В январе в Госдуму внесен проект федерального закона, конкретизирующий: МРОТ - это вознаграждение без учета компенсационных и стимулирующих выплат. А в Санкт-Петербурге уже сегодня живут по принципу “все доплаты и компенсации - сверху”. Добились этого профсоюзы Петербурга и Ленинградской области. О минимальной зарплате, и не только о ней, мы поговорили с председателем Ленинградской федерации профсоюзов Владимиром Дербиным.
- Владимир Георгиевич, в некоторых российских регионах профсоюзы смогли добиться того, чтобы в минимальную зарплату не включались компенсационные выплаты. А на берегах Невы уже есть опыт того, что сегодня предлагается на федеральном уровне - не включать в МРОТ никакие компенсационные и стимулирующие выплаты. Поделитесь, как вам удалось этого добиться, и стоит ли “овчинка выделки”?
- Мы не изобретали велосипед. В 2004 году из Трудового кодекса исчезла однозначная формулировка понятия МРОТ. Некоторые работодатели использовали это в своих интересах - и в МРОТ стали включать все выплаты. При этом и сегодня федеральный МРОТ до прожиточного минимума не дотягивает. МРОТ на всю страну един, а прожиточный минимум в регионах разный. Подкорректировать этот дисбаланс мы смогли благодаря внесенному в Трудовой кодекс полномочию - устанавливать соглашением региональную минимальную зарплату. И наш город, и Ленинградская область стали одними из первых в стране, где были подписаны такие документы. Но легко сказать - приняли, заключили... Расскажу на примере Петербурга. Прежде чем мы с губернатором и работодателями подписали соглашение о МЗП - полтора года дискутировали! И не о суммы мы копья ломали. Наша профсоюзная позиция была - компенсационные и стимулирующие в минимальную зарплату не включать! Бизнес и власти сопротивлялись, но надо отдать должное нашим партнерам - в итоге они согласились с тем, что наше предложение справедливо по сути. Хотя... каждый год нас вновь и вновь пытаются уговорить отказаться от принятой трактовки. Бизнес даже соглашается на более высокий размер МЗП, сегодня в нашем городе “минималка” - 8868 рублей, а работодатели готовы пойти и на 15 тысяч, лишь бы в эту сумму включить все доплаты. Но мы на такое отступление не пойдем.
- 15 тысяч, признаться, выглядит солиднее... А что вообще региональная минималка в такой трактовке, как в Петербурге, дает работникам?
- Вы же понимаете, что бизнес деньги считать умеет... Ведь если прибавить причитающиеся работнику выплаты к размеру минимальной заработной платы, то общая сумма будет намного больше, чем установленная соглашением цифра. Средняя зарплата в городе без малого 39 тысяч рублей. Кстати сказать, наша “минималка” на 15% превышает прожиточный минимум трудоспособного населения в регионе (7737 рубля) и уж тем более - федеральный МРОТ (5554 рубля).
Конечно, мы этим не удовлетворены - уровень благосостояния наших работников должен расти. Рекомендуемое Европейской социальной хартией соотношение (индекс Кейтца) между минимальной и средней заработной платой - не менее 60%. В Петербурге - 23%. Нам есть к чему стремиться.
Мы хорошо помним кризис 2009 года и сейчас наблюдаем рецессию. Это значит, что всевозможные доплаты и бонусы, которые работодатель платит по своему усмотрению, в случае серьезного спада производства могут пойти “под нож”. И в такой ситуации наши минимальные гарантии имеют особое значение. Региональное соглашение о МЗП является обязательным для исполнения всеми работодателями на территории региона за исключением организаций, финансирующихся из федерального бюджета. Те, кто пытается обойти соглашение, нарушают не только его, но и закон о социальном партнерстве, принятый в Петербурге. А это уже не шутка - такие “молодцы” попадают в поле внимания Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга и, назову коротко - комиссий по заработной плате, в составе которых представители органов власти, профсоюзов и фискальных органов... Так что тех, кто тень на плетень наводит, проверят по полной...
- То, что соглашение о региональной минимальной зарплате не распространяется на федеральных бюджетников, как-то сказывается на их благосостоянии?
- Сказывается самым печальным образом. Мы бьемся над решением этой проблемы уже несколько лет. Гарантий по зарплате у федеральных бюджетников в Санкт-Петербурге меньше, чем у региональных. А работников федерального подчинения много - и в медицине, и в образовании, и в учреждениях культуры, и в науке. Например, больше половины коллектива уникального Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н.И. Вавилова получают меньше минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге: лаборанты - 6300 рублей, младшие научные сотрудники без степени - 6800 рублей, старшие научные сотрудники без степени - 7300 рублей, ведущие научные сотрудники без степени - 8300 рублей. Или взять ФГБУ “Северо-Западное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов”. Зарплата ведущего специалиста там - 8600 рублей, ведущего рыбовода - 7936 рублей, машиниста насосных установок - около 7000 рублей, а у электромонтера и тракториста - 5895 рублей. И это - с надбавками! Такую зарплату в “Севзапрыбвод” имеют 80 процентов работников!
На последнем совещании в рамках конференции Общероссийского народного фронта “Форум действий” я вновь обсуждал эту тему с президентом Владимиром Путиным, вице-премьером Ольгой Голодец и с министром труда и социальной защиты РФ Максимом Топилиным. Я уже обратился к губернатору и работодателям Санкт-Петербурга - поддержать инициативу Ленинградской федерации профсоюзов и предложить федеральному правительству и Госдуме внести изменения в Трудовой кодекс, которые позволяли бы распространять действие региональных соглашений о минимальной заработной плате на всех работников в субъекте РФ. Социальные партнеры дали добро.
- Гарантии по минимальной заработной плате - это далеко не все показатели социального благополучия...
- Конечно, есть и другие, о которых мы договариваемся с социальными партнерами в Трехстороннем соглашении Санкт-Петербурга. Они касаются роста реальной заработной платы, уровня безработицы, коэффициента Джинни (степень неравенства в распределении доходов. - Прим. ред.). Есть специфические показатели, присущие мегаполису - соотношение средней зарплаты со средней стоимостью одного квадратного метра жилья, сокращение количества коммунальных квартир, уровень загрязнения окружающей среды и даже индекс развития человеческого потенциала. Все это раз в три года мы прописываем в Трехстороннем соглашении Санкт-Петербурга, в нем мы определяем основные цели, направления, принципы совместной работы. В январе нынешнего года мы заключили соглашение на 2014 - 2016 годы, и в нем уже почти сорок индикаторов достижения социальной справедливости.
- Как конкретно ее достигать?
- Мы вместе с правительством города и работодателями еще и ежегодно принимаем обязательства к Трехстороннему соглашению. Намечаем конкретные мероприятия - их порядка 150 в год набирается. Можете сами оценить степень их важности. Мы убедили работодателей взять на себя обязательство доплачивать работнику за работу во вредных и опасных условиях труда не менее 12% тарифной ставки (оклада) (федеральная норма - только 4%) и отстояли доплаты за работу в ночную смену не ниже 40% тарифной ставки (оклада). Поверьте, это далось очень непросто. Но в этом году мы обязаны были сохранить наши гарантии, “подстелить соломки”, чтобы спорный закон о специальной оценке условий труда с ходу не ударил по работникам.
Другой пример - мы долго боролись и сохраняли действовавший еще при финансировании из ФСС уровень частичной оплаты родителям стоимости детской путевки в оздоровительные лагеря: для бюджетников - 90%, а для остальных - 50%. Но работодатели заявили, что по отношению к работающим на производстве такая пропорция несправедлива. В бюджетной сфере оплата труда выросла до средней по экономике благодаря нашим же усилиям. Например, у нас в образовании средняя зарплата порядка 38 тысяч рублей. Власти города предложили всех уравнять и компенсировать по 50% стоимости путевки независимо от места работы родителя. Но тут не согласились уже мы. Баталии шли более полугода, это разногласие не позволяло подписать обязательства сторон на 2014 год. В конце концов мы убедили правительство, и нас поддержали работодатели - компенсировать 60% для всех работающих родителей. Конечно, мы хотим, чтобы доля компенсации росла, и будем на этом настаивать. Есть и другие мероприятия, назову их так, которые помогают нам защищать интересы наших людей, улучшать их жизнь.
- Вот как раз про интересы и про жизнь. В опросе, который проводили журналисты в Петербурге, одной из самых беспокоящих проблем жители города назвали трудовую миграцию...
- Знаете, а это тоже отражено в нашем Трехстороннем соглашении. Вообще все показатели, которые мы включаем в соглашения и в Петербурге, и в Ленинградской области (о ней я тоже могу многое рассказать), подсказывает жизнь. Мы, конечно, не вчера занялись названной вами проблемой. Мы уверены, что прежде всего нужно обеспечить достойным рабочим местом наших граждан. В Трехстороннем соглашении Санкт-Петербурга на 2014 - 2016 годы появился новый показатель - доля иностранных работников в численности занятого населения города. Их привлечение - вынужденная мера, но мы договорились, что за три ближайших года доля мигрантов должна заметно снизиться. Или другая острая социальная проблема - нехватка мест в детских садах. В соглашении установлено, что количество этих мест в течение трех лет должно существенно увеличиться. Не могу не сказать и о таком серьезном нововведении: в обязательствах сторон на 2014 год зафиксирована договоренность разработать региональные стандарты достойного труда. Но как вы поняли из нашего разговора, эти стандарты практически уже выработаны всей нашей предыдущей работой. Теперь нам нужно добиваться их реализации на практике. Кстати сказать, мы сегодня принимаем участие в обсуждении Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года. И одна из наших главных задач - чтобы все наши договоренности с социальными партнерами по улучшению жизни горожан нашли свое отражение в этом документе. А иначе и быть не должно, потому что главной целью Стратегии заявлено повышение качества жизни населения.