20 мая прошла уникальная акция протеста в Берлине, где побывала корреспондент “Солидарности”. Акция уникальна дважды: тем, что профсоюз благополучного немецкого отделения компании Deutsche Telekom вступился за притесняемых коллег из американского отделения, и тем, что участниками акции стали профлидеры из большинства стран мира. Яркие впечатления остались и от того, что именно было организовано в Берлине, и от того, как это было сделано.
В двадцатых числах мая в Берлине проходил Третий всемирный конгресс Международной конфедерации профсоюзов (МКП), на который съехались более 1500 профактивистов из 161 страны. Конечно, немецкие профсоюзы не могли не воспользоваться такой возможностью, так что на 20 мая было запланировано шествие и митинг перед офисом компании Deutsche Telekom. Похоже, что эту акцию можно отнести к эталонным профсоюзным акциям. Впрочем, все по порядку.
В 2001 году немецкая телекоммуникационная компания Deutsche Telekom приобрела американскую T-mobile - в качестве филиала. Отметим, что в Германии Deutsche Telekom соблюдает все законы, уважает права своих работников, в том числе право на объединение в профсоюз. Но в Америке она стала вести себя иначе. В США и в других странах (а у компании около 50 филиалов по миру) она активно пытается уничтожить профсоюзы, запугивает и увольняет сотрудников, если те пытаются отстаивать свои права. В американской T-mobile нет коллективного договора (в отличие от немецкой головной организации), менеджмент просто отказывается вести переговоры, работники не участвуют в управлении предприятием.
Антуан Адамс, работавший в T-mobile в Нэшвилле (США), пишет, что руководство перешло от принципа работы “все для клиента” к принципу “продажи, продажи, продажи!”. Нормы продаж, которые должен обеспечить работник в день, все увеличивались, тогда как качество обслуживания падало. Антуан работал в отделе претензий клиентов, и руководство требовало, чтобы он сохранял для компании пять клиентов в час, тогда как у него получалось лишь два-три: “Если кто-то был недоволен тем, что у T-Mobile нет iPhone, я терял контракт с ним и ничего не мог с этим сделать”, - пишет Адамс. В конце концов его просто вышвырнули на улицу, и такое отношение к сотрудникам стало для компании нормой. Тех же, кто пытался создать профсоюз, увольняли еще быстрее.
- У нас разные ситуации. В Германии сотрудников Deutsche Telekom уважают, предоставляют им возможности развиваться, но в США этого нет, - поясняет Майк Дудин, ответственный за телекоммуникационный сектор и информационные технологии профсоюза CWA. - T-mobile борется против профсоюза, против людей, и мы пытаемся улучшить положение наших коллег в Америке. Я собираюсь лететь в США, чтобы оказать поддержку товарищам в колл-центрах. У нас простое послание руководству: мы хотим уважения. Уважения во всех странах, во всех филиалах компании. Это не должно быть привилегией немецких работников. У нас с сотрудниками-американцами в T-mobile зарплаты и условия работы одинаковые, но у них нет уважения.
Международное профсоюзное движение запустило глобальную кампанию поддержки, к которой присоединились такие профсоюзы, как UNI (Международный профсоюз работников сферы обслуживания), Ver.di (Немецкий профсоюз работников сферы обслуживания), CWA (Американский профсоюз работников телекоммуникационной сферы), DGB (Немецкая конфедерация профсоюзов), AFL-CIO (Американская федерация труда - Конгресс производственных профсоюзов).
В день акции, в 17 часов, к зданию, где проходил Конгресс МКП, подъехало пять автобусов. Организаторы раздали таблички с надписью “Мы ожидаем лучшего от T-mobile и Deutsche Telekom”, футболки с такой же надписью, взяли плакаты, и все поехали к офису немецкого телекоммуникационного гиганта.
Надо сказать пару слов о табличках. Они представляют собой плотный картон формата А4, который удобно складывать “гармошкой” (для этого специально сделаны линии сгиба). Таким образом, получается многофункциональная агитка, незаменимая на митингах: в развернутом виде - это плакат с вашим лозунгом и названием профсоюза, в свернутом - “трещалка”. Если этой “гармошкой” стучать по ладони, раздается довольно громкий звук.
Помимо использования “трещалок” многие свистели в заранее припасенные свистки, ну и, конечно, выкрикивали слоганы... В общем, не обратить внимания на такую шумную процессию людей с символикой их профцентров было невозможно. Местные жители и туристы останавливались, снимали шествие на видео и фото и, надо думать, выкладывали это в соцсетях.
Процессия прошла две улицы. После этого к ней подошел один (!) полицейский, о чем-то вежливо переговорил с организатором и спокойно встал в сторонке, где к нему присоединился второй страж порядка. Одна полицейская машина перекрыла проезжую часть, оканчивающуюся тупиком (как раз рядом с офисом Deutsche Telekom), и на этом контакт с полицией был окончен.
Тем временем над сценой закрепили последние плакаты, и под бодрую музыку профсоюзники прошли на митинг. На сцену вышел Джош Коулман - бывший сотрудник T-Mobile, уволенный после попытки создать профсоюз в своем колл-центре. Собравшиеся приветствовали его аплодисментами и криками поддержки. Поскольку участники митинга - председатели профсоюзов из разных стран, их заместители и помощники, акция превратилась в нечто феерическое. Эти люди знают, как проводить митинги! Интересно было и наблюдать их живейшее участие в происходящем “в партере”, и посмотреть их на сцене, узнать, как они выступают перед публикой.
Африканцы и латиноамериканцы поют. И то ли у них это природное, то ли выработанное культурой, но буквально через несколько секунд с удивлением понимаешь, что сам вместе со всеми качаешься под мелодичный напев и будто впадаешь в транс. К сожалению, перевода песен бразильцев, зимбабвийцев и индийцев не было, но в очередной раз подумалось: как жаль, что в России очень мало профсоюзных песен, таких, чтобы можно быть петь со сцены, петь на митинге и в колонне демонстрантов, чтобы слова подхватывали товарищи рядом и становилось легче идти.
Европейцы же на сцене говорят лозунгами. Яркий пример тому - выступление Фила Дженнингса, генерального секретаря глобального профсоюза UNI. Дженнингс не рассказывал подробно о ситуации, он просто повернулся к окнам Deutsche Telekom и, вскинув кулак, начал кричать: “Shame! Shame! Shame on you!” (“Как вам не стыдно!”) Тут же вся толпа подхватила его кричалку, и хор из сотен голосов раздался над улицей Берлина: “Shame! Shame! Shame on you!” И сразу следующий лозунг: “We stand up - we fight back!” (“Мы дадим вам отпор!”) - который опять подхватывают и разносят дальше...
Конечно, в условиях России не получится повторить такую акцию протеста: вряд ли к нам в ближайшее время приедут профлидеры из 161 страны. Но кажется, что митинги и кампании солидарности - это то, чего нам не хватает, о чем забывают профорганизации на благополучных предприятиях, а вспоминают лишь тогда, когда проблема перезрела. Но ведь солидарность, способность объединиться - это единственная сила профсоюзов во всем мире.
- Если где-то у работника есть проблема, то это проблема для всех нас, и мы будем поддерживать его. Это часть нашего принципа солидарности между профсоюзами, - сказал Хиен Августин из Национальной конфедерации профсоюзов Буркина-Фасо (CNTB).