На Челябинском тракторном заводе за последние три года сменились три команды управленцев. Каждый новый состав администрации, говорит предпрофкома предприятия, разрабатывал новые планы по выводу ЧТЗ из кризиса, в котором завод пребывает с 2008 года. Но ни один из планов не был доведен до конца. Впрочем, один пункт плановое сокращение численности персонала претворяется в жизнь вполне успешно: в последние месяцы завод стабильно покидают около трехсот человек.
Коллектив Челябинского тракторного завода обратился к полпреду президента в Уральском федеральном округе Игорю Холманских с просьбой поспособствовать сохранению предприятия и установлению нормального диалога между заводской администрацией и трудящимися. Завод, по словам рабочих, пребывает в упадке, а “ситуация близка к катастрофической”. Копии письма (есть в распоряжении “Солидарности”) должны были получить врио губернатора региона Борис Дубровский и депутат Госдумы Владимир Жириновский. Впрочем, около года назад аналогичное послание проходило через администрацию президента, но толку от этого оказалось мало. В обращении сказано следующее:
“За три года на ЧТЗ меняется третья команда управленцев. Каждая заявляла о новом этапе развития, подвергая ревизии дела предшественников, перекраивая производство, тасуя персонал, будоража коллектив сомнительными новациями. Но что оставалось неизменным, так это последовательный развал некогда работоспособного коллектива, уход высококвалифицированных специалистов, замена проработавших многие годы и считающих родным завод тракторостроителей на людей, не имеющих отношения к отрасли...”
Если говорить точнее, на ЧТЗ происходит не замена персонала, а его последовательное и масштабное сокращение. По крайней мере, об этом можно судить со слов председателя профкома предприятия Олега Косых:
- Происходит бездумная оптимизация численности, берут людей и списком увольняют. А в области все спокойно, “все нормально, это плановая оптимизация”. Три года назад 11 500 человек на заводе было. Сейчас - 8 500, - сообщает предпрофкома и добавляет, что в течение последних трех месяцев предприятие покидали по 300 человек. - И если в начале года “стоимость” пакета оговоренных в колдоговоре соцгарантий составляла 49 миллионов рублей в год, то сегодня это уже 31 миллион, - от себя заметим, неплохой способ экономии.
В основном люди увольняются с формулировкой “по соглашению сторон”, потому что мало кому захочется предстать перед новым работодателем “отбракованным” по сокращению штата. Кстати, положенные выплаты в три среднемесячных оклада уволенные получают, как и положено. Но коллектив видит проблему в том, что за счет увольнений персонала руководство пытается изыскать средства на выполнение своих многочисленных “прожектов”, как их предпочитают называть рабочие.
“Прожекты” включают в себя модернизацию производства, приобретение нового оборудования, централизацию цехов и подразделений “под одной кровлей”, освобождение производственных площадей. При этом спецы из числа “не-менеджеров” отмечают отсутствие конкретных планов по установке старого оборудования на новом месте (о современном оборудовании можно говорить только в отношении одного из цехов) и даже отсутствие необходимого фундамента под этой самой “единой кровлей”.
- Нужно финансирование, а финансирования нет. Сроки проходят - и опять начинается пересмотр антикризисной программы, опять в сторону уменьшения расходов, и снова сказки про белого бычка, - волнуется Олег Косых. - При каждой новой команде все ниже опускаемся на дно. Видим, что мы на краю пропасти находимся всем коллективом.
На этом краю рабочие балансируют достаточно долго: с кризисного 2008 года завод функционирует в режиме неполного рабочего времени (с 2012 года - “выборочно по месяцам”). По словам предпрофкома, это приводит к сокращению зарплаты на 15 - 20% в месяц. И пусть средняя зарплата по предприятию (23 тыс. рублей) ненамного ниже средней по области (26 тыс.), сам показатель недостаточно надежен: многие получают и по 12 - 15 тыс. в месяц.
- В преамбуле к приказу пишется, что во избежание массового высвобождения работников вводится режим неполного рабочего времени, - говорит предпрофкома. - И одновременно идет это самое сокращение!
Между тем, Игорь Холманских не случайно стал адресатом обращения коллектива ЧТЗ. Нынешний полпред как выходец с “Уралвагонзавода” должен знать, что ЧТЗ практически целиком зависит от заказов его родного предприятия. Но “Уралвагонзаводу” нужны двигатели, а завод как таковой, как производитель инженерных машин - не нужен. Так что, очевидно, вся надежда на господина Жириновского...
Но, судя по всему, коллектив “тракторного” больше рассчитывает на “производственника до мозга костей” Бориса Дубровского. Тем более что врио губернатора сможет не только “вчитаться” в проблемы работников ЧТЗ, но и прислушаться и даже присмотреться к ним: на 20 июня рабочий коллектив завода запланировал пикет, который уже согласован с властями.