Из ряда регионов начала поступать информация о сокращениях числа работников, переходе ряда предприятий на сокращенную рабочую неделю.
То есть “о чем говорили большевики” - экономический кризис с социальными последствиями - то и происходит. Вполне естественно предположить, что вслед за этим последует и рост числа трудовых конфликтов. Потому что, как показал предыдущий кризис, первое, на чем начинает экономить работодатель, - это фонд оплаты труда и сокращение персонала по закону. И вот в связи с этим желательно заранее определиться с поведением профсоюзных организаций в ситуации этих самых конфликтов или “почти уже конфликтов”. Не по всем, конечно, пунктам. Но хотя бы по тем, которые сильно вредили профсоюзам в прошлый кризис.
Мне кажется, что одна из главнейших ошибок, которую может допустить профсоюзная организация, - это попытаться разрешить проблему, не поставив в известность территориальный комитет и московский офис профсоюза. (Не использую термин “ЦК”, поскольку это коллегиальный орган, а, по сути, информируют-то председателя профсоюза с заместителями и аппарат). Если первичка пытается выплыть сама, она заранее лишается важнейшего ресурса профсоюза - возможности “прислониться” к организации. А иногда и фактически “спрятаться” за нее. Например: “Вы почему не подписываете соглашение?” - спрашивает работодатель. “А нам Москва запретила под угрозой исключения” (судебного преследования, физических наказаний - нужное подчеркнуть), - отвечает председатель профкома.
Не надо лукавить: иногда тот факт, что о конфликте не поставлены в известность терком или профсоюз, свидетельствует как раз о том, что профком начинает прогибаться под требования работодателя. Не часто, но мы были свидетелями того, как “под сурдинку” санкционируются массовые сокращения с совершенно невнятными обоснованиями и - что не менее важно! - на крайне невыгодных для работников условиях.
Впрочем, также важна и позиция этих самых “вышестоящих органов”. Ситуации трудового конфликта и социально-экономического, финансового кризиса на предприятии - это ситуации экстраординарные. Подходить к ним со стандартами размеренной работы профсоюзов (иногда слишком размеренной!) - неправильно. Пока информация о конфликте или кризисе по стандартным профсоюзным каналам приплывает наверх, иногда становится уже поздно: “Больной перед смертью потел? Потел! Ну, хорошо”. Это означает, что должны быть созданы каналы для супербыстрого информирования “снизу вверх”. Как вариант - телефонная горячая линия или раздел на сайте, где любой может сообщить о конфликте.
И еще значимый нюанс. Наверное, именно в моменты кризиса для членов профсоюза важна поддержка извне - как со стороны коллег из других профсоюзных организаций, так и “из Москвы”. Интересную идею высказал журналист “Солидарности” Александр Кляшторин. Он предложил вообще на период таких конфликтов переходить к формату “комиссаров”. То есть представителей из центра, которые бы оперативно могли приехать (и приезжали бы!) непосредственно на предприятие. И, приехав, не только участвовали бы в разрешении конфликта, но и контактировали бы с местными СМИ. Это только те, у кого не получается поддерживать деловой контакт со СМИ, говорят в стиле “они пиарятся на проблеме”. Они, может, и “пиарятся”, но в результате за счет распространенной информации большие группы работников знают, кто конкретно, чем конкретно и кому конкретно помог в сложнейшей ситуации. Может быть, если бы все наши организации так “пиарились”, то меньше был бы слышен стандартный, увы, вопрос: “А профсоюзы еще существуют?”
В период прошлого кризиса важнейшую роль сыграл “профсоюзный мониторинг”. То есть оперативная и уникальная информация об увольнениях и долгах по зарплате, которую собирали профсоюзы. Между прочим, во многих регионах велись свои мониторинги. Скажу даже, что это эффективнейшая вещь, с помощью которой можно не только самим понимать, где и что “горит”, но и демонстрировать это понимание окружающим. Согласитесь, когда тонет “Титаник”, важно знать, какие отделения корабля уже под водой и где расположены спасательные шлюпки.
Конечно, изложенное - только часть рецепта поведения. Однако создавшим такие “антикризисные подразделения”, мне кажется, будет попроще, когда в дверь постучат...