После того как Запад стал грозить России экономическими санкциями, стало понятно, что для полной независимости нашей стране нужна своя платежная система, а рубль должен стать мировой валютой. Между тем, эксперты считают, что для решения этой задачи необходимо 10 - 15 лет.
Всего два десятилетия прошло с тех пор, как рубль стал конвертируемой валютой. Однако далее этого дело не продвинулось - рубль имеет хождение лишь в пределах Таможенного союза. Основные мировые платежные и резервные валюты сегодня - это доллар США (доля в резервах 61% при доле в мировом ВВП 23%), евро (доля в мировом ВВП и резервах примерно равна 23 - 24%), фунт стерлингов, японская иена, канадский и австралийский доллар, швейцарский франк. В последнее время Китай активно переходит на международные расчеты в юанях. Надо ли России следовать примеру Китая, и возможно ли сделать из рубля резервную валюту? На этот вопрос эксперты попытались ответить на видеоконференции “Станет ли рубль резервной мировой валютой”, состоявшейся 17 апреля.
- Пока у нас нет своей платежной системы, мы будем зависеть от США, - высказала свое мнение профессор Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова Юлия Крохина. - Для начала можно попробовать сделать рубль платежной валютой в странах Таможенного союза. А потом смотреть, заинтересованы ли какие-либо еще страны производить расчеты в рублях.
Согласен с Крохиной и председатель правления Национальной валютной ассоциации Дмитрий Пискулов. По его мнению, России стоит разрабатывать свою стратегию для защиты от потенциальных санкций, связанных с отключением нашей страны от расчетов в международных валютах:
- Доля экономик Австралии и Канады в мировом ВВП ниже российской, а использование австралийского и канадского доллара в мировых резервах и валютных расчетах существенно выше рубля. Этот пример показывает, что использование рубля в качестве международного платежного средства вполне возможно. Работа в этом направлении - процесс небыстрый, он займет 10 - 15 лет. Но страна, которая претендует на политическую независимость, должна заниматься этим вопросом. К примеру, Китай добился расчетов в юанях. Сделано это было при помощи налоговых преференций: китайские экспортеры получают налоговый вычет по НДС в том случае, если расчеты проводятся в юанях. Нам тоже надо стимулировать расчеты в рублях. Ведь тогда спрос на рубль возрастет, рубль укрепится.
По мнению директора Центра прикладной экономики Юрия Белоусова, для решения подобной задачи нужно сформировать доверие к российской валюте. А для этого должна быть экономическая предсказуемость, долгосрочная экономическая стратегия, которая бы безукоризненно соблюдалась.
- Сама по себе задача разумна и правильна. Но экономика России не дотягивает до ее решения, - высказался заведующий кафедрой “Финансы и кредит” экономического факультета МГУ Сергей Дубинин. - В Евросоюзе давно введена единая валюта. Но единое банковское регулирование вводится только сейчас. Потому что раньше страны не были к этому готовы. Если же мы объединим рублем хотя бы Таможенный союз, то контроль над банками всех стран должен быть сосредоточен в сторонних руках. Готовы ли мы отдать кому-нибудь этот контроль?
Как считает Дубинин, у рубля сейчас немного шансов стать мировой валютой: даже внутри страны жители предпочитают хранить сбережения в других валютах. Рубль слишком быстро обесценивается. Поэтому зафиксировать цены в рублях проблематично.