы замазать свои промахи в ее обустройстве, и трудовой патриотизм - чтобы платить меньше. Интересный получается патриотизм...