В Институте профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений недавно прослушали очередной курс представители профессиональных союзов стран ближнего зарубежья. Корреспондент “Солидарности” решил узнать, как и к чему именно готовят профлидеров стран бывшего СССР. В начале весны здесь завершила обучение группа из числа профсоюзных руководителей разного уровня из стран Центральной Азии - Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
На фото - профсоюзные работники из стран Средней Азии фотографируются на память с заведующей сектором международных программ ИПД Еленой Сень (крайняя слева)
Занятия каждой группы в Институте профсоюзного движения АТиСО продолжаются девять дней. Лекции чередуются с круглыми столами, где студенты не только слушают и записывают, но и делятся опытом работы. Последнее занятие группы перед отъездом тоже проходит в формате круглого стола. Но мысли слушателей, судя по тому, как часто каждый из участников заседания выходит из аудитории, уже далеко...
В коридоре двое узбеков - Исмаил Юнусов и Кувандык Мукумов - о чем-то тихо совещаются.
- Хотим вот преподавателям подарки вручить, - вежливо поясняет, заметив меня, Мукумов.
Тем временем исполнительный директор Института профдвижения Владимир Наумов плавно переходит от изложения материала к напутствованию выпускников:
- Человек, который пришел к нам, в профсоюзы, должен думать о карьере, должен ввысь идти... Я надеюсь, что мы смогли здесь согреть вам душу! Ведь когда душу согреют - и на зарплату не смотришь... Границ для нас не существует, у нас общая Родина, и все мы работаем в профсоюзах, боремся за права трудящихся. Помните, как там у Маугли? Он сказал: “Мы с тобой одной крови”, - и прыгнул, в общем-то, в озеро...
- Все можно получить в Интернете, но ничто не заменит живого общения, - говорит в ответном благодарственном слове красавица-казашка Сара Бердалиева, председатель комитета профсоюза железнодорожников Мангистауской области.
Кувандык и Исмаил куда-то исчезают, затем возвращаются с пакетами - и надевают на Наумова расшитые золотом халат и тюбетейку.
Пока слушателям вручают свидетельства об окончании курса обучения, расспрашиваю о впечатлениях.
- Самое главное - это возможность обмена опытом с коллегами из других стран, - говорит Мукумов, заместитель заведующего орготделом Центрального совета профсоюзов Узбекистана. Впрочем, у него, как и у четверых его узбекских товарищей по делегации, нет никакого желания общаться с журналистами. И проблем у узбекских профсоюзов тоже никаких нет: “Трудовая эмиграция? Она резко снизилась. Только за прошлый год был создан миллион рабочих мест. У вас все?”
В группе из 20 человек по пять представителей каждой страны, мужчин и женщин примерно поровну. Молодежи почти нет, как нет и европейцев - только одна русская пожилая дама в составе киргизской делегации. Большинству за сорок, некоторым явно и за 60, хотя есть и несколько молодых женщин из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. По-русски понимают все, но говорят очень по-разному: казахи и киргизы - чисто, узбеки - с тяжелым акцентом, а таджиков постоянно приходится переспрашивать...
- Из предметов мне очень понравилась и, думаю, обязательно пригодится конфликтология, - говорит председатель первичной организации департамента экологии Актюбинской области Казахстана Нурбига Айшанова. - Там мы играли роли работодателя и работника, инсценировали конфликты. Тема коллективных договоров тоже очень помогла. Но мало времени лично мне, как неопытному человеку.
- О, я так рада, что Бог дал мне сюда приехать, - говорит председатель профкома “Таджикгеология” Шамсигул Итимова. - Я люблю профсоюз. Еще когда я училась в педучилище, меня всегда выбирали председателем профкома, и всю жизнь я варилась в профсоюзном котле...
На предприятии, где Шамсигул-хола (хола - уважительное обращение к женщине старшего возраста) возглавляет профорганизацию, до знаменитой войны “вовчиков” с “юрчиками” (ваххабитов со сторонниками светского государства) работали 18 тысяч человек. Сейчас осталась тысяча сотрудников.
- Поэтому мы обучаем в университете за счет “Таджикгеологии” много молодых девушек, - говорит Шамсигул-хола. - Потому что так хочет наш уважаемый президент Эмомали Шарипович Рахмон, чтобы будущие матери на геологов учились. У нас не хватает... этих... кадров.
- Трудовая эмиграция из ваших республик уже приняла такие масштабы, что имеет смысл спросить: а работники-то остались?
- Да, это очень тяжелый вопрос, - вздыхают разом председатель профкома Бишкекского центра испытаний, сертификации и метрологии Джейхан Алиева и заместитель руководителя республиканского комитета профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Алимбубу Джахунбаева (обе из Киргизии). - Большая часть работо-способного населения юга выехала в поисках работы за рубеж. У нас, на севере, полегче.
- Пытаемся создавать рабочие места. Самозанятость очень развита, - добавляет, помолчав, Джахунбаева. - Многие гражданство получили, многие с семьями уезжают. Ну мы же не будем запрещать... Самая большая проблема - социальные отчисления. Их не имеют даже легально работающие. В итоге получается, что те, кто работает в Киргизии, зарабатывают пенсию для тех, кто уехал.
- Но с севера тоже уезжают, хотя ситуация у нас полегче, чем на юге, - продолжает Джейхан Алиева. - Наши уезжают не от голода, а от низких зарплат, невозможности самореализации. Мой сын, например, и в Бишкеке неплохо жил. Но сказал мне: “Мама, я хочу самореализоваться”, - и я его благословила... Он окончил Институт технологий общественного питания и курсы немецкой кухни, работает шеф-поваром в большом московском ресторане.
- А какие зарплаты в Киргизии?
Мои собеседницы смущенно улыбаются и молчат. Откликается лишь до сих пор молча слушавшая наш диалог русская дама (ранее она отказалась представляться, сказав лишь, что работает в “Киргизгеологии”):
- Чтобы вы имели представление: начальник геологической партии у нас 120 долларов в месяц получает.
- А правда, что в центральноазиатских республиках женщин-руководителей мужчины всерьез не воспринимают? И как вам удается выстраивать с ними деловые отношения?
- Правда. Но в столице проблем с этим нет, а мы, слава Аллаху, в столице живем, - хором говорят представительницы Киргизии.
- Я родилась, выросла и начала работать в районе [поселка] Гарм, - вступает в разговор Шамсигул-хола. - У нас девочкам и женщинам учиться запрещали. Моя мама учительницей в школе работала, ей угрожали постоянно, один раз пытались убить. Но она научила меня не бояться, научила, что девушка должна уметь за себя постоять. А сейчас мне легко разговаривать с мужчинами - мне уже много лет, я с ними как их мать разговариваю...
- Пусть попробует любой мужик со мной поспорить - за мной стоят 400 парней с нашей железной дороги, - улыбается Сара Бердалиева.
Практически все собеседники “Солидарности” из числа слушателей хотели бы больше узнать об охране труда и практике переговоров с представителями транснациональных компаний (ТНК). В курсе для профлидеров из стран СНГ, Балтии и Грузии теме ТНК посвящен отдельный предмет. Но по охране труда предмета у ИПД нет - нет возможности.
- В Академии существует отдельный институт, который занимается этой темой, мы не можем “лезть в чужую епархию”, - говорит заведующая сектором международных и региональных программ Центра развития профсоюзного образования ИПД Елена Сень.
По ее словам, обучение представителей профсоюзов стран СНГ, Балтии и Грузии (всего 12 стран) ИПД осуществляет за счет гранта, “который мы выиграли, участвуя в конкурсе неправительственных организаций по реализации социальных проектов”. Представители Грузии уже два года как возобновили посещение занятий. Из прибалтийских стран не участвует в программе только Эстония. Представители непризнанных и частично признанных государств профсоюзной учебой не интересовались.
- Следующий заезд у нас с 14 мая, ждем представителей Грузии, Армении, Азербайджана и Украины. Вот с Украиной, правда, все может быть...
- Какие предметы в вашем расписании?
- “Конфликтология”, “Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения”, “Международные стандарты в сфере труда”, “Международные отношения”, “Регулирование социально-трудовых отношений на основе принципов социального партнерства”, “Многонациональные компании”, “Социальный аудит”, “Правовые основы коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений”... Вот лишь часть нашего списка предметов. Программа очень насыщенная.
- Часто к вам приезжают повторно?
- В основном группы формируются из новых людей. Но есть те, кто приезжает к нам второй и третий раз. Это благодарные слушатели. Их живо интересует российский опыт, наши ошибки и наши достижения. Они с таким удовольствием учатся! Преподавателей не отпускают, задают много вопросов. Буквально на третий день знакомятся между собой, обсуждают профсоюзные вопросы. И то, что в группе участвуют сразу несколько делегаций из разных стран, - это очень важно. Кстати, такое формирование групп было предложено самими слушателями - азербайджанская делегация его предложила.
- У азербайджанцев с армянами столкновений не было? И вообще каких-либо межнациональных конфликтов?
- Не поверите - ни разу!
- Насколько полученные здесь знания слушатели могут использовать у себя на родине?
- Мы даем такой теоретический и практический материал, который можно приложить к любым условиям. И наши слушатели это подтверждают.