Центральная профсоюзная газета16+

Судебным приставам расширят права

Способы воздействия приставов-исполнителей на должников, уклоняющихся от исполнения судебных требований, расширят и ужесточат. Так, ускорят и облегчат насильственное выселение должников из жилья и демонтаж построек, если суд счел их незаконными. Кроме того, злостный должник фактически не сможет оспаривать действия и выводы оценщиков имущества. Наконец, закон облегчит и ускорит решение денежных и имущественных вопросов в “мелких” делах, когда стоимость оспариваемого имущества - не более 30 тысяч рублей.

Совет Федерации одобрил пакет поправок к законодательству об исполнительном производстве, призванном соблюсти права взыскателей на полное и своевременное обеспечение их требований. Уточнен ряд процедур исполнения решений, в основном связанных с выселением должников и формированием бригад приставов.

Как рассказал коллегам зампред комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам Алексей Александров, закон расширяет полномочия судебных приставов (прежде всего при производстве розыска должника, его имущества, исполнительного розыска ребенка и ответчика по гражданскому делу). Судебным приставам предписывается не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну, а также “не допускать совершение исполнительных действий в целях, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве”.

Вводится ряд новых норм. Так, взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы с любой информацией, которая “может иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа”. Не допускается арест имущества должника по “мелким” делам - если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3 тысяч рублей (кроме случаев ареста денежных средств или ареста подлежащего взысканию в пользу залогодержателя имущества). Должник вправе в десятидневный срок со дня извещения его приставом или оценщиком об оценке имущества ходатайствовать о самостоятельной реализации этого имущества, если его стоимость не превышает 30 тысяч рублей. Взыскатель же в десятидневный срок со дня его извещения о низкой о стоимости взыскиваемого имущества (не более 30 тысяч рублей) вправе просить оставить это имущество за ним в счет погашения взыскания.

На сегодняшний день, согласно законодательству, оценка имущества судебным приставом-исполнителем может быть оспорена в суде. Новый закон усложняет эту процедуру для должника: ему могут отказать в рассмотрении жалобы просто потому, что “в ней оспаривается оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем или оценщиком”.

“Технологию” исполнения требований исполнительного листа о выселении должников (об обязанности освободить нежилое помещение или земельный участок, о сносе строений) упростят для приставов. А для должников, в том числе тех, кто прячется не в городах, а на природе, положение станет просто безвыходным. Если должник не согласился исполнить требования суда в добровольном порядке, его “поставят на счетчик” - обяжут не только очистить помещение в новый установленный для этого срок, но и уплатить повышенный исполнительский сбор. Если должник продолжит упорствовать, приставы имеют право устроить ему “принуждение к покорности”: силовым путем выселить его из жилья и снести его постройки, если суд решил, что должник возвел их незаконно. Дабы не бороться с особо упорным должником самому, пристав может вовлечь в процесс еще и коллекторское агентство, которое поможет ему выдворить должника быстро и без проблем. Но не бесплатно, разумеется. (Кстати, оплату услуг такой “специализированной организации” тоже взвалят на должника - с него могут по суду “стребовать” те деньги, которые заплатил “коллекторам” обратившийся к ним пристав.) Кроме того, должнику придется покрыть за свой счет все затраты на хранение имущества.

При подготовке проекта к решающему чтению в Госдуме в документ внесли ряд важных поправок. Так, изначальный вариант предполагал резкое повышение исполнительского сбора (с 7 до 10% от взыскиваемой суммы) за неисполнение должником требований приставов. Кроме того, в первоначальном варианте существовала лазейка, позволявшая приставу даже не отправлять копии всех исполнительных документов должнику (а именно - копию исполнительного листа вместе с постановлением о возбуждении исполнительного производства). Потому как это дополнительные расходы на производство копий, да и пристава надо лишний раз гонять... Фактически должника можно было бы тогда вообще не извещать о его судьбе, а, выждав немного, сразу прибегнуть к силе. В окончательном варианте эти нормы из документа убрали.

Из рубрики "Парламентская хроника"

Автор материала:
Вадим Барабанов
E-mail: barabanov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности