Центральная профсоюзная газета16+
Самоубийственная угроза

Шахтеры Хакасии бессрочной голодовкой требовали повышения пенсионного обеспечения

Шахтеры Хакасии объявили голодовку и угрожали самосожжением, требуя наказать виновного в растратах госуправляющего. Такая новость пришла из Сибири. Группа из четырнадцати шахтеров объявила 3 сентября бессрочную голодовку. Рабочие потребовали от республиканских властей выплатить им заработную плату за 2001 год и увеличить пенсии на 15% за каждый год стажа.

О шахтах “Енисейская” и “Хакасская” (Республика Хакасия) “Солидарность” пишет еще с 2004 года: шахты банкротились, меняли названия и собственников, закрывались, затапливались. У шахтеров с “Енисейской” проблемы с зарплатами тянутся еще с 1996 года, хотя шахта закрылась только в 2002 году. Примерно то же относится и к “Хакасской”. И вот в июне этого года люди, наконец, стали получать деньги в порядке очереди. Сначала было решено рассчитаться с теми, кому предприятия задолжали суммы до 50 тысяч рублей. Это позволило значительно сократить количество кредиторов.

В середине июня выплат ожидали 301 рабочий и 28 вдов с “Енисейской” (общая сумма долга около 40 млн рублей), а также 445 человек с шахты “Хакасская” (14,3 млн рублей). 787 человек получили в общей сумме 27,6 млн рублей. Но самое интересное - ни один из бывших собственников шахт в этом процессе не участвует. С февраля прошлого года деньги собираются, по сути, благотворительным образом. Правительство республики, при участии Минэнерго и Росуглепрофа, договорилось о денежных траншах на выплату долгов с другими предприятиями, работающими в регионе.

В то же время, помимо долгов по зарплате, некоторые люди столкнулись с другой проблемой. По Федеральному закону № 81 от 20.06.1996 некоторым категориям шахтеров (например, пенсионеры, инвалиды) и их вдовам полагается бесплатный уголь для отопления своих жилищ. Например, в прошлом году те, кто живет в своем доме с печным отоплением, получали по 4 тонны угля с бесплатной доставкой. Тем, кто проживает в квартире, досталось по 2 тонны - распорядиться топливом они могли на свое усмотрение. Однако там, где есть такие понятия как “льготник”, “категория”, “бесплатно” - неизбежно возникает бумажная волокита и необходимость обивать пороги.

3 сентября шахтеры объявили голодовку и угрожали самосожжением, требуя наказать виновного в растратах госуправляющего. Всем участникам протестной акции уже за 50 лет, многие гораздо старше, одному бывшему шахтеру уже 75. Голодовка, с учетом особой вредности их профессии, грозила шахтерам серьезными проблемами со здоровьем. Многие имеют такие и на сытый желудок.

Среди протестующих есть инвалиды, получившие степень на производстве; некоторые перенесли тяжелые операции и нуждаются в новых; есть ветеран труда со сгоревшим еще в январе домом. Из четырнадцати человек, принимающих участие в голодовке, девять были направлены в стационар по медицинским показаниям, но после короткого курса оздоровления продолжили акцию. Об этом голодающие сообщили в открытом письме, размещенном на сайте Федерации профсоюзов Республики Хакасия.

Наконец, шахтер Геннадий Романенко объявил, что 15 октября совершит самоубийство на Новогодней площади Черногорска. Точнее - самосожжение.

Однако понимания у местных властей голодающие не нашли. Дело в том, что деньги на погашение долгов перед шахтерами обанкротившихся предприятий выделяет вовсе не правительство республики. Средства поступают в качестве благотворительной помощи от компаний-“коллег”, все еще работающих в регионе. Местные власти выступают в качестве организатора поисков этих денег.

Напомним, при участии Координационного совета профсоюзов Черногорска и ФПРХ были сформированы списки очередности, в соответствии с которыми между бывшими работниками шахт распределяются полученные транши. И, судя по интервью замглавы и председателя правительства Хакасии Николая Попова, опубликованному на официальном сайте ведомства 9 октября, региональные власти расценили голодовку как попытку “пролезть” вперед без очереди.

Стоит отметить, что шахты “Хакасская” и “Енисейская”, признанные банкротами в 2001 и 2003 годах соответственно, как предприятия государственные были признаны Арбитражным судом свободными от долговых обязательств. В том числе и по зарплатам. Шахтеры не без оснований (как минимум моральных) считают решение суда несправедливым и именно ввиду государственной принадлежности шахт-банкротов требуют выплаты долгов от правительства республики. С другой стороны, собеседник Николая Попова в упомянутом интервью называет настрой голодающих “иждивенческим”. С учетом площадки, выбранной для публикации беседы, можно с определенной долей уверенности говорить, что такова позиция самих республиканских властей.

Что несколько странно, ведь нужды голодающих рабочих не ограничиваются выплатой денег и доначислений к пенсиям. Они также требуют привлечения бывшего государственного конкурсного управляющего шахты “Енисейская” Анатолия Петренко к уголовной ответственности. По версии шахтеров, он продал в свое время 41 объект предприятия за 47 (!) тысяч рублей. И не только по версии шахтеров: дело против Петренко открывали и закрывали уже не раз. Причем, как утверждает председатель КСП Черногорска Александр Атюков, периоды активности следователей совпадают с периодами обострения протестных настроений в шахтерской среде.

Что же, очередное обострение налицо. Правда, 13 октября шахтеры подписались под заявлением о прекращении голодовки. Акт самосожжения тоже, слава богу, не состоится. А пока что выплат на общую сумму около 58 млн рублей ждут примерно 800 бывших работников “Енисейской” и “Хакасской”.

Автор материала:
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности