Инициативная группа выступила с предложением создать в стране частно-государственные вытрезвители. Эту идею уже поддержал Минздрав и ряд депутатов и сенаторов. Эксперты одобрили эту идею и даже сделали ряд предложений. К примеру, отправлять в вытрезвитель только тех пьяных, что совершили правонарушения. Или читать курс лекций о вреде алкоголя каждому попавшему в учреждение.
Напомним, первый вытрезвитель появился в 1902 году в Туле и назывался “приют для опьяневших”. А сеть учреждений подобного типа стала выстраиваться с 1931 года. Однако в прошлом десятилетии вытрезвители практически исчезли. Последний был закрыт в 2011 году.
- Система вытрезвителей развалилась из-за конфликта МВД и Минздрава, - пояснил президент Общероссийского общественного благотворительного фонда “Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” Олег Зыков в ходе круглого стола “Нужны ли России медвытрезвители и за чей счет?”. - МВД надоело финансировать вытрезвители, и там захотели передать эти учреждения Минздраву. Но не встретили энтузиазма.
Вытрезвители были ликвидированы, а вот пьяные граждане с улиц - не исчезли. Ежегодно в каждом регионе приходится вытрезвлять в медицинских учреждениях от 3,5 до 10 тысяч человек.
- Чаще всего граждан в состоянии опьянения доставляют в приемный покой районной больницы, - рассказал руководитель отделения организации наркологической помощи и правовых основ наркологии ФГБУ “ННЦ Наркологии” Минздрава России Борис Целинский. - И там эти люди всем мешают. Их редко сопровождают полицейские, хотя в обязанностях полицейских есть функция охраны порядка. Большинство пьяных граждан (46%) доставляют в больницы сотрудники медицинской службы, 18% - сотрудники полиции, 17% поступают “по другим каналам” - к примеру, по звонку родственника.
По словам Целинского, медики недовольны тем, что перебравших граждан доставляют к ним. Треть опрошенных врачей считает, что нужно оборудовать приемные покои так, чтобы пьяные не сталкивались с больными, а полицейские должны обеспечивать там порядок. Две трети медработников считают, что пьяных вовсе незачем везти в больницу, потому что в спецпомощи они не нуждаются. Вытрезвление не относится к медицинским функциям и, соответственно, не оплачивается из фонда ОМС.
Так что же делать с любителями злоупотребить алкоголем? В мире проблему пьяниц на улицах решают по-разному. К примеру, в Германии и Швейцарии полиция звонит родственникам, чтобы они забрали домой перебравшего. Если гражданин не в состоянии сообщить адрес, его доставляют в участок и дают проспаться. На клеенчатой кушетке с тазиком под рукой. Едой и питьем пьяницу не обеспечивают, а сразу, как проспится, выпроваживают домой. И заставляют оплатить “счет за проживание”. В Швейцарии это 950 швейцарских франков, а в Германии - 250 евро. Похожим образом устроена система вытрезвления и в Польше с Латвией. А вот в Канаде есть специальная служба “Красный нос”, которая развозит пьяных по домам.
Что делать в России - не ясно. Во многих регионах отработана практика маршрутизации таких пациентов - либо домой, либо в больницу. Руководитель федерального проекта “Трезвая Россия” Султан Хамзаев посетовал, что, мол, в России несознательные родственники могут и отказаться принять алкоголика домой, поэтому и нужны вытрезвители.
Есть опыт создания спецотделений, к примеру, в Томске или Рязани. В других регионах работают отделения при наркологических центрах...
Олег Зыков считает, что вытрезвителей больше не нужно: “Это создание территории для насилия, грабежа и убийств. В частных вытрезвителях станут насиловать, грабить и убивать в частном порядке”.
С Зыковым отчасти согласен специалист ФГБУ “Московский НИИ психиатрии” Минздрава России, психиатр высшей категории Виктор Ханыков: “Советский вытрезвитель? Нет, такой хоккей нам не нужен. Но и совсем отказаться от них нельзя. У нас холодный климат, высокий уровень криминала и высокий уровень пофигизма. Поэтому пьяного нельзя оставить валяться на дороге, его надо куда-нибудь увезти”.
Возникает вопрос, а кто будет оплачивать эти благодеяния? МВД уже отказалось от таких расходов, Минздрав тоже. Надеяться, что алкоголики последуют примеру своих зарубежных “коллег” и сами заплатят за свое вытрезвление, - наивно.
По мнению Целинского, вытрезвители нужно создавать в системе соцобеспечения при поддержке Минздрава и правоохранительных структур (в вытрезвителе могли бы работать фельдшер и полицейский).
Султан Хамзаев рассказал, что инициатива создания вытрезвителей на частно-государственной основе находится на первичной стадии обсуждения. Уже есть позиция Минздрава (инициатива поддержана), в ближайшее время ожидается формулировка позиции МВД. Кроме того, идею поддерживают депутаты и сенаторы профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации. Однако о финансовой реализации этой инициативы почему-то решили не задумываться.
Хамзаев считает, что оплачивать лечение алкозависимых должно государство - потому что оно зарабатывает на акцизах. А глава “Союза борьбы за народную трезвость” Александр Карпачёв уверен, что оплачивать лечение должны производители алкоголя - они же наживаются на продукте. А вообще, по мнению Карпачёва, нужно в первую очередь не вытрезвители строить, а менять ГОСТы. Дескать, пьют у нас от неправильного отношения общества к алкоголю. Раньше в ГОСТах алкоголь считался наркотическим веществом, а сейчас прописан “пищевым продуктом”. Оттого и злоупотребляют, что считают пищевым продуктом. (А что, калорийность водки, например, 231 - 250 ккал на 100 г. Может, потому и считают?)
А еще алкоголь надо убрать с прилавков, потому что это - реклама. И продавать его в специализированных магазинах. И вытрезвители должны нести в первую очередь просветительские функции: попался - так изволь прослушать цикл лекций о вреде пьянства...
По мнению исполняющего обязанности начальника управления ГУООП МВД России Бориса Ларионова, спецучреждения нужно создавать в тех регионах, где отмечается рост числа преступлений, совершенных в состоянии опьянения. И помещать туда только граждан, совершающих правонарушения, а не просто пьяных. Причину, по которой такие нарушители должны попадать в специализированные учреждения, а не в “обезьянники”, Ларионов не пояснил.
- А зачем участвовать в работе вытрезвителей бизнесу? - неожиданно сломал ход беседы и перешел от материй высоких к низменным руководитель “Независимой наркологической гильдии” Руслан Исаев. - Я вижу только один способ реализовать частно-государственное партнерство в этой области. Государство должно предоставить бизнесу помещение и делать госзаказ на вытрезвление. Половину помещения бизнес должен будет отвести под вытрезвитель, а второй половиной - распоряжаться сам. К примеру, устроить там реабилитационную клинику или оказывать какие-то другие услуги. В этом случае бизнес будет заинтересован в том, чтобы хорошо работать над вытрезвлением и не терять помещение. Эту идею можно для начала воплотить в каких-то пилотных учреждениях и посмотреть, что получится.