Глобальный вывод из исследования рынка заемного труда в России, проведенного Высшей школой экономики, заключается в том, что количество заемных работников в стране снижается, а основные потребители этой нетипичной формы занятости - недавно созданные малые предприятия в сфере услуг... У профсоюзов есть сомнения в объективности такой оценки, поскольку заемный труд активно используют многие гигантские корпорации. Так что представленное исследование не поколебало позицию российских профсоюзов, добивающихся запрета заемного труда.
Копья в спорах об оценках такой формы занятости, как заемный труд, ломаются об отсутствие достоверной информации о нем. Смешно, но о заемном труде в других странах мы знаем гораздо больше, чем о нем же в собственной стране. Довольно долго вообще не было никаких данных, а когда появилась возможность их собирать - разразился кризис, что смешало все карты: оценки в период кризиса - не показательны.
19 февраля на научном семинаре в Лаборатории исследований рынка труда НИУ “Высшая школа экономики” (ВШЭ) с докладом на тему “Заемный труд в России: быть или не быть?” выступила Лариса Смирных, заместитель заведующего лабораторией, профессор кафедры экономики труда и народонаселения ВШЭ. По уверениям НИУ “ВШЭ”, их исследование стало первым по теме российского рынка заемного труда. Однако это исследование сложно назвать фундаментальным: хотя оно длилось три года (2009 - 2011), оно базируется на данных опроса всего 3,6 тыс. предприятий разной численности.
Немного о мировом рынке заемного труда. Самое важное - этот рынок постоянно расширяется. В мире 10 млн заемных работников. В зависимости от страны их доля среди работающих колеблется. Наиболее высока эта доля в Южной Африке - 7,1%. В странах Центральной Европы - от 0,1% до 1,8%. В странах Восточной Европы доля заемных работников, как правило, существенно ниже (за исключением Венгрии). В США она составляет 1,8%, в Японии - 1,5%.
В работе Ларисы Смирных говорится, что в мире заемные работники сосредоточены в основном в промышленности (31%) и сфере услуг (37%). Однако и тут многое зависит от особенностей страны. К примеру, во Франции и в Перу заемные работники чаще оказываются занятыми в строительстве, а в Мексике и Норвегии - в общественном секторе. Как правило, в европейских странах это молодые люди до 30 лет (57%) с низкой квалификацией. Для многих из них это первое рабочее место и возможность закрепиться на рынке труда. Однако в США, Дании, Македонии и Японии большая часть заемных работников - люди зрелого возраста.
Как отметила профессор, гипотеза о том, что заемный труд является реакцией на чересчур жесткое трудовое законодательство (то есть работодатели пытаются избегать найма постоянных работников из-за того, что их очень сложно уволить), не подтвердилась. В Великобритании и Бельгии, где трудовое законодательство наименее жесткое, доля заемных работников выше, чем в других странах.
Во многих зарубежных странах труд организаций-посредников лицензируется, а деятельность этих организаций контролируется. Также там существует нормативная база, гарантирующая права наемных работников: накопление стажа работы, оплата простоя, обеспечение безопасности труда и т.д. В России это пока никак не регламентируется, что, по мнению профсоюзов, должно означать запрет. Кадровые агентства, правда, с этим не согласны.
- Обычно, когда говорят о заемном труде, оперируют идеологией, а не фактами, - сказал на семинаре проректор ВШЭ Сергей Рощин. - Как экономист, я не могу поддержать эти разговоры без конкретных фактов, тем более когда непонятно, что именно нужно считать: апельсины или пупырышки на апельсинах? В данном исследовании, поднимая тему заемного труда, мы впервые говорили о предприятии, а не о работнике. Это принципиально. И можно констатировать: катастрофы не произошло - доля заемного труда на российском рынке не выше, чем в других странах.
Так что же с фактическим состоянием рынка заемного труда в России? Согласно исследованию, с 2008 по 2011 год доля заемных работников по стране на предприятиях сократилась с 0,6% до 0,45% (ниже, чем в большинстве зарубежных стран). Зато доля предприятий, использующих заемный труд, выросла с 2,3% до 4,6%. Минимальным этот показатель был в 2010 году - 0,21%. То есть организаций, прибегающих к заемному труду, становится больше, а концентрация заемного труда в них снижается.
При этом в период финансово-экономического кризиса, при росте уровня безработицы, наши предприятия, как и во всем мире, реже обращались к заемному труду.
На самих предприятиях, применяющих заемный труд, в 2008 - 2009 годах количество заемных работников было в среднем 21%. А в 2010 году, с уменьшением доли заемных работников и ростом числа предприятий с заемным трудом, степень концентрации заемного труда на предприятиях снизилась до 4%. В большинстве тех организаций, где проводилось исследование (в 55%), занятость работников на условиях заемного труда не превысила 5% от среднесписочной численности. Зато в 14% опрошенных организаций их количество превысило 20%.
- Там, где есть вредные и опасные виды работ, ни в коем случае нельзя использовать заемный труд, - уверен Александр Куренной, зав. кафедрой трудового права юридического факультета МГУ. - Во многих странах существует запрет на использование заемного труда в строительстве.
Забавно, но в исследовании как раз показано, что во Франции и в Перу именно строительство является лидером по заемному труду. Та же картина и в России: на первом месте - строительство (заемных работников - 29,3%) и сфера услуг (36,3%). Высока доля заемных работников в торговле, финансах, промышленности, связи и на транспорте. Так что теория о том, где не должен применяться этот вид занятости, расходится с практикой...
Исследование показывает, что концентрация заемных работников велика на малых предприятиях (менее 100 человек), что авторы объясняют выгодой при налогообложении и уменьшением издержек на самостоятельный поиск и наем рабочей силы. Однако как только на малом предприятии возрастала доля работников со стажем работы 5 - 10 лет (то есть положение предприятия на рынке становилось достаточно прочным), доля заемных работников якобы уменьшалась.
Почему-то в исследовании не фигурируют такие компании-гиганты, использующие заемный труд, как ООО “Ниссан Мэнуфакчуринг Рус”, ООО “Фольксваген Групп Рус”, ЗАО “Форд Мотор Компани”, ООО “Джи Эм Авто”, ООО “Кока-Кола Эйч Би Си Евразия”, ОАО “Кондитерский концерн Бабаевский”, ООО “ППГ Индастриз”, ЗАО “Лиггетт-Дукат”, ЗАО КБ “Ситибанк” и т.д. Все эти предприятия не подходят под описание “типичной организации”, использующей заемный труд.
Как уже неоднократно доказывали профсоюзы, все слова о том, что заемный труд особенно выгоден работнику, а не предприятию, - красивая ложь. Ее используют для того, чтобы сократить издержки, повысить управляемость (читай: подчиненность) персонала, а также для борьбы с недовольством, с профсоюзами.
- В Россию и Восточную Европу заемный труд пришел в начале 2000-х годов, однако до сих пор обсуждается лишь в политических дебатах, а не в экономических, - заявила Лариса Смирных, но, опять же, исследование опровергает ее слова. На самом деле это чисто экономический вопрос.
Налоговый кодекс РФ дает преимущество организациям, использующим заемный труд. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ к “прочим расходам”, связанным с производством и реализацией, можно относить “расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями”, поэтому расходы предприятий по использованию заемного труда уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
В исследовании отмечено, что организации-провайдеры, предоставляющие заемных работников предприятиям-пользователям, работают по упрощенной системе налогообложения и освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.
- Институционально на российском рынке заемного труда нет, - говорит профессор. - Заемный труд в России - производное от оптимизации налогов.
- Заемный труд - внебрачное дитя юриспруденции, - добавляет Александр Куренной. - Вообще он использовался еще в советские времена - именно при помощи заемного труда наши консульства находили работников. Наименее спорный вид заемного труда - клининговые услуги. Казалось бы, заказчику очень удобна такая схема: он выплачивает зарплату уборщицам и маржу агентству, а взамен у него не болит голова, что, где и как будет вымыто - для этого есть фирма. Скажем, под названием “Чистота”. Но это до появления первой проблемы. Если мне не нравится, как уборщица работает, я не имею возможности ничего от нее требовать, я ей не начальник. То есть в перспективе этот спор должен рассматриваться в арбитражном суде как спор двух хозяйствующих субъектов. Другая ситуация - уборщица ломает ногу. Кто должен оплачивать расходы? Провайдер (компания-посредник. - П.С.) будет настаивать на том, что предоставил нам работника с целыми руками и ногами.
Однако Куренной лукавит или же сам не до конца понимает ситуацию, описывая, по сути, аутсорсинг. То есть, нанимая клиринговую компанию, он привлекает стороннюю организацию для выполнения тех или иных работ (работники на постоянной основе заняты в организации-исполнителе и не подчиняются организации-заказчику). Заемный труд - это совсем другое, он означает оформление кадровым агентством тех отношений, которые фактически сложились у него с предприятием-клиентом. Заемный труд вообще часто смешивают с временной занятостью и аутсорсингом.
Как рассказал Сергей Саурин, руководитель юридического направления АНО “Центр социально-трудовых прав”, “оптимизация” налогов через заемный труд действующим законодательством запрещена, и на этот счет существует вполне сложившаяся арбитражная практика. В то же время арбитражные суды не усматривают нарушений закона в тех случаях, когда заемный труд применяется не с целью снижения налогового бремени, а с иной целью (организационная оптимизация производства и др.), если организации-клиенту удается это доказать в суде. Интересно, что в последнем случае суды не придают значения тому, способствовала ли реализации таких целей полученная налоговая выгода или нет.
- Я восемь лет предоставляю заемный труд, - попыталась реабилитировать посредников Людмила Кузенкова из кадрового агентства “Вентра”. - Я работала в трех кадровых агентствах. И считаю, что надо разделять две разные ситуации. Одни заказчики хотят снизить свой затраты и обойти закон, а другие прибегают к заемному труду по экономическим причинам. Ежедневно каждый наш сотрудник получает по десятку звонков от клиентов, заинтересованных в найме персонала без уплаты налогов.
Дама уверила, что ее компания отказывает таким клиентам и чтит закон. Правда, не пояснила, чем же отличается “желание снизить издержки” от “экономических причин”.
- Заемный труд в колоссальных масштабах используется крупными предприятиями, тем самым они снижают собственные издержки, связанные с приемом-увольнением работников и кадровым делопроизводством, а также в довольно большой части уходят от ответственности, предусмотренной трудовым законодательством, - Сергей Саурин делает выводы о заемном труде исходя из профсоюзных исследований этой проблемы, а также наработанной практики. - Справедливым представляется вывод Смирных о том, что заемный труд применяется в гораздо больших объемах теми организациями и по тем должностям, где выполнение работы наименее тесно связано с личностью и велика текучка кадров. Это связано с тем, что одной из основных черт заемного труда является обезличивание персонала: к заемным работникам в организациях, использующих заемный труд, относятся не как к людям, а исключительно как к ресурсу.
Не секрет, что российские профсоюзы как раз выступают за запрет заемного труда. Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов подготовил законопроект о запрете заемного труда, однако он до сих пор не принят.
Вадим Борисов, представитель Глобального профсоюза IndustriALL, отметил, что очень часто вывод работников за штат производится исключительно в целях “улучшения показателей” - в результате статистика отражает фиктивные улучшение производительности труда и рост заработной платы. Собственник получает похвалы и кредиты на более выгодных условиях. А вот работники оказываются менее защищенными:
- Большой западный профсоюз “IG Metall” сообщил, что долгое время не считал заемный труд серьезной проблемой - до тех пор, пока на заводе “БМВ” концентрация заемных работников не достигла 20%, - рассказывает Борисов. - У нас эта проблема также становится все более острой. ГМПР сообщил о прецедентах, когда по основным рабочим профессиям стали привлекать заемных работников. Это недопустимо. Сейчас профсоюзы всего мира проводят кампании против заемного труда. Тяжелее всего кампания проходит в ЮАР.
Сергей Саурин так оценивает выводы исследования ВШЭ:
- Следует отметить, что образ “типичного” предприятия, использующего заемный труд, получившийся по результатам исследования профессора Смирных, несколько искажает действительное положение дел. В настоящее время заемный труд используется многими крупными компаниями, все они отнюдь не малы, обладают богатой историей и весьма активно применяют заемный труд.
Представляется, что получившийся по итогам исследования образ мог сформироваться именно так по двум причинам.
Во-первых, многие крупные компании (группы компаний), применяющие заемный труд, существуют в виде большого количества мелких юридических лиц (как правило, в виде обществ с ограниченной ответственностью). Примером такой компании является сетевой магазин “Ашан”, в котором работает бесчисленное множество заемных работников, но который не является единым юрлицом.
Во-вторых, малое предприятие в сфере услуг с небольшой историей - это наиболее типичный образ предприятия в современной России (если говорить не о количестве занятых в них работников, а именно о количестве таких предприятий). Есть определенная вероятность, что среди попавших в выборку 3,6 тыс. предприятий большая часть соответствовала именно такому описанию, что отразилось и на результатах исследования.