Ученые одного из самых престижных польских экономических вузов - Главной торговой школы в Варшаве - опубликовали на днях результаты исследования, из которого следует, что сегодня польские предприниматели настроены явно против профсоюзов.
По-прежнему профсоюзы страны выводят на митинги протеста тысячи активистов (на фото - Дни протеста в Варшаве, сентябрь 2013 года), вот только оказать должное влияние на бизнес и власть получается далеко не всегда. А ведь профсоюз “Солидарность” стоял у истоков новейшей государственности Польши...
Польские социологи и экономисты опубликовали пессимистичные результаты многолетних исследований. Вердикт ученых шокирует: среди владельцев малого и среднего бизнеса лишь каждый пятый разрешил бы рабочим создавать профячейки и становиться их членами. В стране со столь сильными профсоюзными традициями слышать это по меньшей мере странно. Ведь еще до Второй мировой войны, во времена Второй Речи Посполитой, массовые профорганизации рабочих, связанные с той или иной политической партией, играли важную роль в обществе. Особенно сильны были социалистические профсоюзы, которые организовывали протесты и забастовки (преимущественно с требованиями материального характера), а также организации, связанные с христианскими демократами и тяготевшие к лагерю националистов. Да и в советские времена независимый профсоюз “Солидарность” по масштабам работы и силе влияния не имел аналогов в Европе или Азии, быстро превратившись в огромное движение, насчитывающее почти 10 млн членов.
И вот как гром среди ясного неба - в ходе исследования, в котором участвовали 600 владельцев и менеджеров фирм, расположенных по всей территории Польши, 35% респондентов заявили, что профсоюзы вообще не должны работать на предприятиях, 26% согласились бы на их деятельность исключительно в компаниях государственного сектора, и только 19% владельцев бизнеса отнеслись к профорганизациям благосклонно, ответив, что их работа может принести пользу.
Откуда же столько пессимизма по отношению к профсоюзам? Вот одно из мнений в пользу предпринимателей:
- Польские профсоюзы уже много лет сами формируют о себе негативное мнение. Защищая интересы тружеников, они показали частному бизнесу, на что способны и какое влияние порой имеют, - говорит Еремий Мордасевич, эксперт частной Конфедерации польских работодателей “Левиатан”. Его организация была одним из участников исследования на тему популярности профорганизаций в Польше и даже частично финансировала его. - Зачастую профсоюзы конкурируют друг с другом или выдвигают требования, которые работодатель не может выполнить при всем желании. На моей памяти был случай, когда на фирме действовали сразу три профессиональных союза. Один из них в какой-то момент потребовал увеличить зарплаты на 30% для каждого работника. Ни одна компания такого не вынесет...
Понятно, иного мнения придерживается Вальдемар Кренц, шеф отделения профсоюза “Солидарность”, работающего в регионе города Лодзи:
- Не стоит забывать, что безответственные и безрассудные люди встречаются везде. Они есть и в руководстве компаний, и в профсоюзах. Я точно могу сказать, что в Польше немало работодателей, которые бы не отказались от бесплатного труда и при возможности рабочим не платили бы вообще. Еще одна их мечта - чтобы “рабы” сидели тихо и не протестовали.
Иными словами, исследование Главной торговой школы показывает, что подавляющее большинство владельцев малого и среднего бизнеса хотели бы принимать все решения без какого-либо участия трудового коллектива. А принципам демократии верны лишь 25,7% владельцев фирм, которые готовы дать персоналу право голоса в важных для предприятия вопросах:
- Мудрый работодатель всегда будет заинтересован в том, чтобы его рабочие были максимально ангажированы и готовы принимать важные решения. Ведь так они могут разделять ответственность за то, что происходит на предприятии, и трудиться эффективнее. Только очень примитивный работодатель боится своих же рабочих, - подчеркивает Вальдемар Кренц.
Так чего же боятся польские работодатели, выступая против профсоюзов? По одной из версий, бизнесмены наблюдают за тем, что происходит в государственных компаниях, и волей-неволей приобретают разнообразные фобии. Справедливости ради заметим, что на предприятиях госсектора профорганизации действительно очень сильны, и здесь встречаются порой разные патологии.
Скажем, на одном из крупных энергетических госпредприятий профсоюзам удалось официально гарантировать трудовому коллективу занятость вплоть до пенсионного возраста, который сейчас составляет 67 лет. Это привело к тому, что о реструктуризации или повышении рентабельности речи уже быть не может - уволить нельзя даже самого никчемного работника.
Похожим образом обстоят дела и в некоторых компаниях угольной отрасли, где в период финансового процветания и роста руководство под давлением профобъединений согласилось подписать гарантии занятости - мораторий на увольнения был введен на десятки лет вперед. Сегодня же, когда конъюнктура значительно ухудшилась, советы директоров связаны по рукам и ногам официальными договорами с профсоюзами.
Однако есть и позитивные примеры работы профсоюзов в госсекторе. Так, в 2008 году, когда крупнейший транспортный перевозчик Польши PKP Cargo оказался на грани банкротства, вместо того чтобы бастовать и требовать невозможного, профсоюзы начали активно сотрудничать с правлением компании и Министерством транспорта. Благодаря конструктивному диалогу и желанию идти на компромисс удалось почти вдвое сократить штат сотрудников, фирма стала приносить прибыль, а в прошлом году даже дебютировала на бирже. Без участия профсоюзов спасти перевозчика не удалось бы.
Еще одна проблема профсоюзов - это их объективная слабость. По данным самого авторитетного в стране центра исследований общественного мнения CBOS, свое членство в профорганизациях подтверждают лишь 4,6% поляков. Это не более 10% от всех ныне работающих, то есть самый низкий показатель за всю историю профсоюзов с 1989-го года. Почему же в профсоюзы вступает все меньше людей?
- Наша молодежь не может найти работу и вынуждена массово уезжать за границу. Большое число крупных предприятий в последние годы обанкротилось, а вместо них на рынке появляются небольшие фирмы. В них очень сложно организовать профессиональный союз. Помимо этого, миллионы поляков работают на унизительных гражданско-правовых договорах (называемых в стране “мусорными”) и по закону не имеют права вступать в профорганизации. Кстати, это положение Трудового кодекса мы хотим обжаловать в Конституционном суде, уже подали заявление. В течение последних 4 лет на предприятиях нашего региона было учреждено не более 40 новых профорганизаций, - объясняет профлидер Вальдемар Кренц.
А вот еще не слишком оптимистичные цифры из рапорта Главной торговой школы: ныне в народном образовании, науке и системе здравоохранения только 23% работников состоят в профсоюзах, а в органах администрации и того меньше - всего 14%. В сфере услуг этот коэффициент составляет не более 3%. Если же присмотреться к компаниям из IT-сектора (который традиционно развит в Польше), можно прийти к выводу, что в этой отрасли профсоюзы вообще не существуют.