Правительство РФ внесло в Госдуму для ратификации Конвенцию МОТ № 151. Этот международный документ закрепляет право госслужащих на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. В первом чтении проект планируется рассмотреть в середине мая.
По мнению правительства РФ, российское законодательство практически полностью соответствует основным нормам и требованиям Конвенции № 151. Согласно анализу специалистов Мин-труда, институт социального партнерства “достаточно полно урегулирован” трудовым законодательством РФ, при этом отдельные элементы соцпартнерства “нашли свое закрепление” в российском законодательстве о госслужбе.
В конвенции есть положение о том, что госслужащие пользуются, всеми правами для реализации свободы объединения - но при условии, что они соблюдают обязательства, вытекающие из их статуса и характера выполняемых функций. Так, госслужащие могут: создавать профобъединения, защищаться от дискриминации и ущемления свободы объединений в области занятости, вести коллективные переговоры с органами власти, заключать коллективные договоры, вносить предложения по совершенствованию работы госоргана и т.д.
Иными словами, по мысли разработчиков, отечественное законодательство о госслужбе настолько отвечает международным нормам, что не понадобится “внесения изменений в действующее законодательство и не потребуется выделения дополнительных ассигнований из бюджета”. Однако ФЗ “О международных договорах РФ” требует ратифицировать все международные соглашения России, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Законопроект разработан для соответствия нормам международного права и в качестве “страховки” от появления законов, способных нарушить право госчиновников на объединение и защиту своих прав и интересов.
Конвенция МОТ № 151 (о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на госслужбе) была принята на 64-й сессии Генконференции МОТ 27 июня 1978 года в Женеве и вступила в силу 25 февраля 1981 года. (МОТ - специализированное учреждение ООН в сфере труда, ее нормативные акты действуют в области трудовых правоотношений.)
Новый законопроект подтверждает, что трудовые правоотношения в сфере госслужбы - предмет регулирования трудового права, а не административно-правового регулирования, иначе это противоречило бы как Конвенции № 151, так и Рекомендациям МОТ № 159 (от 1978 года) “О процедурах определения условий занятости на государственной службе (о трудовых отношениях на государственной службе)”.
В ряде статей ТК для отдельных категорий работников установлены ограничения на участие в системе соцпартнерства, но это соответствует международной практике. Например, Конвенция № 151 содержит указание на то, что национальные законы или правила должны определять, в какой мере гарантии будут применяться к военным и сотрудникам силовых ведомств. Ст. 11 ТК предусматривает распространение Трудового кодекса и иных подзаконных актов, содержащих нормы трудового права, практически на все категории госслужащих. В том числе на: военнослужащих “при исполнении”; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций; лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (если эти лица выступают в качестве работодателей или их представителей, либо заключили с данной организацией трудовой договор).
Из рубрики “Парламентская хроника”