Центральная профсоюзная газета16+
Энергичные люди

Минэнерго предлагает сажать директоров предприятий за долги по оплате энергоресурсов

На конференции “Законодательные инициативы по укреплению платежной дисциплины среди потребителей энергоресурсов” Минэнерго предложило ввести в законодательство положения о персональной (включая уголовную) ответственности руководителей предприятий за несвоевременную оплату потребляемых электроэнергии, газа, тепла и нефтепродуктов. Члены Совета Федерации говорят об ограничении выдачи потребительских кредитов обеспеченным неплательщикам. Но никто не говорит о том, как всеми этими мерами не уничтожить предприятия.

ДОЛГОВОЙ КРИЗИС

В конференции, которую организовали и провели Аналитический центр при правительстве России, комитет по экономической политике Совета Федерации и ОАО “ЭСК РусГидро”, приняли участие многие эксперты в области энергетики. Представители Минэнерго и региональных органов власти субъектов Федерации, сенаторы, производители и потребители энергетических, коммунальных ресурсов и услуг обсуждали действительно острую проблему неплатежей. На 1 января 2014 года задолженность за электроэнергию, газ, тепло, горячую воду составляла 1,899 трлн рублей. А совокупный просроченный долг (то есть долг более чем за три месяца) организаций и населения за потребление электроэнергии, тепла и газа вырос за два года с 203 до 351 млрд рублей. То есть речь идет, ни много ни мало, о долговом топливно-энергетическом кризисе экономики.

Как обычно, большая часть задолженности (пропорционально общему объему потребления) приходится на электроэнергию - 200 млрд из 351 млрд рублей по состоянию на 1 января 2014 года. Заметнее всего задолженность выросла у потребителей газа - с 15 до 35 млрд рублей за три года. Согласно данным НП “Совет рынка”, в структуре дебиторской задолженности гарантирующих поставщиков преобладают непромышленные потребители (55% объема “дебиторки”). К этой группе относятся предприятия ЖКХ, территориальные сетевые организации, организации оборонного сектора и т.д. Доли групп “население” и “промышленные потребители” примерно равны (19% и 18% соответственно). На долю бюджетных организаций приходится 6% задолженности, сельхозпроизводителей - 2%.

При этом если на оптовом рынке электро- и тепловой энергии, по словам представителя департамента развития Минэнерго России, в прошлом году удалось навести идеальный порядок (там платежная дисциплина, по данным ведомства, достигла 100%), то, к сожалению, на розничном рынке система централизованной торговли не работает. Просто потому, что, как выразился член правления НП “Совет рынка” Николай Рощенко, “некуда выгонять с розничного рынка покупателей и продавцов”.

Председатель правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая в ходе пленарной сессии рассказала, как распределяются неплатежи потребителей между квалифицированными участниками энергорынка. Она отметила, что из 166 млрд рублей долга розничных потребителей 110 млрд несут на себе гарантирующие поставщики, покрывая финансовый разрыв банковскими кредитами. Часть задолженности - текущие неплатежи, но они переходят из месяца в месяц. 51% задолженности состоит из долгов структур жилищно-коммунальной сферы, еще 21% - недоплата населения.

“ОТКЛЮЧИМ ГАЗ”?

По словам члена Совета Федерации Виктора Рогоцкого, сейчас каждый день просрочки платежа - это 1/300 от ставки рефинансирования, или 9 - 10% годовых. То есть “организации выгоднее фактически кредитоваться у энергетиков, чем под 15% в банках. Сами того не желая, энергетики превращаются в крупнейший банк”. Энергетики, может, и не желают, но распространенность такого “заимствования” демонстрирует финансовый голод экономики, недостаток оборотных средств. Как бы введение жесточайшей платежной дисциплины без притока “дешевых денег” не привело к эпидемии банкротств вполне работоспособных предприятий... Тем не менее на конференции об экономике в целом никто говорить не хотел - в том числе и представитель экономического комитета Совфеда. Все говорили только о том, как “выбить бабки” из неплательщиков. Средство выбивания, естественно, сразу нашли - отключать.

- Основная причина неплатежей - недостаточная платежная дисциплина конечных потребителей электроэнергии, - заявил директор департамента реализации электросетевых услуг и взаимодействия с субъектами рынка электроэнергии ОАО “Россети” Алексей Раков. - Самым эффективным механизмом предотвращения этих неплатежей является ограничение режима потребления электрической энергии.

Заместитель председателя правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний по юридическим вопросам Рустам Гайфутдинов в ходе дискуссии вспомнил о проекте закона о переходе на прямые договорные отношения между ресурсо-снабжающей организацией (РСО) и потребителями, который был инициирован как раз его же НП ГП и ЭСК. Он напомнил и об идее приблизить РСО к простым жителям домов - упростив, таким образом, схему взаимодействия и возможность отключения света, газа, тепла, горячей воды...

Впрочем, то, что никто на самом деле не намерен принудить платить за свет, газ и тепло люмпенов и халявщиков, стало понятно почти сразу. Так, сенатор Рогоцкий предлагает списать разово задолженность за ЖКУ “малообеспеченных семей” (это 25 - 27 млрд рублей). Правда, этому же сенатору принадлежит другая, более интересная идея - об ограничении доступа к потребительским кредитам должников за услуги ЖКХ... Но вот она точно не пройдет: уже был поднят шум в СМИ по этому поводу, и “негодование общественности” в связи с “нарушением прав человека” достигло нужного градуса.

Предварительным итогом многословных обсуждений стали две несложные мысли. Одна из них принадлежит Владиславу Онищенко, первому заместителю руководителя Аналитического центра при правительстве Российской Федерации: “Каждая по отдельности инициатива, наверное, не в состоянии решить существующую проблему”. Вторая - советнику заместителя министра энергетики РФ Петру Конюшенко: “Необходимо как можно быстрее принимать законы о введении ответственности неплательщиков, как административной, так и уголовной”.

Собственно, один закон уже есть. Точнее, законопроект под названием “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов”. Он “завис” в Госдуме после первого чтения 18 декабря 2013 года. В нем предусмотрено увеличение штрафа за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а также за самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов. Для граждан штраф увеличится с нынешних 3 - 4 тыс. до 50 тыс. рублей; для должностных лиц - с 6 - 8 тыс. до 10 - 200 тыс.; для юридических лиц - с 60 - 80 тыс. до 100 - 300 тыс. рублей.

В законопроекте прописано и увеличение пени за просрочку оплаты энергетических ресурсов с нынешних 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования Банка России (в годовом выражении ставка вырастает с 10,3% до примерно 18%). Что, как говорилось выше, может серьезно осложнить положение российских предприятий, не имеющих дешевых кредитов. Мало того, Минэнерго подготовило свои поправки, которые показывают, что ведомство намерено “наклонить” именно бизнес - как частный, так и государственный. Замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко сообщил, что министерство желает усилить ответственность должностных лиц за самовольное подключение к сетям и самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов - от штрафов до дисквалификации. За неоднократное самовольное подключение предусматривается уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

ДРУГАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

С помощью штрафов и дисквалификации руководителей планируется усилить платежную дисциплину предприятий. В случае если на предприятии-должнике введено полное или частичное ограничение потребления энергии, руководитель будет нести персональную ответственность за нарушение этого ограничения. Поставщики энергии получают право требовать от должников предоставления банковской гарантии на последующие поставки, а также уменьшать поставки энергии или прекращать их вовсе. В отношении так называемых “неотключаемых” (стратегически важных) клиентов предусматривается детальный порядок оформления бюджетных гарантий.

Участники дискуссии пришли к общему мнению, что нужно менять законодательство в сторону ужесточения мер, применяемых к неплательщикам, и уточнения взаимоотношений между РСО, управляющими организациями и конечными потребителями. Об интересах экономики, о том, что в сложившихся условиях государству, если оно хочет развиваться, неизбежно придется дотировать потребление предприятиями энергоресурсов, не вспомнил никто. Как и о том, что люди труда (в том числе сотрудники заводов и фабрик, у которых рост энергетических издержек съест немалую часть зарплаты) не должны платить за алкоголиков и халявщиков.

- Если экономика построена на воровстве, то эта экономика не имеет будущего, - считает депутат Государственной думы Михаил Тарасенко. - Тот, кто не платит, поступает не лучше Украины, которая ворует газ. Ответственность за воровство должна быть неотвратимой - и административная, и уголовная. Не платить за энергоресурсы нельзя! Но есть и другая сторона вопроса - наши цены на энергоносители потрясающе некорректны, - продолжил Тарасенко. - У нас бензин стоит дороже, чем в США, цены на электроэнергию в нашей северной стране сопоставимы с европейскими. При этом себестоимость производства электроэнергии достаточно низкая, это самое главное. Цены начинают расти чудесным образом уже дальше. Правительству необходимо проанализировать, почему у нас такие высокие цены на энергоносители, от которых страдает экономика. Поэтому, когда поставщик энергоносителей, естественный монополист, докладывает, сколько он получил сверхприбылей и заплатил налогов, необходимо проанализировать, сколько предприятий недополучили прибыль из-за цен, завышенных этой монополией. По некоторым оценкам, соотношение потерь бюджета от неуплаченных налогов и тех налогов, которые заплатила государству монополия, составляет 4 к 1.

По данным Института проблем естественных монополий цена электричества в России для средних промышленных потребителей в 2,5 раза выше, чем в США, и на четверть выше, чем в ЕС (дороже, чем у нас, электричество только в Италии и Турции).

- Помимо электроэнергии у нас завышены цены и на энергоносители, - утверждает доктор технических наук, профессор, первый заместитель директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин. - При сравнении цен на них в России и США даже с учетом курса Центробанка ситуация не в нашу пользу. Цена российского газа превышает цену американского на 35%, угля - на 6,7%. И только стоимость нашей нефти ниже американской на 40%. При сравнении с учетом паритета покупательной способности разрывы шокирующие. Газ у нас в 2,2 раза дороже, чем в США, а уголь - в 1,7 раза. Аппетиты сырьевых монополистов нужно урезать, как это делается на Западе. Там существует ограничение по норме прибыли (в среднем 5%, а максимум - 10%).

Автор материала:
Алексей Че
E-mail: che@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности