Работники образования Иркутской области провели очередную акцию протеста. Их категорически не устраивают исчезновение надбавки учителям за классное руководство, отсутствие финансирования двух ставок на смену в детских садах и недопустимо низкие зарплаты младшего персонала. На пикет неподалеку от областной администрации явились для разговора ответственные чиновники. Однако, как и в ноябре прошлого года, детальных ответов иркутские педагоги не получили. Подобные проблемы касаются и медиков, и работников культуры по всей стране. Все они в мае 2012 года получили от президента обещания, которые теперь не могут без перекосов выполнить региональные чиновники.
В Иркутске 21 мая прошел пикет, организованный областным комитетом профсоюза работников образования и науки РФ. Около 120 активистов вышли к областной администрации, чтобы потребовать от властей повышения заработной платы работникам, не подпадающим под действие “майских” указов президента России. Кроме того, иркутские работники образования выступили за обязательное финансирование двух ставок воспитателя и других категорий педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях.
Отдельная проблема в том, что с 1 января этого года школьные учителя лишились 1 тысячи рублей надбавки за классное руководство. Надбавка обеспечивалась из федерального бюджета в рамках нацпроекта “Образование”, который именно в этой части перестал действовать с начала года. Регионы были заранее предупреждены о завершении финансирования. Москва рекомендовала им не допускать снижения гарантий классным руководителям. Однако Москва рекомендует, а регион располагает - ограниченными средствами местного бюджета.
Впрочем, как сообщили нам в областном комитете профсоюза, иркутские власти при обсуждении бюджета на следующий год в ноябре прошлого публично заявляли, что средства на выплату тысячи рублей надбавки есть, она сохранится, и “никаких проблем не будет”. Уже в 2014 году власти ответили на запрос профсоюза: “соответствующие нормативные акты были приняты в первом квартале”. Однако надбавок нет до сих пор.
- Решение провести пикет было вызвано тем, что проблемы работников образования, несмотря на постоянное и широкое обсуждение, не решаются, - сказала председатель обкома профсоюза Валентина Федосеева.
Действительно, пикет 21 мая - уже не первая акция протеста иркутских педагогов. В ноябре прошлого года они уже требовали повышения заработной платы учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу образовательных учреждений (“Солидарность” № 44, 2013). Именно эти категории работников игнорируются в так называемых “майских” указах президента, обещающих, среди прочего, повышение зарплат учителей до средних по экономикам соответствующих регионов к 2018 году.
Как отметила Валентина Федосеева, ни протестные акции, ни встречи с чиновниками, в том числе и федерального уровня, пока не заставили ответственных лиц прислушаться к требованиям педагогов и младшего обслуживающего персонала образовательных учреждений. Выполнение тех же “майских” указов приводит к тому, что нагрузка на педагогов увеличивается, а их доход зачастую падает. И все это - при оптимистичных отчетах о растущей средней зарплате.
- С реализацией указов президента РФ у работников снизился размер стимулирующих выплат. Это очень острая проблема, к нам регулярно поступают обращения. Власть обещала решить проблему. Мы вели переговоры в течение всего года. Но уже сейчас, что называется, ресурс ожидания исчерпан, - говорит председатель обкома. - Заработная плата в 6 - 7 тысяч рублей, которую сегодня получает младший и обслуживающий персонал, создает кадровые проблемы в образовательных учреждениях.
Кадровые проблемы обусловлены не только низкими зарплатами вспомогательного персонала и многих педагогов. Этому способствует и... само выполнение “майских” указов. В обстановке бюджетного голода отчетность по “дорожным картам” насыщается голодом кадровым. Штатные расписания сокращают, деньги распределяют среди оставшихся работников, которым приходится работать за себя и “за того парня”.
Вопрос, на сколько именно необходимо увеличить зарплаты младшему и обслуживающему персоналу, стоит особняком. Он не касается ни действующих, ни завершенных федеральных программ. Понятно, что “до средней по региону” поднимать их было бы не только нереально, но и не слишком целесообразно: вряд ли уборщица должна получать одинаково с учителем. Понимает проблему бюджетного дефицита и профсоюз, но у него свои цифры и свои резоны.
- На сколько поднять? Нужно понимать, что мы не на торгах, - говорит Валентина Федосеева. - Но давайте посчитаем. Допустим, на 10%. Что это нам даст? 2981 рубль ставка, увеличиваем на 10% - получаем 3279 рублей. Плюс районный коэффициент 60% - 5246 рублей. Это меньше МРОТ! Каким-то шагом вперед будет увеличение хотя бы на 50%. Примерно 7 тысяч “чистыми” люди будут получать на руки.
Стоит добавить, что пикет работников образования не остался без внимания областных властей. К членам профсоюза вышли министр образования Иркутской области Елена Осипова и председатель комитета по социально-культурному законодательству регионального Заксобрания Ирина Синцова. Елена Осипова сообщила, что решение о повышении заработной платы работникам из числа младшего, обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала “будет принято осенью”. А также что до 1 сентября 2014 года деньги за классное руководство должны “выплачиваться в прежнем режиме”, существовавшем до 31 декабря 2013 года. (Заметим, что мизерная выплата из фонда оплаты труда, отдельная от утраченной надбавки, никуда и не исчезала, но относится почему-то к стимулирующим, а значит, к необязательным.) Решение о финансировании двух ставок воспитателей в детских садах области, по мнению чиновницы, “требует проработки и оценки”.
- Какая реакция от властей? Вышла министр образования к нам, ей задают конкретные вопросы: когда будет повышение заработной платы? - Поэтапное повышение с 1 сентября. На сколько - не скажем. Неопределенность, - переводит с официального на русский Валентина Федосеева. - Участники пикета дали нам поручение: рассмотреть возможность еженедельного пикетирования до тех пор, пока не будет серьезного рассмотрения проблем.
Татьяна Куприянова, заместитель председателя профсоюза работников образования и науки РФ:
- Требования Иркутской областной организации профсоюза закономерны. Они отражают текущую ситуацию не только в сфере образования, но и вообще в бюджетном секторе. Необходимость выполнения указов президента по повышению заработной платы основных категорий работников образования, медицины и культуры за счет региональных бюджетов и так вызывает реальные сложности. Поэтому и вопрос о повышении зарплат другим категориям работников решается очень сложно. В этом году вообще не предусмотрена индексация зарплат иных категорий работников, кроме основных. И это сигнал для регионов, у которых уже есть сложности с выполнением указов президента.
Это все проблемы межбюджетных отношений. Ни для кого не секрет, что регионам не хватает собственных средств. Поэтому оптимизация численности работников очень актуальна в большинстве из них. Необходимо рассмотреть возможность выравнивания региональных бюджетов за счет дополнительного финансирования из федерального центра. Выделяемых сумм не хватает, регионы берут кредиты в Центробанке. Если не будет увеличена поддержка регионов для реализации указов, то процесс оптимизации неизбежно ускорится. А предел уже, в общем-то, наступил.
Мы проводили мониторинг увеличения зарплат категорий работников, не поименованных в указе президента. И картина была очень грустная: в большинстве регионов решений об индексации не было принято вообще. Собственно говоря, вся надежда была на увеличение МРОТ с января этого года. Но понятно, что если у работника зарплата уже была выше новой планки, он мог и не получить повышения зарплаты. Это проблема многих регионов, потому что главной задачей является увеличение зарплат основных категорий работников.
Также в немалом количестве регионов появилась проблема, связанная с прекращением действия приоритетного нацпроекта “Образование” в части доплат школьным учителям за классное руководство. Все субъекты были предупреждены, что из федерального бюджета дополнительных средств на эти цели выделяться не будет, все это знали. Регионам было рекомендовано “принять меры для неуменьшения выплат”. Но - опять же, в связи со сложностями по выполнению “майских” указов - регионы не справляются с решением и этой задачи.
Проведя мониторинг, мы направили в правительство письмо, где изложили сложившуюся ситуацию, и Министерству образования было дано поручение разобраться в ней. Министерство, в свою очередь, тоже провело мониторинг - и направило в регионы рекомендацию не уменьшать выплаты. Но дело в том, что количество денег в бюджетах ограничено. Рекомендации направлены, но регионы стоят перед выбором: что и как в таких условиях финансировать. Москва может рекомендовать регионам, но не может от них требовать.
Стоит заметить, что доплата за классное руководство не входит в гарантированную, базовую часть оплаты труда. Она, как правило, относится к стимулирующим выплатам. В Генсоглашении, в Отраслевом тарифном соглашении и в единых рекомендациях по формированию системы оплаты труда в государственных муниципальных учреждениях - везде есть записи о том, что надо увеличивать гарантированную часть заработной платы. Но она все равно составляет недостаточную долю: местами на уровне 15 - 20%.
Мы считаем, что гарантированная часть должна составлять не менее 70% от зарплаты. Если молодому специалисту заявляют: “У тебя будет 4 тысячи гарантированный оклад, а станешь хорошо работать - будет 25 тысяч”, - он не пойдет на такие условия. Стимулирующими выплатами его не задержишь. У нас было очень много экспериментов с совершенствованием оплаты труда, но очень мало взвешенных решений.