О перекосе на рынке труда и о дефиците квалифицированных рабочих не писал только ленивый, а словосочетание “повышение престижа рабочих профессий” заняло твердое место в современном политическом арго, рядом с “эффективностью” и “модернизацией”. Однако, хотя проблема стоит уже не первый год, эффективных методов ее решения пока нет. Начинать пропаганду “ручных” специальностей среди школьников с младых ногтей, а не со старшей школы, популяризировать рабочие профессии через мобильные приложения, создавать фьючерсную биржу вакансий - как еще переломить предубеждение к профессиям строителя или слесаря?
На 69% предприятий существует дефицит квалифицированных рабочих, - такие цифры назвала Валерия Мозганова, руководитель отдела недвижимости радио Business-FM, на круглом столе, посвященном профориентации молодежи и участию в ней бизнеса, который прошел в Москве 16 апреля. Данные основываются на недавнем исследовании РСПП и весьма красноречивы, хотя давно уже не являются новостью.
Тема повышения престижа рабочих специальностей в последние годы активно продвигается в “тренд” с трибун разной высоты, начиная с президентской - ну и с профсоюзных, естественно. В разной стадии запуска находится немало госпрограмм. Например, Минобразования обещает за ближайшую четырехлетку потратить свыше 400 миллионов рублей “на развитие рабочих кадров”, чтобы повысить качество подготовки выпускников и сократить разрыв между знаниями, которые получит молодой человек в учебном заведении, и теми требованиями, которые предъявит к нему рынок. Благо проблема - это признает большинство в профильном сообществе - действительно серьезная: оборудование и материалы на производствах меняются быстро, и далеко не все ссузы, да и техвузы могут позволить себе угнаться за временем. А значит, выпускник, пришедший на производство, будет вынужден переучиваться заново.
В частности, пакет государственных мер подразумевает внедрение “дуального” обучения техническим специальностям - напомним, это система, когда учащиеся колледжей будут сочетать обучение в аудиториях с получением практических навыков непосредственно на производствах. Сейчас элементы дуальной системы собираются внедрять в Калужской, Ярославской, Ульяновской областях, а также в Красноярском и Пермском краях.
Но вопрос в другом - а как именно вернуть молодежь в аудитории ссузов?
- Не секрет, что в девяностые годы и в начале нулевых учреждения профобразования выживали как умели, - говорит Любовь Сторчак, начальник управления профессионального образования подмосковного Минобразования. - И вводили специальности, по которым было проще обучать в плане технического оборудования. Опять же, надо иметь в виду мониторинг спроса. Конечно, 70% населения ориентированы на получение высшего образования. Но и те 30%, которые идут в среднеспециальные заведения, выбирают профессии в сфере обслуживания.
Даже с теми, кто все же решил пойти на производственные специальности, все обстоит, по мнению участников круглого стола, непросто.
- Шестьдесят процентов ребят, которые приходят учиться (на рабочие профессии. - А.Ц.), не работают после этого по специальности, либо рассматривают работу как временный период перед поступлением в институт, - утверждает Николай Цигану, президент крупного строительного холдинга “Премьер”, базирующегося в подмосковном Королеве (по инициативе этой компании и был организован круглый стол).
- Участие бизнеса в профориентации должно начинаться еще со школы, а не с учреждений спецобразования, - считает Сторчак. - Есть мнение, что это может быть конец школы, девятый класс - ведь в основном именно девятиклассники идут в учреждения профобразования. А есть мнение, что начинать надо с пятых-шестых классов. Как идти в школы - это уже другой вопрос.
И вопрос, надо сказать, открытый - а посему порождающий порой довольно смелые решения.
- Как добраться до молодежи? Через “ВКонтакте”, через Instagram, - предлагает Дмитрий Богданов, представитель организации малого и среднего предпринимательства “Опора России”. - Профориентацию можно осуществлять через мобильные приложения для гаджетов. Прямо с пятого класса - чтобы человек понимал: можно строить домики (на экране. - А.Ц.), а можно и большие красивые дома в реальности. У молодежи клиповое мышление, важную роль играет картинка. И только так - с пятого класса, а не девятого, иначе время будет упущено.
В свою очередь Александр Сегал, специалист по коммуникациям и преподаватель философского факультета МГУ, предлагает свой рецепт “лечения” дисбаланса рынка труда и недостатка технических специалистов:
- Существует разрыв между моментами, когда ученик выбирает специальность и когда приходит на рынок труда. Суть в том, что должен быть организован диалог между абитуриентами и работодателями по принципу фьючерсной площадки. Поступающему в технические заведения сообщается в текущем режиме прогнозируемая стоимость труда, степень гарантии трудоустройства и конкретные прогнозируемые рабочие места. Это может показаться игрой - и это на самом деле является игрой. И элемент игры - это то, что может заинтересовать молодежь. На первом этапе фьючерсная сделка виртуальна, это способ вступления в диалог человека, который продает свою рабочую силу, и человека, который будет ее покупать.
Другие эксперты посоветовали обратиться к институту прикладного бакалавриата, в экспериментальном порядке введенного в российскую систему образования в 2009 году. Это, напомним, своего рода “гибрид” высшего и среднего образования, когда наравне с вузовскими программами и дипломом студент получает и прикладную рабочую специальность.
- Колледжи могли бы подавать заявки на организацию программ прикладного бакалавриата, - считает Дмитрий Богданов. - И получать их на все технические специальности. Семьдесят процентов учащихся сейчас ориентированы на высшее образование - и тридцать пять процентов из этих семидесяти можно было бы таким образом оттянуть. Прикладной бакалавр будет гордиться собой, он знает, что у него впереди карьера и все же высшее образование, при этом ему не надо идти в вуз.
Можно ли побороть массовую установку на получение вузовских корочек любой ценой одними только материальными стимулами? Недолгое путешествие по банкам вакансий Интернета дает интересные результаты. В столице, если верить статистике, собранной “Яндексом”, большая часть вакансий по той же специальности “строитель” подразумевает “окно” оплаты 35 - 50 тысяч рублей. И это ощутимо больше, чем “в среднем по Интернету” предлагают, например, тем же журналистам. Так что дело не только в размере зарплат (хотя в других регионах цифры, конечно, будут существенно скромнее).
Что же теперь, вслед за “старой школой” потребовать вернуть образ “человека труда” в медиапространство - на киноэкраны и в новости? Вопрос как минимум деликатного свойства. Попытка сделать это “сверху” приведет к вполне предсказуемым результатам. Российскому кинематографу пока далеко до советского и в плане качества, и в плане популярности - но много ли среди любимых населением старых лент “производственных эпопей”?
Другие пропагандистские действия на ниве популяризации рабочих специальностей пока тоже не слишком успешны. За примерами далеко ходить не надо - летом прошлого года по инициативе отдела “Молодые профессионалы” из Агентства социальной информации российская сборная впервые в истории приняла участие в международном - и весьма авторитетном - конкурсе WorldSkills International в Лейпциге. Мероприятие освещалось с большой помпой - однако, к сожалению, дело кончилось полным провалом - сборная заняла 41-е, последнее, место.
Ну да лиха беда начало. Все у нас впереди. Наверное.