Третий открытый чемпионат России по пахоте прошел в Суздальском районе Владимирской области 2 - 7 июня. В соревнованиях механизаторов, организованных ОАО “Росагролизинг”, ОАО “Агромашхолдинг”, ООО “Квернеланд Групп СНГ” и администрацией Владимирской области, участвовали представители 40 регионов Российской Федерации, а также гости из Эстонии и Нидерландов. Голландский гость опередил российских коллег более чем на 20 баллов (эстонец - на 10 баллов). Ему, правда, главный приз не достался - организаторы считали очки только российских граждан. Однако результаты голландцев (как и поведение на соревнованиях) так сильно отличались от наших, что председатель Всероссийской пахотной федерации грустно констатировал: “В России окончательно утеряна культура земледелия”.
Суздаль, как выяснилось, совсем не случайно стал местом соревнований. Мы привыкли воспринимать город исключительно как туристический центр, но для местных он, главным образом, центр аграрный.
- Для нас эти пахари вовсе не экзотика, как для вас, жителей мегаполиса, - сказал местный полицейский Александр, которого мы подвезли до центра города. И грустно улыбнулся.
Корреспонденты “Солидарности” приехали в город поздно ночью, но сразу же наткнулись на пахарей. Те молча, но уверенно поглощали в баре гостиницы какие-то напитки - судя по раскрасневшимся лицам, не безалкогольные. Аграрии сами пошли на контакт с журналистами, стеснявшимися своего невежества в вопросах полеводства. Затронув некоторые житейские проблемы представителей местных сексуальных меньшинств, якобы установивших высокие цены на популярные спиртные напитки, брянский фермер Сергей перешел к трудовым будням:
- Да какие это ... соревнования! Трактора и плуги, ..., чужие, непривычные. Тут даже самый умелый пахарь пока освоится, ... И вообще вся эта пахота, ..., - прошлый век! Самый передовой способ обработки земли - дискование: когда срезают диском слой дерна и переворачивают. Так везде работают. И я тоже. И никаких, ..., пестицидов и прочих ГМО! Да, запашка уничтожает сорняки. Но это зачем? Насыпал пестицидов - и никаких тебе сорняков...
Но тут я, асфальтовый житель, посмел указать селянину на некоторую противоречивость его утверждений. На что тот обиделся и молча исчез во тьме бара.
В день накануне финала никаких состязаний уже не было. В поле выехали потренироваться только желающие побороться за призовые места. Не прошедшие в финал механизаторы в красных теннисках и приехавшие поболеть за них фермеры в штатском собрались в актовом зале послушать представителей власти и “Росагролизинга” (компании - организатора чемпионата), своих коллег, поговорить о жизни, о земле, о деньгах... Заглянули туда и мы.
- Вот я выращиваю у себя в хозяйстве кенгуру, - говорил в это время с трибуны какой-то розовощекий фермер. - А куда, скажи, мне его мясо девать? Ну, что скажешь? - обратился он к седовласому благообразному человеку в белой рубашке, сидящему в президиуме. Тот успокоил: “Поможем с мясом, обязательно поможем”.
Ободренный обещанием заводчик кенгуру стремительно выбежал из зала и прыгнул в джип - видимо, торопился сообщить кенгуру радостную весть. Тем временем благообразный - замгубернатора Владимирской области Вячеслав Гусев - обратился к пахарям с зажигательной речью:
- Тут я недавно слышал, как некоторые наши товарищи-механизаторы в баре... охают: “Ну какая же она дорогая!” Не буду говорить, о каком напитке они так выражались... Так вот, друзья, чтобы ОНА была недорогая, надо лучше и больше пахать, больше растить пшеницы. В общем - снижать себестоимость.
Тем временем узнаю, что как раз сейчас, в три часа пополудни, некоторые российские финалисты готовятся выехать на пашню, чтобы потренироваться перед завтрашними соревнованиями. Боясь заблудиться, договариваюсь, что поеду прямо за автомобилем механизаторов из Саратовской области. “У нас черный “Фольксваген Туарег”, 64-й регион, - сказали заботливые аграрии. - Тут на стоянке хватает “Туарегов”, но из 64-го региона - один, не ошибетесь”.
Деревенские виды начинаются сразу на выезде за ворота гостиничного комплекса “Суздаль”, отчего не сразу понимаешь, где кончается районный центр и начинается деревня Кибол, в которой проходят соревнования. Через дорогу напротив деревни выстроились сеялки, бороны, плуги, трактора, комбайны и прочая новенькая, сверкающая на солнце свежевыкрашенным металлом сельхозтехника. А уже за выставкой и палатками обслуживающего ее персонала - огромное поле, разрезанное на узкие делянки. На каждой - одинаковые трактора и плуги. Трактор - отечественный “Агромаш 85ТК”, плуг - норвежский двухкорпусной (оставляющий две борозды) Kverneland.
- Трактор - маломощный, да еще и на газе зачем-то, - недоволен рязанец Андрей Шаль. - Мы у себя на других работаем... Ну и на плугах таких никто не пашет.
Практически все участники соревнований работают дома на других тракторах (главным образом, мощных John Deer) и с другими, трехкорпусными плугами. Почти все одинаково недовольны предоставленным для соревнований инвентарем. Те же, кто раньше участвовал в подобных конкурсах, понимают, что для них необходимо, чтобы все пахари состязались в одинаковых условиях.
Длина участка, который надо вспахать, - 100 м. Время в финале - 3 часа. Каждая борозда должна быть прямой, аккуратной и одинаковой по глубине. Главное - это качество обработки почвы, которое устанавливается по более чем 20 критериям. Основные - это прямота, глубина и чистота борозды.
Самыми первыми из российских пахарей “отсеялись” механизаторы хозяйств, расположенных в зонах особенно рискованного земледелия, - Сибири, Якутии... Лучшие результаты - у конкурсантов из Нечерноземья: Рязанской, Саратовской, Калининградской, Ивановской областей и Республики Удмуртия. Пахари из черноземных губерний не все попали в финал. Дело в том, уверены коллеги, что на черноземных землях и пашут не так глубоко. Да и не только в черноземных - в Удмуртии, например, рассказывает механизатор Вадим Зарецких, обычная глубина запашки - 15 сантиметров, здесь же 18 - 20.
- Чернозем вообще лучше не пахать, а дисковать, - говорит саратовский фермер Александр Масленников. - У нас же, на глине и суглинке, без пахоты не обойдешься. В общем, всякая технология хороша на своем месте.
Другая причина - трудности с техникой. Сначала издали, потом вблизи наблюдаю “сражение” с плугом механизатора агрофирмы “Рыльское” Курской области Алексея Штыхно. Исчерпав, как ему кажется, все способы, Штыхно зачем-то начинает бить по дисковому ножу плуга, пытаясь загнуть его в другую сторону. Инженер из той же агрофирмы Александр Бондарев останавливает механизатора, но и сам в итоге застывает в беспомощности перед “шайтан-машиной”. Борозды остаются такими же кривыми...
- Русским пахарям очень трудно правильно настроить современный плуг, установить диски на одном уровне, которого требует именно эта почва, - говорит голландец Мартин Бэккер, который одновременно представляет на соревнованиях Европейскую пахотную федерацию и сопровождает соотечественника - 28-летнего механизатора Ринго Вергмана, участвующего в состязаниях на правах гостя. Хотя Ринго по очкам оставил далеко позади всех участников, первого приза ему не видать - официальным победителем станет только гражданин России. Голландец об этом знает и подчеркивает, что для него важнее не победа, а участие:
- Я приехал посмотреть уровень запашки в России, потому что условия отличаются от тех, что в Голландии. Есть большая разница между почвой у вас в России и у нас в Голландии. Здесь земля намного суше, поэтому, сидя в тракторе, я ощущаю каждую кочку, аж плуг подпрыгивает! В Голландии пахать как-то проще, что ли.
Ринго с детства работает на своей семейной ферме и учится на агротехнолога в Амстердамском университете. На ферме выращивают и пшеницу, и другие злаки, и картошку... Средний урожай зерновых 40 - 50 центнеров с гектара. Голландский пахарь уже давно и регулярно участвует в соревнованиях. Он дважды выступал на чемпионатах мира и трижды на чемпионатах Европы. Мартин Бэккер тоже отпахал свое - бороздил поля целых 25 лет.
У Бэккера есть еще и другая задача - определить готовность русских пахарей к чемпионату Европы; если он даст добро, то в этом году наша команда поедет в Бельгию. Мартин считает, что первая пятерка механизаторов вполне готова к европейским соревнованиям - даже несмотря на огромную разницу по очкам между Ринго и всеми россиянами. И несмотря на серьезные нелады с техникой: по словам Бэккера, основную ошибку российские пахари допускают еще до выхода на борозду - “они просто не могут правильно прицепить плуг к трактору, делают соединение слишком жестким”.
“Русским фермерам нужно научиться пахать. А для этого нужно пахать, пахать и пахать, - говорит он на прощание. - Через 50 лет вы сможете достичь европейского уровня”.
“Пахать, пахать и пахать” - на самом деле основной секрет успеха европейских земледельцев. Первое, что бросилось в глаза, - разное отношение к труду у иностранных и российских механизаторов. Если большинство наших пахарей выезжали на поле к полудню, а то и позднее (когда не было соревнований, конечно), то эстонцы выходили на работу к 10-ти. А голландцы - ровно в 8, не позднее. И не уходили с поля до вечера.
- Не все так печально, как может показаться, - улыбается эстонский фермер Янош Кальюла. Он сопровождает своего соотечественника - Каспар Ярвала работает дилером сельхозтехники, но очень любит пахать землю, и потому старается не пропускать никакие соревнования. - Есть здесь очень дельные, хорошие ребята, которые любят землю и хотят на ней работать, - продолжает Янош. - Кто? Ну вот, например, механизаторы из Башкирии, из Удмуртии, из Рязанской области. Так что про 50 лет он это... как сказать по-русски... немножко загнул.
- Результаты этих соревнований, как и двух предыдущих, к сожалению, свидетельствуют, что в России утрачена культура земледелия, - комментирует председатель Российской пахотной федерации Роман Иванов. - И тут, боюсь, одним повторением, одним “пахать и пахать” ничего не исправишь. Потому что повторение в этом случае станет закреплением ошибок. Придется учиться - у тех же голландцев и других европейцев. Мы, собственно, для этого их и приглашаем, чтобы наши пахари не расслаблялись.
Однако Виктор Кудинов из Орловской области, механизатор с 30-летним стажем, не очень понимает, чему можно научиться на соревнованиях. Пахарь, несколько дней продержавшийся на первом месте, уверен, что соревнования - одно, а работа - совсем другое: “Тут надо выводить всякие узоры-казусы. А в поле нет таких узоров”.
Впрочем, пахарь Кудинов не так уж и низко спустился по турнирной таблице - он занял второе место. А первое место официально присудили рязанскому механизатору Андрею Шалю из ООО “Можары”. Ему достался главный приз - новый трактор “Агромаш 85ТК” (про который из участников чемпионата никто не сказал ни одного доброго слова). Впрочем, пахарь Шаль - не только отец четверых детей, он и руками умеет работать, так что и трактор сможет до ума довести. Дома у российского победителя, по его словам, “есть самодельные машины, косилки и так далее”.
- А что с трактором будем делать? Там посмотрим. В хозяйстве пригодится, - сказал он журналистам. - Сейчас поеду плуг покупать.