Центральная профсоюзная газета16+
Цена поручений

Хватит ли регионам денег на выполнение поручений президента?

Эксперты международной рейтинговой компании Standard & Poor’s утверждают, что выполнение поручений президента в части повышения зарплат работникам бюджетного сектора станет серьезной финансовой нагрузкой для регионов. Лишь 20 - 25 регионов смогут сохранить бюджетный профицит, остальные же будут вынуждены влезть в долги. Опрос, проведенный “Солидарностью”, показал, что даже ценой долгов регионы пытаются выполнить поручения. Правда, за средними показателями далеко не всегда скрывается справедливое распределение средств.

Финансовые показатели российских регионов, как предполагают эксперты международной рейтингового агентства Standard & Poor’s, в ближайшие годы будут ухудшаться. Об этом эксперты сообщили на пресс-конференции, состоявшейся 11 декабря.

По их словам, многие регионы уже испытывают финансовые сложности: значительно снизились поступления от налога на прибыль, 90% которого остается в региональном бюджете. Доля этого налога в 2012 году составляла в среднем 25 - 30% доходов региона. Введение же федеральным правительством новой схемы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков привело к сокращению поступления денег в бюджеты. А выполнение указов президента, особенно в части повышения заработных плат работникам бюджетного сектора, должно привести к увеличению текущих расходов регионов на 7% уже в следующем году.

- К 2016 году расходы регионов на заработную плату работникам бюджетного сектора составят в среднем 30 - 35% (против 24% в прошлом году), - считает представитель агентства Борис Копейкин. - Но в некоторых регионах удельный вес зарплат бюджетников составит 60% от доходов региона. Уже в следующем году лишь 20 - 25 регионов смогут сохранить профицит бюджета.

Остальным регионам придется сложнее. По прогнозам экспертов агентства, в будущем году примерно 20 регионам придется финансировать дополнительные расходы в объеме более 10% текущих доходов. Общий объем дополнительных расходов за 2013 - 2015 годы может дойти до 1,6 - 1,7 трлн рублей. И превышать 1 трлн рублей ежегодно в 2016 - 2018 годах. Что означает это для “бедных” регионов? Увеличение долговой нагрузки.

- По нашему мнению, российское правительство пока не приняло мер, которые обеспечили бы достаточное финансирование потребностей регионов в полном объеме. И мы ожидаем, что к концу 2015 года совокупный объем прямого долга российских региональных и местных органов власти превысит 3 трлн рублей, - подвели итог эксперты.

В целом специалисты Standard & Poor’s обрисовали следующие возможные варианты развития событий:

1) федеральный центр выдаст регионам бюджетные кредиты на выполнение обязательств по поручениям президента;

2) поручения президента будут пересмотрены, и срок, отведенный на их выполнение, увеличат.

Впрочем, опрос лидеров территориальных объединений профсоюзов, который провела “Солидарность”, показывает, что наиболее вероятным кажется именно первый вариант развития событий.

ПОРУЧЕНИЯ ВЫПОЛНЯТ

Анатолий Соколов, председатель Нижегородского областного объединения организаций профсоюзов:

- Я уверен, что поручения президента будут выполнены. На последнем заседании Генсовета ФНПР Ольга Голодец сообщила, что только четыре региона не смогли выполнить поручения. В нашем же регионе они выполняются, разработаны дорожные карты, где расписано, как произойдет поэтапное повышение заработной платы для работников бюджетной сферы. Уже сегодня у нас средняя заработная плата врачей составляет 32 тысячи рублей. А средняя заработная плата по региону - 21 - 22 тысячи. Правда, и коэффициент совместительства у нас составляет 1,6. То есть ставка врача как раз примерно равна средней зарплате по региону, но должна быть больше.

А для этого необходимо обеспечить к 2018 году прирост промышленности в регионе чуть ли не на 50%, то есть ежегодно должно прирастать порядка 10%. Но сейчас темпы роста у нас ниже - 3 - 5% в год. В регионе существует инвестиционная программа, будут запускаться новые предприятия. То есть вопросы решаются, пусть и не такими темпами, как хотелось бы. А дефицит бюджета у региона есть, но не слишком значительный - порядка 10 млрд рублей. Такой дефицит - в рамках допустимого лимита, так что ничего страшного не происходит.

БЮДЖЕТ “ЗАТЫКАНИЯ ДЫР”

Илья Косенков, председатель Объединения организаций профсоюзов в Республике Карелия:

- Поручения президента у нас выполняются. Плохо или хорошо? Чтобы это выяснить, мы как раз проводим мониторинг. А вот то, что собственных средств региону на выполнение указов не хватит, понятно уже сейчас: на будущий год у нас запланирован дефицит бюджета примерно в 3 млрд рублей при доходах 25 млрд рублей. Суммарный долг региона к 2014 году должен достигнуть 17 млрд рублей. Это очень серьезная долговая нагрузка, почти в половину собственных средств. Во многом причиной роста задолженности стало изменение налоговой политики - введение новой схемы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков.

СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ РАСТЕТ

Леонид Фролов, председатель Рязанского областного объединения организаций профсоюзов:

- Недавно у нас проводились публичные слушания по проекту бюджета на следующие три года. Из этих слушаний стало понятно, что поручения президента станут исполнять в первую очередь. Потому что чиновникам очевидно: не выполнят указы - потеряют работу. Значит, указы выполнят, и это - верно: не повышать зарплаты бюджетникам уже невозможно. Но какой ценой это будет осуществляться? У нас долг региона уже достиг 25 млрд рублей. Это почти 100% доходов региона. Если бы не “подвинули” критерии задолженности, нашу область, по сути, можно было бы объявлять банкротом. К концу же 2016 года долг региона должен вырасти до 30 млрд рублей. Можно ли обойтись без таких долгов? Нет. Без заимствований мы указы президента не выполним.

Однако и на бюджетные кредиты не стоит полностью полагаться - в перспективе они будут становиться все меньше. А это значит, что для выполнения указов запланировано урезать все прочие областные программы - и субсидии аграрному сектору, и строительство дорог. Все деньги идут на выполнение указов. Но тут у чиновников свои хитрости: отчитываются-то о тех зарплатах, которые люди получают на руки. А люди работают на 1,5 - 2 ставки. То есть об исполнении указов отчитаются, когда ставки у бюджетников достигнут не 100% от средней зарплаты по региону, а всего лишь 60 - 70%. Да и средняя зарплата по области у нас невысока - всего 21 тысяча рублей. Прожить на них сложно. Получается, что долговая яма у области становится все глубже, развитие экономики тормозится, а полноценного эффекта так и не будет.

При этом замалчивается судьба тех работников, которых забыли в указах президента. Это библиотекари, технички, нянечки, санитарки - низкооплачиваемый персонал. А их забыли, и их зарплаты не вырастут. Более того, их теперь и индексации зарплаты лишили: посчитали, что индексация бюджетникам не нужна, ведь и так зарплаты подниматься будут. А следовательно, социальное расслоение только вырастет. То есть структурная проблема российского рынка труда не только не будет решена благодаря этим указам, но и усугубится.

ВСЕ В ПРЕДЕЛАХ НОРМЫ

Ольга Цветкова, председатель Объединения организаций профсоюзов Республики Марий Эл:

- Указы президента в нашем регионе выполняются. Средства на их выполнение предусмотрены в бюджете. И также в бюджете на 2014 год. Собственно, это одна из главнейших наших задач - выполнить эти указы. Ни одну социальную программу из-за этого не урезали. Дефицит бюджета у региона есть, но он в пределах допустимого - примерно 14% от доходов региона.

ВПЕРВЫЕ – ДЕФИЦИТ

Сергей Булдашов, председатель Пермского краевого совета профсоюзов:

- Указы президента у нас выполняются. Но в связи с этим в нашем крае в нынешнем году впервые был дефицитный бюджет. В будущих годах планируется брать кредитные займы. А в этом году мы обошлись “своими силами” - сокращали инвестиционные и инфраструктурные проекты. На 2014 год дефицит бюджета запланирован в 13,8%. Правительство говорит, что попробует закрыть дефицит оптимизацией затрат на другие статьи расходов. А если не получится - будем занимать деньги. Согласно пессимистическому прогнозу, за три года нам придется занять около 12 млрд рублей. Но я думаю, пессимистический прогноз не оправдается - правительство прилагает к этому достаточно усилий. Тем более что Пермскому краю, - одному, видимо, из не очень многих, - правительство выделило трансферт. Я не знаю точно условий его предоставления и размеров, но мы попали в число регионов, которым готовы предоставлять помощь государства. Взамен помощи от нас как раз требуют выполнить поручения президента. На мой взгляд, не настолько сами денежные средства важны, как то, что мы попали под обязательную ответственность указов.

Мне, как профработнику, греет душу, что зарплаты будут повышены. Резюмируя, могу сказать, что в целом у нашего края нет принципиальных проблем. А что касается перспектив... Предпочитаю верить в эффективность правительства нашего края.

МЫ ЭТОГО УЖЕ ДОБИЛИСЬ

Николай Шаталов, председатель Белгородского областного объединения организаций профсоюзов:

- Президент подписал майские указы в прошлом году, но в Белгородской области губернатор Евгений Савченко еще четыре года назад выступил с инициативой: заработную плату бюджетникам надо повышать в первую очередь. Поэтому, в принципе, в нашей области на момент подписания указов заработная плата учителей уже равнялась средней по экономике области. И в нашем областном трехстороннем соглашении минимальная заработная плата бюджетникам определена в 8600 рублей - выше прожиточного минимума.

Небольшие заработные платы остались у работников культуры и у тех работников здравоохранения, которые относятся к обслуживающему персоналу. У них заработные платы на уровне 12 тысяч рублей. Врачи же получают и 30 тысяч рублей, и 40 тысяч, и 50 тысяч.

Без дефицита региону обойтись не удалось. Ранее дефицит был 4 - 10%, а в этом году он достиг 14%. Но мы берем кредиты. И в результате ни одна социальная программа не была свернута. Более того, 6 декабря подписали областное трехстороннее соглашение. Причем без протокола разногласий. А 19 декабря будем принимать бюджет области, в котором заложены средства на выполнение всех обязательств, прописанных в трехстороннем соглашении.

ДЕНЬГИ ЕСТЬ, НО ИХ НАДО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯТЬ

Светлана Калашникова, председатель Астраханского областного объединения организаций профсоюзов:

- Мы рекомендовали нашим членским организациям провести мониторинг выполнения указов президента непосредственно на местах. В связи с чем у нас вопрос возник. Дело в том, что власти часто ссылаются на то, что заработная плата работников бюджетной сферы выросла довольно серьезно, и на этом фоне у нас стала происходить отмена социальных гарантий работникам. Например, 1 января 2012 года учреждения здравоохранения были переведены из-под муниципальной ответственности под региональную. Забирали учреждения “со всеми потрохами”, то есть с накопившимися долгами. С долгами-то область расплатилась, а вот компенсацию за ЖКУ, которую муниципалитеты давали работникам, проживающим на селе, область не дала. А на селе у нас и так кадровый голод, специалисты уезжают. Мы ставили вопрос о компенсациях на заседании областной трехсторонней комиссии. Нам ответили: “Да вы не понимаете, какие деньги нужны для выполнения указов президента! Мы спим ночью и думаем, где бы взять эти деньги”.

У региона и так большие расходы. И понятно, что для того, чтобы выполнить указы президента по полной программе, необходимо еще дополнительное финансирование. Многие регионы берут кредиты. Наш кредиты брать не стал, мы начали пересматривать текущие расходы. Я и сама ставила этот вопрос: деньги в регионе есть, только они нерационально расходуются на местах. О чем я говорю? В первую очередь о тех выплатах, которые идут по системам оплаты труда работникам.

Мы съездили на места и посмотрели, за счет чего там повышают заработную плату. Да, повышение есть. Еще с тех пор, как начала действовать национальная программа “Здоровье”, повысили зарплаты определенной категории работников. Повышались зарплаты и в образовании. Но проблема в том, что мониторинг, который проводится на федеральном уровне, идет от средней заработной платы, которая рассчитывается по тому или иному учреждению и делится на списочную стоимость работников.

А что же происходит с зарплатами самих работников? В расчете на одну ставку повышение зарплаты произошло несущественное. Потому что у работников увеличивается стимулирующая часть, а не базовые оклады, и для того, чтобы подзаработать, все занимаются совместительством. Так что повышение зарплаты происходит за счет огромной переработки. Врач-рентгенолог работает на две ставки, медсестра дежурит сутки через сутки. И о каком качестве работы может идти речь? А ведь целью всех мер было именно повышение качества работы. Да, и в советские времена работали на две ставки, но тогда смотрели в первую очередь не на качество работы. Мое мнение - нужно ставить вопрос о нормировании рабочего времени.

Помимо всего прочего, есть очень большие спорные моменты при распределении стимулирующих выплат. Например, медицина финансируется большей частью из ФОМС. У медиков есть определенные плановые показатели, при выполнении которых они зарабатывают эти деньги. А если ты плановые показатели не выполнил, то и не заработал, и, соответственно, фонд эти деньги не перечислит. И если в сельском учреждении есть терапевт и терапевтическое отделение выполняет все свои показатели, то они получают хорошую заработную плату. Доходит до того, что медсестра получает 20 тысяч рублей - это неплохая зарплата для нашего региона. А, например, в отделении гинекологии, где просто физически нет врача-гинеколога, средний и младший медперсонал не может выполнить план без врача. И они в результате получают зарплаты не выше 7 тысяч рублей. Хотя отсутствие врача-гинеколога - недоработка главного врача.

И еще. Часто нам, профсоюзам, приходится сталкиваться со следующими фактами: при распределении стимулирующей части зарплаты, скажем, в дошкольном учебном учреждении воспитатель получает почему-то по 2 - 3 тысячи рублей премиальных, а завхоз может получить 30 тысяч, и уборщица может получить 30 тысяч. Стимулирующая часть распределяется фактически в приближенном к руководителю круге лиц. Что происходит дальше? А дальше эти приближенные работники отдают эти деньги руководителю...

Так что, я считаю, нужно смотреть не на средние показатели, а на то, как именно указы президента выполняются на местах. Нужны методики распределения средств, нужен его мониторинг, нужны комиссии, которые следили бы за этим распределением. Сейчас законодательство позволяет весь год держать зарплату низкой, а в конце года “добить” до нужных показателей. У нас в области уже были случаи, когда в конце года работники получали “обалденные” премии, превышающие зарплаты, и не могли понять, за что эти премии. Что в таком случае должны эти премии простимулировать?

В рамках поэтапного совершенствования систем оплаты труда обязательства есть не только у регионов, они есть и у Федерации. В частности, надо установить базовые оклады. Причем такие, чтобы они были хотя бы не ниже МРОТ. И какие бы ни рисовал регион “дорожные карты”, до установления базовых окладов нельзя говорить о системном увеличении зарплат.

А в среднем - да, указы президента выполняются. Единственно, где есть проблемы, - в отрасли культуры. У муниципалитетов нет финансовых возможностей, чтобы довести заработные платы этим работникам до соответствующих показателей. Проще закрыть учреждение и оставить людей без работы. Что, собственно говоря, и стало происходить, пока не вмешалась область и не остановила этот процесс. Но область хоть и вмешалась, а денег на зарплаты дать не может. Так что вопрос повышения заработных плат работникам бюджетного сектора имеет массу нюансов.

Автор материала:
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности