Недавно депутат Государственной думы и президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль предложил ввести так называемые социальные нормы потребления бензина. Речь идет о том, чтобы продавать социально незащищенным категориям россиян бензин в пределах соцнормы по цене вдвое ниже рыночной - за наличные или по талонам. Так, мол, удастся защитить их от роста цен. При этом депутат ссылался на опыт Ирана, где соцнорма составляет 200 литров в месяц.
Предложение вызвало бурную реакцию как среди коллег Геннадия Шмаля по Госдуме, так и в экспертном сообществе. Введение социальных норм на бензин, по мнению оппонентов, вызовет рост стоимости всего и сразу, что в итоге никак не поможет социально незащищенным гражданам.
Иранская соцнорма Шмалю вполне нравится - ее должно хватить маломощным автомобилям льготников. Депутат считает, что “социальный” бензин может стоить где-то 15 рублей за литр. Отпускать его можно будет либо на отдельных заправках, либо на общих АЗС по талонам.
Геннадий Шмаль пояснил журналистам, что предложение является его личной инициативой и пока не имеет широкой поддержки в отраслевом сообществе. Однако личному мнению депутата Госдумы его оппоненты уделяют серьезное внимание. Причину этого вашему корреспонденту удалось выяснить в кулуарах круглого стола “Социальный бензин: для кого и за сколько?”, прошедшего в пресс-центре “Парламентской газеты”. Как сообщил “Солидарности” председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев, за спиной депутата и его Союза нефтепромышленников по многим признакам стоит Минфин. А значит - законопроект, который планируется внести в нижнюю палату в мае, может пройти.
Круглый стол в “Парламентской газете” правильнее было бы назвать пресс-конференцией - так как трое его участников (депутат Грачев, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко и генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко) были единодушны и вместе осуждали инициативу Шмаля.
- Фактически речь идет о замаскированном повышении цен на бензин, - заявил Грачев. - Часть его, очень небольшая, будет продаваться по социальным ценам, а на “несоциальный” бензин цена поднимется на 15 - 20%. Из-за чего подорожают все товары - в России они доставляются в основном автотранспортом. Единственным сдерживающим рост цен фактором станет падение промышленного производства.
В России, нефтедобывающей стране, бензин стоит дорого из-за высоких налогов - они и прочие бюджетные изъятия составляют 60% цены, рассказал депутат Ищенко. Соответственно, для снижения цены следует если не уменьшить акцизы, то хотя бы не вводить дополнительных сборов, считает парламентарий. Между тем совсем недавно акцизы были повышены - под предлогом отмены транспортного налога. Но налог так никто и не отменил.
По словам Грачева, повышение акцизов изначально было неправильным решением. И вместо того чтобы отменить его, сейчас обсуждается такая мера.
- Ясно же, что рост цен на бензин повысит социальное недовольство, - считает депутат. - Надеюсь, что это решение все же не будет принято.
- Все плюсы от нововведения перекроют затраты на администрирование процессов, - заявил Сергей Пятенко. - Инициатива эта вредная, так как требует дополнительных затрат, и бесполезная.
Пятенко добавил, что экономического роста, который позволил бы гражданам спокойнее относиться к повышению цен на бензин, не будет, пока не произойдет сокращения безумного налогового бремени. А депутат Ищенко напомнил об инициативе отмены налога на добавленную стоимость (НДС).
- Этим налогом мы облагаем в первую очередь свою промышленность, - считает он. - Если отменить НДС и ввести налог с продаж, мы могли бы выигрышно смотреться на фоне наших соседей, таких как Казахстан. Тут надо подходить к проблеме кардинально, мы и так отстали от всего мира.