Лишь 58% российских дошколят имеют возможность посещать детский сад. При этом немало мест в детских садах, от 4% до 10% в зависимости от региона, заняты детьми трудовых мигрантов, значительная часть которых - нелегалы. Депутаты Госдумы Алексей Журавлев и Сергей Жигарев решили исправить ситуацию и внесли законопроект, согласно которому социальными благами, финансируемыми из бюджета страны, должны пользоваться в первую очередь те, кто этот бюджет наполняет.
В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий правила приема детей иностранцев в детские сады и школы. Авторы законопроекта, депутаты Алексей Журавлев и Сергей Жигарев, предлагают распространять существующий порядок зачисления детей в общеобразовательные учреждения только для детей легальных мигрантов - то есть тех мигрантов, которые представят документ из Федеральной налоговой службы, подтверждающий статус налогового резидента РФ.
- Мы пытаемся навести порядок и создать систему, при которой мигрантам будет выгоднее легализоваться, - пояснил свою точку зрения Алексей Журавлев на пресс-конференции “Иммигранты: права детей и обязанности родителей”, состоявшейся 4 октября. - Традиционно считается, что нелегальным мигрантам серьезно недоплачивает работодатель. Это так. Но они “добирают” свою выгоду в “натуральной форме”. Их жены приезжают к нам и рожают в нашей стране бесплатно, а у них дома приходится за это платить. Их бесплатно лечат, их дети учатся в государственных детских садах и школах. Многие из этих семей - многодетные и поэтому пользуются правом первоочередности при поступлении в детский сад и прочими льготами для многодетных. Так что все, что им недоплачивают, они “добирают” с лихвой. При этом, не платя ни копейки в государственный бюджет, они изрядно из него черпают.
- По экспертным данным, у нас в зависимости от региона от 4 до 10% мест в детских садах занимают дети мигрантов, - продолжил Журавлев. - При этом лишь 58% российских детей (дошкольного возраста. - П.С.) обеспечены местами в детских садах. Мы предлагаем ясный порядок: сначала граждане России и мигранты, которые платят налоги, а потом все остальные. На наш взгляд, это справедливо и логично.
- Сейчас в школах Московской области официально учатся 11 тысяч детей мигрантов, - поддержала депутата эксперт по социальной политике Вера Лекарева. - И количество таких детей лишь увеличивается. За последний год в Подмосковье родили детей около 5 тысяч мигранток. И 70% из них отказались от детей! Мы всеми силами пытаемся искоренить сиротство и ликвидировать детские дома, а мигранты нам их наполняют. И это снова нагрузка на бюджет России.
По мнению Журавлева, существующий порядок, когда россияне не могут отправить в детский сад ребенка из-за того, что места заняты детьми нелегалов, приводит к возрастанию социальной напряженности. И выгоден этот порядок лишь недобросовестным работодателям.
Мнения из блогосферы
luboznatka: “Вы не думали, что нынче народ не только за образованием ломился детей записывать в первые классы, с боями? Даже страшно сказать, что уже сейчас престижная школа зачастую - это школа, которая дает, как минимум, социальную среду, близкую русской культуре, то есть школа с малозаметным вкраплением не говорящих по-русски учеников.
Соседство с другими культурами возможно, когда культуры взаимопроникают, когда приезжие несут эту культуру. Понятие “культура” имеет место быть в узком и широком смысле слова. Умение себя вести и наследие соответственно.
И утверждение, что Запад справляется - очень сомнительно”.
pepe1977: “А я считаю, что это - глупость несусветная и идиотизм. Если речь не идет о возвращении этнических русских на историческую родину. (...) Я не хочу, чтоб мои налоги шли на такие цели. Кем там будут их дети, в сущности, для меня не так важно. Пусть сами мигранты за свои деньги учатся и учат своих детей, а не за наши”.
сорока-белобока: “ЮАО. В нашем районе мы все конкретно знаем, в какой сад нужно ребенка отдавать, а в какой не нужно. У нас есть сад, где нет ни одного русского ребенка. Там воспитатели и заведующая нерусские (сад возле Пражского рынка). Но зато в других садах нерусских детей нет или почти нет. Я за свой ручаюсь. Не знаю, правда, каким образом заведующей удается избегать этого вопроса, но у нас их нет”.
ШапочЬка Из Фольги: “Я против приезжих учащихся, не знающих языка. Они реально тупят на уроках, в третьем классе имея с натяжкой уровень первого. Из-за чего весь класс вынужден их ждать. Тормозит учебный процесс. Дети, разумеется, не виноваты. Учителю проще поставить удовлетворительную оценку, чем портить себе нервы и срывать уроки за неуспеваемость такого ребенка. Очень сложно их учить. Они либо замыкаются, либо огрызаются, адекватные и легко адаптирующиеся дети попадаются редко”.
Еще одной проблемой авторы законопроекта видят незнание детьми-иностранцами русского языка и их неадаптированность к российским школам. И действительно, по данным зампреда правительства РФ Ольги Голодец, в 2011 году в московских школах и детских садах обучались около 28 тысяч детей, не имеющих российского гражданства, из них 15 тысяч не владели русским языком. В результате тормозится процесс обучения всех учеников в классе.
“Зачастую дети мигрантов из стран Средней Азии не воспринимают информацию от преподавателя-женщины и не выполняют ее заданий. Между тем, учителей женского пола в российских школах подавляющее большинство”, - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
- Нельзя подходить к таким детям согласно общим стандартам, - считает Журавлев. - Нужно создавать адаптационные классы. Нужно развивать адаптационные программы. Причем эту проблему нельзя решить только в России, должно быть международное сотрудничество.
По мнению Журавлева, его законопроект станет стимулом для легализации трудовых мигрантов и отчисления ими денег в бюджет страны:
- У мигрантов появится стимул идти не к тому работодателю, который больше заплатит, а к тому, кто официально устроит его на работу.
Это не первый законопроект, которым мигрантов пытаются лишить их демпинговых преимуществ на рынке труда. Напомним, что заместитель председателя ФНПР, глава комитета Госдумы по труду и делам ветеранов Андрей Исаев предлагает ввести систему, согласно которой работодатели должны отчислять за мигрантов такие же взносы в социальные фонды, как и за российских работников. Законопроекты должны быть рассмотрены в осеннюю сессию.
На эту же сессию “нацелился” и Журавлев. Впрочем, в том, что законопроект примут, сомневается и сам автор:
- Дело тут не в том, что все испугаются тех самых последствий, которыми пугают правозащитники: если мы перестанем учить детей мигрантов, они будут бегать с копьями, не умея разговаривать. Дело в том, что работодателям выгодны мигранты. А порядок надо начинать наводить с правительства. Глава Минфина Антон Силуанов заявляет, что безработица среди россиян возрастет. Но при этом ограничивать привлечение мигрантов никто не планирует. Квоты назначаются безо всякой привязки к безработице в регионе, просто распоряжением чиновников. Мне непонятно, почему для работы продавцами, “демонстраторами одежды”, “демонстраторами товаров”, натурщиками нужно завозить работников из других стран. Никакого обоснования у таких решений нет. Попытки введения иммиграционного векселя (депозита, равного стоимости депортации гражданина), обязательного для въезда в Россию, провалились. Введению уголовной ответственности за привлечение нелегалов - сопротивляются, и очень серьезно. Пытались добиться внеплановых проверок ФМС, без оповещения работодателя за три дня, - не удалось. В итоге закон у нас на страже интересов работодателя, использующего труд нелегальных мигрантов. Но мы все равно попытаемся. Будем протаскивать как можем.
По данным ФМС, к началу этого года на территории России находилось 10,2 млн иностранных мигрантов. Лишь миллион из них прибывали на срок до месяца, остальные - на длительные сроки. Наиболее “популярна” Россия у граждан Узбекистана - их здесь насчитали 2,3 млн. Граждан Таджикистана - 1,1 млн, Казахстана - 0,5 млн, Киргизии - 0,5 млн, Китая - 213 тыс., Турции - 113 тыс. Как минимум 3 млн из этих 10 млн человек превысили сроки пребывания в России и не оформили трудовой статус для нахождения в стране. Что не мешает им успешно создавать семьи и растить детей.