Министерство промышленности РФ подготовило план развития отечественного продуктового рынка в условиях запрета на ввоз некоторых продовольственных товаров из стран, попавших в российский санкционный список. План включает в себя поддержку мелких и средних производителей путем наращивания для них рынков сбыта. В частности, речь идет о целой системе ярмарок, оптовых продовольственных центров, а также о развитии “мобильной” торговли. На все это, однако, потребуется немало времени и денег, а санкции могут продержаться не дольше года...
Крупные торговые сети не нуждаются в поддержке государства в связи с вводом Россией эмбарго на поставки продовольствия из стран Евросоюза, США, Канады и Австралии. Об этом сообщил 10 сентября на пресс-конференции замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Никита Кузнецов. По мнению представителя правительства, господдержка понадобится ритейлерам (и производителям) помельче.
- Для того чтобы развивалось внутреннее производство, мы должны максимально расширить все возможные каналы сбыта для производителей. Дело в том, что производители - в зависимости от своих размеров, от объема продукции, от иных каких-то своих специфических производственных задач - используют разные каналы сбыта. Для малых производителей - это малоформатная торговля, крупные производители в большей степени сотрудничают с торговыми сетями. Для того чтобы развивался весь спектр производств, необходимо, чтобы все каналы сбыта были открыты. Мы видим, что ситуация с сетевой торговлей более-менее нормальна, каких-то специальных мер господдержки для развития сетевой торговли, на мой взгляд, не требуется, - сообщил чиновник.
Вместе с тем председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Александр Борисов посетовал на то, что торговые сети занимают лишь немногим более 20% отечественного рынка сбыта продовольствия. Дескать, в более развитых станах этот показатель достигает 40 - 60% и выше.
Текущая ситуация как раз укладывается в логику представителя Минпромторга. Никита Кузнецов привел “удивительные” цифры Росстата, согласно которым малые и средние фермерские хозяйства в прошлом году произвели для россиян почти 90% общего объема картофеля, 84% овощей, 55% молока, 33% скота (в пересчете на живой вес) - в среднем доля фермеров и частных хозяйств составила около 80% произведенных в стране продуктов.
А если вспомнить о том, что фермерские хозяйства традиционно используют для сбыта точки “малоформатной” торговли, то и развивать нужно не крупные торговые сети, а эти самые точки. И, получается, наоборот: если Александру Борисову мало торговых сетей, ему нужно, прежде всего, позаботиться о развитии крупных производителей.
Тем временем Минпромторг поделился конкретными планами. Так, ведомство собирается делать ставку на развитие мобильной торговли, при которой продукция реализуется прямо с автомобилей. Этим методом продаж коммерсанты - как правило, сами производители продукции - пользуются и сейчас. То есть мобильная торговля может быть ценна для потребителей отсутствием посредников либо наличием всего одного - грубо говоря, он будет находиться прямо за рулем.
Впрочем, добавляет представитель правительства, для развития “мелкоформатной” торговли как таковой придется, скорее всего, принять на федеральном уровне общие правила для ее участников. (Сейчас правила устанавливаются регионами.) Что ж, если законы принимают, значит, это кому-нибудь нужно. Тем более что в случае той же “мобильной” торговли куда ни кинь - всюду плюс:
- Это является еще и мощнейшим драйвером для развития нашего отечественного автопрома, - говорит Кузнецов. - По самым скромным подсчетам, [потребуется] выпуск для этого рынка порядка 48 тысяч таких автомобилей [в год]. Это приток частных инвестиций, это создание рабочих мест, это загрузка наших предприятий, и это создание, по сути, нового элемента торговли, которым пользуются в других странах, в том числе не только мелкий бизнес, но порой и крупные производители.
Еще одна надежда Минпромторга - продовольственные ярмарки. Российские регионы уже получили из центра установку на их развитие из примерного расчета “одна ярмарка на 30 тысяч жителей”. По словам Кузнецова, власти Севастополя за счет развития ярмарочного дела уже добились снижения цен на некоторые продукты на 15 - 20%.
Как минимум, жителям крупных городов центральной России давно знакомо такое понятие, как “ярмарка выходного дня”. В Москву, например, на субботу и воскресенье в специально отведенные для этого властями места съезжаются торговцы из Подмосковья, Рязани, Владимира, Костромы, Ярославля и других не слишком удаленных от столицы мест. Не удаленных - кроме, пожалуй, Белоруссии (но ее продукция, помимо ярмарок, уже много лет сбывается через сети маленьких “специализированных” магазинчиков).
Продукты на таких ярмарках, и правда, отличаются свежестью и вкусом, хотя корреспондент “Солидарности” может по собственному опыту добавить: часто - и более высокой ценой. Однако учтем, что производитель снаряжает “обоз” и арендует торговое место - и стремится компенсировать свои затраты. Как бы то ни было, ярмарки действительно пользуются популярностью как у покупателей, так и у “малоформатных” фермеров.
Но остаются вопросы. Например, “одна ярмарка на 30 тысяч человек” - это 400 ярмарок для Москвы (включая центр города) или, скажем, 50 для Ростова-на-Дону. Не многовато ли? Наверное, названный норматив подходит больше для не столь густо заселенной сельской местности.
Мысли ответственных (впрочем, время покажет) чиновников заняты, меж тем, не только ярмарками. Так, Никита Кузнецов выступил за создание крупных оптовых центров торговли близ городов с населением от 300 тысяч человек:
- Оптовые рынки будут, как пылесос, “вытягивать” всю продукцию у производителей в радиусе двухсот-трехсот километров. Производители смогут отдавать эту продукцию в тот же день без дополнительных логистических звеньев. Таким образом будет серьезно стимулироваться внутреннее производство, - пояснил Кузнецов. При этом отметил, что воплощать идею придется “с нуля”, в то время как за рубежом оптовые продовольственные рынки давно не новость.
Перечисленные меры стабилизации ситуации на российском продовольственном рынке в Минпромторге считают наиболее действенными и, что немаловажно, долгосрочными. Директор же по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров “Руспродсоюз” Дмитрий Востриков, в свою очередь, отвечая на вопросы журналистов, невольно поставил под сомнение все вышеназванные планы правительства.
Дело в том, что ответные “продовольственные” санкции Россия ввела против своих заклятых партнеров сроком на год. То есть 7 августа 2015 года их действие закончится, а будет ли продлено - никто, естественно, не знает. И вопрос заключается в том, что станет со всеми этими долгосрочными планами в случае изменения политической конъюнктуры через год. Что делать инвесторам, вложившим деньги, производителям, нарастившим производство? С условными почти пятью тысячами ярмарок на всю страну? Так вот, господин Востриков обратил внимание аудитории на то, что на создание описанной выше продовольственной инфраструктуры уйдут годы. А в данный момент продавцы больше озабочены поиском зарубежных производителей из стран, под санкции не подпавших.
С другой стороны, как справедливо отметил эксперт, отечественные игроки рынка в этих условиях и так будут оценивать свои риски, исходя из наличия конкуренции с производителями и поставщиками из “третьих” стран. Соответственно, если на российский рынок вернутся европейские и американские продукты, им тоже придется конкурировать с условными чилийскими. И - с нашими. Так что из наших коммерсантов, согласно бизнес-дарвинизму, выживут сильнейшие. В общем, “Новые рыночные Васюки”, которые презентуют россиянам еще со времени введения первых санкций против нашей страны, как-то в этом свете сдуваются...
То же, наверное, касается не только продовольствия. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов, кстати говоря, считает сложившуюся вследствие санкционных войн картинку похожей на ту, что была во время экономического кризиса в 2008 - 2009 годах. По мнению Карпова, та ситуация сделала игроков рынка более крепкими, опытными, устойчивыми. А отсутствие резких скачков цен говорит о том, что опыт пригодился и паники нет. Заметим только, что и пять лет назад о положительных последствиях кризисных явлений для российской экономики, о развитии отечественных производителей правительство говорило не меньше, чем теперь.