Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат (Архангельск) уже больше года проходит процедуру банкротства. В ближайшие три недели судьба предприятия должна определиться окончательно, однако 25% работников уже получили уведомления о сокращении. Долг СЛДК перед кредиторами превышает 2 миллиарда рублей, а спасти комбинат, по мнению профсоюзной стороны, могли бы 200 миллионов. Профком организует акции в защиту предприятия и работников, но косвенные признаки говорят о том, что их судьба уже решена.
17 октября 150 работников ОАО “Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат” устроили пикет у заводоуправления, сообщает пресс-служба Федерации профсоюзов Архангельской области. Активисты требовали сохранить СЛДК, который в настоящее время проходит процедуру банкротства, в рабочем состоянии и не допустить увольнений. В тот же день на предприятии проходило собрание кредиторов, на котором должна была решиться дальнейшая судьба комбината.
Ранее “Солидарность” уже писала о том, что в 2013 году руководство ОАО “СЛДК” само попросило суд признать предприятие банкротом, и это было сделано в сентябре прошлого года. Администрация комбината надеялась с помощью банкротства оздоровить его через снижение кредиторской нагрузки, но отсутствие оборотных средств не дало предприятию выйти из кризиса. Сейчас на комбинате работают около 800 человек, 25% из которых уже получили уведомления о сокращении до конца текущего года.
Как сообщил “Солидарности” председатель обкома профсоюза работников лесных отраслей Алексей Костин, задолженность СЛДК сегодня составляет более 2 миллиардов рублей, основным кредитором является Сбербанк России. Профлидер пояснил, что на собрании 17 октября кредиторы должны были заслушать доклад внешнего управляющего и оценить его план по выходу предприятия из финансово неустойчивого положения. Однако принятие решения было отложено до 10 ноября.
- Первоначально заседание совета кредиторов планировалось провести в конце сентября, но его перенесли на 17 октября. Должен был рассматриваться план реанимации предприятия, [должно было быть принято] какое-то решение. Но ни в конце сентября, ни 17 октября кредиторы никакого решения не приняли, и заседание перенесено, - говорит Алексей Костин. - Решения у кредиторов может быть только два или три, допустим: принять план внешнего управляющего, отклонить план внешнего управляющего и направить его на доработку, третье - поставить под сомнение адекватность внешнего управляющего. Но решение было вынесено одно: перенести вопрос на 10 ноября.
Говоря о возможных путях выхода предприятия из кризиса, Алексей Костин выделяет две основные проблемы, которые необходимо решить. Это, во-первых, высокая закредитованность СЛДК и отсутствие собственных оборотных средств на развитие. И вторая - устаревшие технологии, используемые на комбинате. Из этого профлидер делает вывод: чтобы предприятие продолжало жить, необходимо убедить кредиторов вложиться в модернизацию комбината и вернуть свои деньги позже, но в большем объеме. Тем более что окончательное решение о банкротстве и продажа оборудования и прочей “начинки” СЛДК, по мнению Костина, принесет “копейки от общей суммы кредитов”.
- Как мне кажется, срок окупаемости такого проекта где-то, наверное, десять лет. Так вот, если вас (кредиторов. - П.О.) интересует возврат своих денег в большем объеме, чем вы можете получить сейчас, дайте предприятию возможность “кредитнуться”, закупить линию и работать, - резюмирует председатель обкома.
Впрочем, говоря о своем видении выхода из ситуации, Алексей Костин подчеркивает, что ни он лично, ни профком СЛДК непосредственно в принятии управленческих решений не участвуют, и называет свою точку зрения “мнением дилетанта”. Тем не менее собеседник “Солидарности”, в силу опыта работы в отрасли, может претендовать на позицию эксперта по данному вопросу. В прошлом он был председателем профкома СЛДК, а сейчас, по собственным словам, находится в “хороших рабочих контактах” с нынешним руководством предприятия.
- Они ничего от нас не скрывают, у нас есть общая заинтересованность в том, чтобы предприятие работало. Их сторона финансовая и техническая, моя - социально-трудовая. Никто друг другу палки в колеса не вставляет, - пояснил Костин.
Так что если палок в колеса не будет вставлять и городская администрация, то 10 ноября, во время очередного собрания кредиторов СЛДК, профсоюз может организовать новую акцию протеста. Не исключено, что на этот раз она пройдет в форме митинга. В любом случае, если акция состоится, ее целью будет воздействие на кредиторов с тем, чтобы они не ставили на комбинате и его работниках крест.
По словам председателя профкома СЛДК Галины Кузнецовой, внешний управляющий предприятия изложил планы его реанимации на встрече с кредиторами еще 30 сентября. Как рассказала предпрофкома, участвовавшая в собрании, предприятие было названо неплатежеспособным, а еще одной его проблемой стала нехватка сырья. Принятие же решения было перенесено из-за того, что сейчас в арбитражном суде рассматривается вопрос о введении на предприятии конкурсного управления. То есть кредиторы хотят голосовать в условиях большей ясности.
- Единственный положительный довод (в пользу сохранения комбината. - П.О.) он привел тот, что предприятие работающее, есть трудовой коллектив, - говорит Галина Кузнецова. - Был, во-первых, предложен вариант по вложению инвестиций. Если мы будем работать на тех мощностях, которые имеются сейчас, то расплатиться по долгам сможем в течение 13 лет - это второй вариант. И третье - создание небольших структурных подразделений на базе нашего предприятия.
Стоит добавить, что Соломбала является историческим районом областного центра с населением около 30 тысяч человек. А Соломбальский ЛДК, как указывают во ФПАО, является “градообразующим” для одного из микрорайонов. Таким образом, если комбинат окончательно перестанет работать, проблема может из трудовой стать социальной. Несмотря на это, принятие кредиторами окончательного и официального решения откладывается из раза в раз, а уведомления о сокращении у двухсот работников уже на руках. И это может свидетельствовать о том, что на самом деле решение уже принято...