Центральная профсоюзная газета16+
“К каждому курильщику полицейского не приставишь”

“Антитабачный” закон продвигается в жизнь, но работает плохо

Новый этап ужесточения правил для курильщиков в соответствии с “антитабачным” законом уже на подходе, однако вызывает вопросы даже у лояльно настроенных экспертов. Едва ли не основная проблема заключается в извечной российской формуле - сочетании суровости законов с необязательностью их исполнения.

Начало лета, до которого остается меньше двух месяцев, принесет примерно половине взрослого населения России неприятные новости: 1 июня стартует очередной этап проведения в жизнь нашумевшего антитабачного закона.

Еще с прошлого июня было запрещено, в частности, курение на детских площадках, рабочих местах и в учреждениях (а также на расстоянии 15 метров от них). С конца 2013 года за нарушение новых правил были введены штрафы - от 500 до 1,5 тысяч рублей за курение в учреждениях и от 2 до 3 тысяч в случае, если курильщик будет застигнут на детской площадке. Кроме того, на сигаретных пачках появились красочные изображения, живописующие заболевания, которые могут обрушиться на злоупотребляющих никотином.

Новый же этап подразумевает полный запрет на курение в ресторанах, поездах дальнего следования, гостиницах и общежитиях. Выкладка сигарет в магазинах будет также запрещена - приобретать их придется вслепую, по прейскуранту. И по новым ценам - со следующего года планируется довести акцизы на табачную продукцию до уровня европейских.

Тем временем планируемое ужесточение закона продолжает оставаться темой оживленного обсуждения. В частности, Общественная палата 10 апреля созвала очередной круглый стол, посвященный проблеме - а вернее, тому, как курильщику в новых условиях сориентироваться, чтобы понимать, когда он нарушает закон, а также снижению “адаптационных рисков” для курящих, которым в связи с очередным резким “закручиванием гаек” придется весьма тяжело.

Впрочем, основным остается вопрос - насколько жизнеспособен “антитабачный” закон в российских условиях?

- Закон принес свои плоды, - не без гордости говорит Дарья Халтурина, сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем и Российской антитабачной коалиции. - Впервые за весь постсоветский период в России произошло снижение употребления табака. Согласно независимым друг от друга исследованиям Росстата и ВЦИОМ, отказались от табака примерно 6% граждан. Табачные компании пожаловались, что продажи табака упали примерно на 7 - 8%. Это потрясающе и замечательно. Важно теперь это не утерять.

- Для закона важно, насколько он реализуем, - говорит член Общественной палаты Елена Лукьянова. - Около станций метро штрафуют? Не штрафуют. Сотрудники милиции сами стоят и курят. Остается открытым вопрос - можно ли курить на кладбищах или, скажем, на огромной территории Московского университета? Несмотря на то, что закон правильный, в нем остается много лакун и неясностей... Если граждан не будут привлекать к ответу, они просто махнут рукой на запреты. Но и конфронтация в связи со злоупотреблениями при применении административных взысканий также будет дискредитировать закон.

Только по официальным данным на конец 2013 года активных курильщиков в России насчитывалось почти 44 миллиона. И де-факто, отметили участники круглого стола, эффективных механизмов контроля за ними у государства нет.

- На органах полиции лежит более важная задача - охрана личных или имущественных прав граждан, - отмечает Александр Востриков, представитель Главного управления МВД на транспорте. - Что важнее - выезд группы по звонку добропорядочного гражданина к палатке с табаком или же выезд на место тяжкого правонарушения или преступления? Исходя из нашей штатной численности, мы не можем к каждому курильщику поставить по полицейскому.

Расплывчатость новых норм сама по себе является поводом для спекуляций. Если верить собравшимся в ОП спикерам, представители “табачного лобби” нередко идут на дезинформацию администраторов ресторанов и предпринимателей, занимающихся реализацией сигарет - в частности, убеждая последних в легальности подсвеченной выкладки сигарет на прилавок. В свою очередь, по букве “антитабачного закона” это считается “стимулированием употребления”, и светят за это пятизначные цифры штрафов - сумма для индивидуальных предпринимателей малоподъемная.

Как в реальности исполняется закон, должен, по идее, показать мониторинг, который эксперты предложили провести Минздраву. А Дарья Халтурина, среди прочего, предложила до появления результатов исследования повременить с поправками в закон.

Даже вполне лояльные к самой идее закона спикеры считают, что с внедрением новых запретительных мер нужно быть по меньшей мере осторожными.

- Излишне жесткий прессинг приведет только к одному, - считает Иосиф Дискин, глава комитета ОП по развитию гражданского общества. - Мы имеем дело с сильным фронтом лоббистов, и не дело, если чрезмерными мерами, которые приведут к массовому недовольству, мы усилим их позиции. Много законов было подорвано именно тем, что мы принимали решения, которые были неспособны внедрить, избежав роста социального недовольства.

Комментарий

Андрей Лоскутов, исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков:

- Как это ни странно - и как это ни больно, этот закон является пощечиной государственной власти: государство вынуждают принять закон, который никто не будет исполнять.

Закон, который нам необходим, должен быть законом общественного согласия. Необходимо сделать шаг назад - или хотя бы остановиться и максимально согласовать разные точки зрения. Нельзя бороться с курильщиками. Можно бороться с чьими-то интересами, влияниями, монополиями - но не с людьми. Четыре с половиной десятка миллионов курильщиков - это взрослые сознательные люди, которые сделали свой взвешенный выбор. Против чего мы должны встать - так это против курения в молодежной среде. Мы должны создать барьер между табаком и молодежью, чтобы она не рекрутировалась в число курильщиков.

На генсовете ФНПР я встречался с руководителями крупнейших профорганизаций, с которыми мы обсуждали одну тему: давайте вопрос курения на рабочих местах отдадим на усмотрение работодателя, коллектива и профорганизации. Тот же “Уралвагонзавод” делает танки - неужели они не смогут решить проблему с курением на рабочих местах?

Кроме того, надо заметить, что почти все развитые страны через пять лет после старта антитабачной компании показали неэффективность всей шумихи - и вложения огромных денег, и разделения людей на курящих и некурящих. Блестящий пример явила Франция - за первые три года после введения закона число курильщиков сократилось на 5%, а за последующие два - выросло на 4%.

Одна страна дает реальное снижение числа курильщиков - это США. Однако там, в частности, нет запрета на рекламу табака и нет таких жестких запретов относительно мест для курения. Вывод - эффект есть там, где к ограничениям подходят с головой.

ОПРОС

Как относятся к запретительным мерам антитабачного законодательства в профсоюзах? “Солидарность” побеседовала с несколькими профлидерами. Все наши респонденты как на подбор оказались некурящими - однако никто из них антитабачного энтузиазма законодателей не разделяет.

Лидия Павлова, председатель татарстанской организации профсоюза машиностроителей РФ:

- Я к курению отношусь резко отрицательно. Но на наших предприятиях проблемы с разграничением курящих и некурящих зон не существует. Для курильщиков отведены определенные места - они совершенно обособлены и не мешают остальным. В конце концов, есть другие, гораздо более насущные проблемы: уровень заработной платы и соблюдение трудового законодательства, например, или промышленная политика и состояние машиностроения. Что же касается запретов на курение, народ у нас мудрый - и на каждый закон найдет возможность его обойти.

Владимир Мохов, председатель первичной профсоюзной организации ОАО “Завод им. Дегтярева”, г. Ковров (Владимирская область):

- Я сам бросил курить еще в армии, но к курящим отношусь довольно лояльно. Места для курения у нас на производствах и в цехах оборудованы, и ликвидировать их мы пока не намерены. Почему нельзя оборудовать курительные комнаты, где люди будут курить, не мешая другим?

Владимир Красноруцков, председатель профкома ОАО “НПК “Уралвагонзавод” имени Дзержинского”:

- Я как человек некурящий чувствую неудобство, когда люди при мне курят. Однако в этом вопросе должен быть достигнут определенный компромисс - так, чтобы никто никого не ущемлял. В данном случае я сторонник того, чтобы в законе были учтены интересы всех. Нельзя никого хватать за горло, пусть даже закон и принимают под предлогом заботы о здоровье нации.

Автор материала:
Александр Цветков
E-mail: cwietkow@yandex.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности