В первом майском номере “Солидарность” не могла обойти вниманием “майские” указы президента Путина двухлетней давности. Один из них сулит, что к 2018 году учительские зарплаты будут доведены до уровня средних зарплат по экономике региона, в котором трудится педагог. Мы предлагаем вниманию читателей краткий обзор подводных камней, которые пытается точить вода президентского указа.
17 - 18 апреля сетевые и традиционные российские СМИ запестрели сообщениями о том, что в том или ином регионе из-за выполнения указа президента Владимира Путина о доведении к 2018 году зарплат школьных учителей до средних по экономикам регионов страдают эти же самые учителя.
Как раз 17 апреля президент проводил очередную “прямую линию” с российскими гражданами. Внутренние проблемы ожидаемо отошли на второй план из-за вопросов о вновьобретенном Крыме и политическом кризисе на Украине. Однако направленные в адрес местных и федеральных властей сигналы о “перекосах на местах” не должны остаться незамеченными. “Солидарность” взяла на себя смелость представить обзор возможных перекосов. Обзор не претендует на всеохватность ввиду необъятности нашей Родины, да и смекалка ответственных исполнителей закона безгранична.
Курганские учителя заявляют о том, что их доходы упали, сообщает портал dom-s.org. 11 апреля состоялась встреча представителей горкома профсоюза работников образования и науки с и.о. губернатора области Алексеем Кокориным. По словам председателя организации Нины Михайловой, учителя школ уже написали соответствующее заявление в прокуратуру, а также решили обратиться к президенту.
Суть проблемы состоит в том, что базовая часть оклада курганского работника образования составляет всего от 4,5 до 8,5 тысяч рублей. Соответственно, повышать доходы учителей до среднего уровня по экономике области остается только за счет стимулирующих выплат. Которые распределяются мало того что непрозрачно, да еще и урывками. “Руководитель должен знать, какой у него будет фонд оплаты труда до конца года, у нас же они не знают этого даже относительно следующего месяца. Указ президента у нас выполнялся “вбросами” денег: поквартально посмотрели - “не выполняем указ” - доплатили”, - приводят слова Нины Михайловой наши коллеги из Кургана.
Местные власти уменьшение зарплат признают и призывают... не беспокоиться по этому поводу. Дескать, уменьшился и показатель средней заработной платы по региону. А раз так, то чего шумим? Сказано ведь: довести до уровня. Кажется, курганские чиновники должны надеяться на то, что уровень доходов всего населения области упадет до уровня доходов учителей. И бюджет цел, и указ выполнен, и учителя работают в три пота: доктрину НСОТ тоже ведь никто не отменял.
“В школе № 55 в декабре средняя заработная плата у учителей была около 20 тысяч рублей, а сейчас, в апреле, - 13 тысяч рублей. Такая же ситуация и в других школах”, - говорит Нина Михайлова. Новая встреча с и.о. главы региона, сказали ей в аппарате администрации, запланирована на май.
“Директор съел учителя”, - писала 18 апреля “Российская газета” о ситуации в Смоленске. По данным издания, “львиная доля дополнительных средств”, выделенных на выполнение “майского” указа, “оказалась в карманах директоров (городских) школ и их многочисленных замов”.
С 1 января 2014 года из городского бюджета перестали выделяться средства на выплату стимулирующих 9-процентных надбавок школьным учителям Смоленска. Однако “уже” с 1 марта обязанность по выделению этих средств из бюджета легла на региональные власти. Одновременно базовый оклад был повышен на 5%. Однако, утверждает РГ, “городские” педагоги стали в результате получать даже меньше, чем “региональные”.
“В Смоленской области около восьми тысяч педагогов, примерно 2,5 тысячи из них работают в Смоленске. Рассчитывая объем средств, необходимых для повышения им зарплаты, мы исходили из того, что труд педагогов городских школ, будь то Смоленск или Гагарин, имеющих одинаковую нагрузку, стаж работы и квалификацию, должен оплачиваться одинаково. И средства школам выделяются в зависимости от количества обучаемых учеников. Говоря о педагогах, нужно иметь в виду, что они относятся к разным категориям: есть учитель, а есть директор школы и его замы”, - приводит издание слова вице-губернатора области Ольги Окуневой.
Далее утверждается, что “зарплата директора школы в Смоленске в три раза выше, чем у педагога, и в феврале в среднем составила 58 тысяч рублей”. При этом издание намекает на то, что вопросы распределения стимулирующей части фонда оплаты труда решаются в пользу администраций школ не без участия профкомов: “Наверное, профком мог бы выразить возмущение несправедливым распределением, но его лояльность, судя по всему, обеспечивается определенным процентом средств, также выделяемых из общего котла”.
- Дело все в том, что раньше город Смоленск добавлял. У нас система оплаты труда: тариф и надтарифный фонд 16% на работу, не входящую в круг должностных обязанностей, - комментирует “Солидарности” проблему председатель Смоленского обкома профсоюза работников образования Александр Птушкин. - С января Смоленск перестал платить 9%. Поэтому, естественно, городские учителя пострадали. Но с 17 апреля действует постановление о перерасчете с 1 марта зарплат с учетом 9%, но уже по всей области.
Таким образом, учителя Смоленска вроде бы должны были остаться при своих, а их коллеги из других населенных пунктов области - в выигрыше на те же 9% зарплаты. Однако 4% от прибавки к ФОТ выделено на стимулирующие выплаты, а “в данной ситуации все зависит от руководителей”, говорит Птушкин. Впрочем, большинство из них, утверждает профлидер, “вменяемые, нормальные”.
- Здесь все зависит от руководителей и профкома. Где-то руководители нормальные, где-то стараются взять себе и заместителям побольше, - объясняет председатель обкома. - Были обвинения в адрес профсоюзов, что они виноваты, если администрация забирает высокий процент доплат себе. (Запутанная история. - П.О.) Но как вы представляете? Директор разрабатывает положение о доплатах, себе и заместителям берет много - и как профком может воспрепятствовать?! Довольно сложно.
Здесь стоит напомнить, что распределением стимулирующей части ФОТ занимается специальная комиссия с обязательным участием представителей профкома школы. Если профсоюз выражает несогласие, директор должен в течение трех дней провести дополнительные переговоры. Если переговоры ни к чему не приводят, директор вправе утвердить положение о выплатах самостоятельно. А профком - вправе обжаловать такое положение в суде. “Но как вы себе представляете это на практике?” - спрашивает профлидер. По его словам, ни одного случая оспаривания в суде положения о допвыплатах учителям в области не было...
В целом же “зарплата растет”, но “за счет переработок”: полторы - две ставки, классное руководство, проверка тетрадей и тому подобное.
- По формальным показателям у нас, в общем-то, все нормально, - говорит зампред Ивановского обкома профсоюза Константин Иванов. - То есть по учителям, по работникам общеобразовательных учреждений, учреждений дошкольного образования выходим на те параметры, которые установлены указом президента и “дорожной картой”. Средние цифры соответствуют средним по промышленности региона, в районе 18 тысяч рублей. Наш регион в экономическом плане непростой: и общая-то зарплата у нас по области невысокая...
В общем, в Ивановской области указ президента выполняется, однако в 18 тысячах “средних” рублей в месяц радости маловато. Тем более что и здесь показатели достигаются за счет все тех же переработок и дополнительных ставок. Важно, кстати, отметить следующее: на всех педагогов дополнительных ставок и обязанностей не хватит. Так что “у одних заработная плата не доходит до этих самых средних значений, а у некоторых она значительно выше”, - говорит Константин Иванов.
Иными словами, указ президента, как показывает практика в Ивановской области, не гарантирует каждому педагогу среднюю зарплату по экономике. Отчеты чиновников ориентированы на то, чтобы показать соответствие средней зарплаты всех учителей средней по экономике региона. То есть получается такая средняя температура по средней больнице. И поэтому первое, чего сейчас требует Ивановский обком профсоюза работников образования, - чтобы не вся зарплата с учетом переработок составляла пресловутый “середняк”, а оплата одной ставки. Вот это, по мнению учителей, было бы справедливо.
По словам Владимира Кузнецова, председателя территориальной организации профсоюза работников образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в этой части России планы президента выполняются на 100%, а по области даже идет некоторое превышение. “Но это все из расчета средних показателей”, - добавляет профлидер.
Проблему питерцы видят как минимум с зарплатами младшего обслуживающего, технического персонала и служащих, которые получают намного меньше администраторов и преподавателей. Кроме того, говорит Владимир Кузнецов, не всегда “стимулирующий фонд” тратится на выплаты за реально сделанную работу. Иногда, утверждает он, деньги раздают просто для того, чтобы “вытянуть” средний показатель по зарплатам района или региона в целом. Но и это еще не все:
- Беда в том, - продолжает Кузнецов, - что на сегодняшний день фонд заработной платы дается, предположим, на 30 работников, но из-за того, что совмещение идет, реально работают, допустим, 20 человек. И тогда фонд заработной платы делится не на количество ставок, а на количество физически работающих единиц. Вот отсюда и получается, что если 30 разделить на 30, получается 1 тысяча, а если 30 разделить на 20, уже получается 1,5 тысячи. Вот средняя зарплата, таким образом, у нас с вами несколько искажает то, что реально человек получает...