Депутаты вновь решили обсудить с начальством проблемы с правами детей и усыновлением в РФ. Для этого они вызвали в Госдуму группу высших чиновников. В пятницу 22 марта в палате прошел внеочередной “правительственный час” с участием вице-премьера по “социалке” Ольги Голодец, Генпрокурора РФ Юрия Чайки, а также замминистра образования и науки Игоря Реморенко. О положении с зарубежным усыновлением кратко отчитался и глава МИДа Сергей Лавров.
Выяснилось, что и думцев, и чиновников больше волнуют проблемы детей, оставшихся в России, нежели тех, кого усыновили за рубежом. А камлания на тему “плохая Америка, однако!” даются им все тяжелее и носят в основном ритуальный характер...
“Социальный” вице-премьер Ольга Голодец рассказала о проблемах в “детском” вопросе. Сейчас в РФ более 118 тыс. ребят ищут семью, из них 74,4 тыс. стали сиротами в прошлом году. При этом 44 тыс. детей - “социальные сироты”, отцы и матери которых лишены родительских прав. Под опеку, патронат и попечительство за год передали около 62 тыс. детей. Достижением сочли то, что “снижается усыновление за границу” (всего 2,6 тыс. детей) - власть постаралась. Но при этом об усыновлении с каждым годом все меньше думают и российские семьи. В этом году усыновили лишь 16,5 тыс. сирот. В детдома в прошлом году возвращены 4,5 тыс. детей. Детей-инвалидов в 2011 году усыновлено всего 38, а в прошлом году еще меньше - 29.
Как решить проблему? Голодец рассказала, что правительство внесло в Думу “пакет законопроектов” для облегчения положения сирот. Например, снимут ограничения по минимальной для усыновления разнице в возрасте, чтобы в первую очередь взять опеку могли самые близкие родственники (не только бабушки и дедушки, но и старшие братья и сестры). Планируется поддержать схему “интернатного проживания”, (в интернате ребенок будет жить только в те периоды, когда его бабушке или дедушке понадобится поехать в санаторий или лечь на обследование в стационар; сейчас состояние здоровья и возрастные заболевания препятствуют усыновлению).
Далее в нормативные акты внесут поправки, сокращающие список заболеваний, при которых запрещается усыновление (излеченный рак исключен, но список психиатриеских отклонений будет расширен). Для борьбы с неверными диагнозами в детдомах к середине лета проведут всеобщую диспансеризацию. Речь идет о порочной практике формального диагностирования болезней, в результате чего усыновители и не подозревают о настоящих болезнях. Органы опеки планируется усилить психологами и специалистами. Консультации приемных родителей уменьшат число случаев, когда семья берет ребенка, а потом отказывается от него...
Генпрокурор Юрий Чайка в своем докладе пожаловался на неэффективность “работы полиции, органов здравоохранения, образования, муниципалитетов” с неблагополучными семьями. Он заметил, что “система социальной профилактики не срабатывает”. Статистику его ведомство представило богатую (см. “А”-справку) - люди работают.
Замминистра Игорь Реморенко выступил вместо нового главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова. Он рассказал депутатам об изменении типологии образовательных учреждений для детей-сирот (см. “Солидарность” № 11, 2013 - “Детское время”). Минобрнауки предлагает отвести “отдельный тип учреждения под отдельный вид услуги”, то есть большинство интернатов для сирот должны стать специализированными: “спортивный, музыкальный, художественный”. И - одновременно - призвал к укрупнению “детских” учреждений. Видимо, чтобы поскорее закрыть те, которые медленно “оптимизируются”...
Единоросс Ирина Соколова спросила, как правительство намерено наладить работу органов опеки и попечительства и свести к минимуму их произвол, на который часто жалуются. Голодец обещала представить предложения по упорядочению работы опеки к июлю. После этого вопроса Александр Жуков, председательствующий вице-спикер ГД, отпустил Лаврова и Голодец на встречу с китайской делегацией. Депутат Ольга Епифанова (“СР”) спросила у замминистра образования, в чем причина того, что статистика гибели усыновленных в России детей по-прежнему высокая и держится примерно на одном уровне (в 2011 году погибло 296 детей, в 2010 - 280, в 2009 - 350). А мы при этом Америку клеймим, не наведя у себя порядок. Реморенко ответил, что “статистика здесь вообще неоднозначная”, и большая часть таких случаев (и даже суицидов!) происходит летом, когда “опека временная и частичная” - детей берут на летний период, но за ними не следят. Как говорят в телевикторинах, “ответ принят”...
По данным Генпрокуратуры, в последний год число подростковых преступлений возросло, и это несмотря на “тенденции прошлых лет - постепенное снижение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними”.
При этом участились случаи преступлений в алкогольном опьянении или под наркотиками (в 2012 году - почти 8500, почти на 15% больше, чем в предыдущем. В 2/3 регионов рост подобных случаев еще выше - от 1/5 до 1/4). К уголовной ответственности все чаще привлекают и несовершеннолетних-рецидивистов: в 2012 году таким был каждый пятый, тогда как в 2007 каждый шестой.
Причиной названо то, что профилактическая работа структур исполнительной власти фактически развалена; ситуацию усугубляет и “ведомственная разобщенность органов”, обязанных заниматься детьми. Беспокоит прокуроров и незащищенность самих детей от криминала. В 2012 году они стали потерпевшими в 79 тыс. преступлений; каждое пятое зарегистрированное тяжкое преступление совершено в отношении несовершеннолетних (в том числе около 1100 убийств и фактов умышленного причинения вреда здоровью).
Прокуроры жалуются и на скачок нарушений в детском медобслуживании. Сразу в нескольких регионах проверки вскрыли случаи ненадлежащего исполнения медработниками своих обязанностей, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью и смерть детей. Отмечен рост нарушений законодательства о несовершеннолетних в органах опеки и попечительства при усыновлении; основные - “бездействие в вопросе устройства детей в семьи россиян” и “неэффективная работа по установлению родственников детей-сирот, готовых принять их в свои семьи”.
В 2012 году в деятельности должностных лиц органов опеки прокуроры выявили более 21 тыс. нарушений законов; для их устранения “внесено 3 тыс. представлений”, около 1700 виновных “привлечены к дисциплинарной ответственности”. Отмечено обострение жилищных проблем детей-сирот. В прошлом году в целом по РФ число стоящих на учете “на обеспечение жильем” детей-сирот, по данным ГП, превысило 74 тыс. человек. Генпрокуратура отмечает, что свыше 14 тыс. судебных вердиктов по таким исковым требованиям прокуроров до сих пор не исполнены “по объективным и субъективным причинам”, а именно из-за нехватки финансирования у местного самоуправления. Решить эту проблему на уровне Центра, оказывается, сложно, потому как “приобретение такого жилья возложено на органы субъектов РФ”...