В рамках единого дня голосования 14 сентября многие регионы провели выборные кампании различных уровней. “Солидарность” обратилась к главам территориальных объединений профсоюзов, чтобы узнать, кого они поддерживали и кто из кандидатов прошел во власть.
- Мы поддерживали трех кандидатов от Всероссийской политической партии “Союз Труда” (далее - “СТ”) на выборах в Ярославском районе и одного кандидата от партии “Единая Россия” (далее - “ЕР”) на выборах в Рыбинске - председателя профкома НПО “Сатурн” Алексея Соловьева. Соловьев по своему округу победил и стал депутатом. Ребята от “СТ” выступили хорошо, но одержать победу им, к сожалению, не удалось. Причем кандидату от “СТ” на выборах в сельское поселение Карабиха не хватило буквально нескольких голосов для победы. Мы надеялись, что хотя бы один из кандидатов “СТ” пройдет, поэтому не могу сказать, что мы полностью довольны результатами. Но отработали все очень здорово!
- На выборах в наш региональный парламент мы поддерживали тридцать девять человек по спискам партии “СТ”. Но партии не удалось преодолеть пятипроцентный барьер. От “ЕР” федерация поддерживала восемь человек - все они прошли. По результатам голосования “СТ” занял шестое место из девяти. Удалось опередить партии “Родина”, “Патриоты России” и “Яблоко”. Мы считаем, что этот первый опыт “СТ” в нашем регионе вполне можно рассматривать как удачный. Для регионального отделения это была сложная и незнакомая работа. Думаю, в следующем году на муниципальных выборах мы еще наберемся опыта, а дальше уже возьмем парламентский мандат.
- Мы поддерживали четырех кандидатов - от “ЕР” и КПРФ. Причем в списке от “ЕР” присутствовала и моя фамилия. Роза Чотчаева от КПРФ прошла в наше Народное собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики. Хасан Хубиев и Елена Червонова от “ЕР”, поддержанные профсоюзами, тоже прошли в парламент. Прошла я или нет, сказать трудно, но в резерве - точно. Поскольку несколько человек от “ЕР” должны уйти в государственные структуры, наша “очередь” чуть подвинется. Возможно, я пройду в депутаты. Но на двух креслах сидеть мне не дадут, а я с самого начала сказала, что каждый должен быть на своем месте. Если придется выбирать - выберу профсоюзную работу.
- Всего мы поддерживали тридцать восемь кандидатов - это и по Челябинску, и по всей области. Официальную информацию избирком еще не опубликовал, но мы обзваниваем наших кандидатов. Предварительная информация уже есть. Два члена партии “СТ”, шедшие на выборы в качестве самовыдвиженцев, победу по своим участкам не одержали. Из тех, кого мы поддерживали, победили десять человек - все по спискам “ЕР”. В Челябинске прошло девять человек, один в Трехгорном. Причем в Челябинске избиралось сто семьдесят депутатов, и девять из них, получается, наши профсоюзники! В основном это активисты - председатели первичных профсоюзных организаций, заместители председателя первичек и председатели цехкомов.
Александр Шершуков, секретарь ФНПР, председатель Всероссийской политической партии “Союз Труда”:
- Список “СТ” был зарегистрирован для участия в парламентских выборах в Кабардино-Балкарии. Там наши коллеги во главе с Фатимат Амшоковой провели очень большую работу. К сожалению, в парламент на этих выборах мы не попали, но из девяти партий список “СТ” занял шестое место, пропустив вперед только парламентские партии и партию “Зеленые”. В нескольких регионах списки в региональные парламенты от “СТ” были отклонены избирательными комиссиями. Где-то по формальным основаниям, где-то наши коллеги не успели собрать достаточного количества подписей. На уровне муниципальных выборов и ниже от “СТ” участвовало множество людей - совокупно около семидесяти человек. Но в подавляющем большинстве выбраны они не были. Оксане Ежак удалось избраться в Чистенский сельский совет Симферопольского района Республики Крым. Еще нескольким депутатам на муниципальном уровне не хватило всего нескольких голосов.
Данный опыт участия в выборах мы рассматриваем двояко. С одной стороны нам, конечно, хотелось получить большее количество голосов. С другой стороны, наши активисты - это профсоюзные активисты, в большинстве своем не обладающие опытом участия в политических баталиях. Этот этап был необходим для них, чтобы получить непосредственный опыт участия в избирательном процессе. Если говорить об оценке работы избиркомов, стоит сказать, что в некоторых регионах наши активисты были свидетелями нарушений. В частности, прямого вброса бюллетеней. Не скажу, что количество таких регионов было большое, но все же это имело место быть. В других регионах подписи принимались исходя не из требований закона, а из выдуманных формальных оснований. Были избирательные комиссии, к которым нельзя предъявить претензий. В некоторых регионах руководители профсоюзных объединений, являясь членами “ЕР”, по сути дела пытались блокировать деятельность наших отделений в смысле участия в выборах. С моей точки зрения, это недопустимо как по требованию закона, так и по принципам профсоюзной солидарности. Потому что, по большому счету, если профсоюзный активист избирается от любой партии, он должен получать поддержку от всего профсоюзного сообщества. В других регионах - чувствовалась ощутимая поддержка. В той же Кабардино-Балкарии поддержка была оказана не только руководством регионального профсоюзного объединения, но и практически всеми республиканскими комитетами профсоюзов.