Центральная профсоюзная газета16+
Бросить на целину

Минздрав надеется покрыть дефицит врачей за счет целевиков

Более 50% бюджетных мест в медицинских вузах страны отданы под целевой прием абитуриентов. Министр здравоохранения Вероника Скворцова считает, что так можно справиться с дефицитом кадров без возвращения к советской системе распределения выпускников, которую поддерживает часть медицинского сообщества. Однако приток в первичное звено целевиков может вызвать текучку кадров. Ведь удержать врача на рабочем месте гораздо сложнее, и для этого, считают в профсоюзе работников здравоохранения, необходимо гарантировать молодому специалисту достойную оплату труда.

НАЗАД В СССР

Дефицит медицинских кадров среди врачей составляет почти 60 тысяч человек, а среднего медперсонала не хватает 56 тысяч человек - таковы данные Росстата на 1 июля 2019 года. Особенно страдают от нехватки медиков отдаленные сельские районы и первичное звено здравоохранения. Ситуацию там Владимир Путин назвал “провалом” и поручил правительству к 1 октября подготовить принципы модернизации первичного звена.

На этом фоне в медицинском сообществе стали появляться инициативы о возвращении практиковавшейся в Советском Союзе системы распределения выпускников вузов. В частности, такой разговор начал директор Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. По его мнению, практика распределения поможет решить проблему нехватки врачей в сельской местности и отдаленных территориях.

Его поддержал заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания Санкт-Петербурга, хирург-онколог Александр Егоров. Он считает, это пойдет на пользу и самим молодым медикам: “Человек мог набраться опыта, взглядов: что бы он хотел, в какой бы сфере или узкой отрасли работать - и после окончания этих трех лет - уже свободное трудоустройство, но у него уже есть трудовая книжка”.

Министр здравоохранения Якутии Елена Борисова уверена, что только распределение поможет решить нехватку кадров в республике, ведь в СССР такой проблемы не было: “Очень много докторов приезжали в Якутию из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Существовал хороший конгломерат обмена теорией и практикой между представителями различных медицинских школ”. Положительно к идее относятся в Карелии, Тамбовской и Кировской областях.

Однако глава Минздрава России Вероника Скворцова отвергла идею: “Мы планируем развивать целевой прием, но полностью перейти на распределение мы пока не планируем”. Она уточнила, что сейчас по стране уже более 50% студентов обучаются по целевому приему.

В профсоюзе работников здравоохранения РФ, разделяя обеспокоенность Рошаля, считают, что возвращение к поголовному распределению после окончания вузов будет неконституционным.

- Профсоюз разделяет эту обеспокоенность, но механизм этот неконституционный, - считает Геннадий Щербаков, заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ. - Сейчас для сферы здравоохранения в какой-то мере механизм найден через целевую подготовку медицинских кадров в высших учебных заведениях. А это гарантия для определенного региона, медицинской организации, что на три года к ним придет подготовленный медработник с высшим и средним специальным образованием на рабочее место. В разных вузах 50 - 80% бюджетных мест заполняется по особому конкурсу, целевому. А распределение - с нашей точки зрения, уже элемент прошлого.

ЗАКРЫТЬ ЛАЗЕЙКУ

Целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием введена постановлением правительства № 942 от 19 сентября 1995 года. Она была призвана заместить существовавшую в советское время систему распределения. Смысл целевой подготовки в том, что предприятие, организация или регион заключают договор с абитуриентом, а тот, выучившись, отправляется как специалист на то рабочее место, где его ждут, и отрабатывает там минимум три года. Обучается он за счет бюджетных средств. А на заказчике лежат меры социальной поддержки - оплата проезда, общежития и так далее. Раньше, если по каким-то причинам студент не выполнял договор, не отрабатывал положенный срок либо вообще не появлялся на рабочем месте, он был обязан полностью возместить заказчику целевого приема только расходы, связанные с мерами соцподдержки, и штраф.

В результате целевой прием стал лазейкой для получения высшего образования, поскольку абитуриента принимали в вуз не на основании общего конкурса. Так, в подведомственных Минздраву вузах в 2015 году квота целевого приема составила 54% от общего количества бюджетных мест - 12 220 человек. В итоге зачислено было 11 216 абитуриентов. То есть все, кто попали в список целевого набора, независимо от результатов ЕГЭ, были зачислены. А вот все ли они пришли на рабочие места - это большой вопрос.

Чтобы целевой прием не был лазейкой для нерадивых студентов, в 2018 году Владимир Путин подписал закон, по которому за нарушение обязательств по трудоустройству после окончания учебы выпускники должны выплатить штраф “в размере расходов соответствующего бюджета, осуществленных на обучение”, то есть возместить полную стоимость обучения.

Были сделаны шаги и для того, чтобы появился конкурс на целевые места. Это решение было принято по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева, назвавшего “профанацией” существующую систему: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, но госструктуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Новые правила начали действовать с 1 января 2019 года. Но пока ситуация с конкурсом не сильно изменилась. Мест, отданных под целевой набор абитуриентов, настолько много, что хотя формально конкурс есть, он ничтожно мал по сравнению с конкурсом на бюджетные места на общих основаниях.

- Порядка 80 - 90% обучающихся по целевому направлению возвращаются на рабочие места, - говорит зампредседателя профсоюза работников здравоохранения Геннадий Щербаков. - Но если они не вернутся, то должны будут погасить затраты, понесенные государством на подготовку. Я не могу сказать, что на целевые места есть большой конкурс, но он тоже есть. Поэтому далеко не всегда человек, который пришел по целевому набору, будет зачислен в вуз. На качество же выпускаемых специалистов это не должно сильно повлиять. У нас сегодня врач каждые пять лет должен пройти квалификационную переподготовку, то есть развитие и обучение идет постоянно. Бюджетные места сохраняются, но приоритет на сегодня - это целевая подготовка.

“А”-СПРАВКА

Ростовский государственный медицинский университет. Минимальный балл ЕГЭ зачисленного в 2019 году студента по целевому направлению - 146, на общих основаниях - 196.

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова. Минимальный балл ЕГЭ зачисленного на факультет “Лечебное дело” в 2019 году студента по целевому направлению - 174, на общих основаниях - 261.

ЕЩЕ ОДИН ИНСТРУМЕНТ

Профлидер рассказал, что система аккредитации, действующая при подготовке и выпуске специалиста-медика, тоже влияет на приток выпускников в первичное звено здравоохранения.

- Сейчас, окончив высшее учебное заведение и получив знания по определенной специальности, выпускник должен пройти аккредитацию - то есть подтвердить доступ к профессиональной деятельности, которую он может осуществлять. Можно сказать, что аккредитация - один из инструментов для привлечения кадров в первичное звено. Позже по желанию врач может пойти в ординатуру и там уже получить более узкую специальность, - рассказал Геннадий Щербаков.

С 2018 года, после упразднения интернатуры, выпускник медвуза вместе с дипломом должен получить аккредитацию - только тогда можно идти работать терапевтом, педиатром или врачом общей практики в первичное звено здравоохранения. Выпускники могут поступить и в ординатуру для получения более узкой специальности. Однако на бюджетные места попасть практически невозможно, так как их всего 5%, включая целевой набор. Кроме того, чтобы учиться в ординатуре платно или бесплатно, нужно выиграть конкурс, который складывается из баллов, накопленных в процессе обучения в вузе и последующей работы. В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой.

ОСТАНОВИТЬ ТЕКУЧКУ

Даже если 100% выпускников, прошедших обучение по целевому набору, будут отрабатывать положенные три года в поликлиниках и регионах, далеко не факт, что по окончании срока отработки они там останутся. А значит, на смену дефициту кадров придет текучка. Чтобы удержать молодого специалиста, нужны условия, которые бы его устраивали. Это жилье, подходящая для молодого человека инфраструктура, наличие средств коммуникации. Ну и, конечно, главное - уровень оплаты труда, который в субъектах РФ по-прежнему сильно разнится.

- Поиск экстенсивного пути развития недостаточен, - уверен заместитель главы профсоюза Геннадий Щербаков. - Нужно хорошо и грамотно, профессионально готовить медработника. Его можно привести на рынок труда, но главное - закрепить, сохранить его на рабочем месте. Без решения этой задачи мы не решим проблему кадрового дефицита. Нужно мотивировать молодого специалиста остаться, а для этого требуются системные изменения. Это возврат к вертикали управления хотя бы в вопросах оценки труда медперсонала, в вопросах зарплаты. Должен быть нормальный, гарантированный государством минимальный оклад для медработника в зависимости от его должности и квалификации,

К концу сентября правительство должно проработать возможные подходы к структуре зарплат врачей и медработников. С таким поручением президент Путин обратился в правительство РФ.

Автор материала:

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности