Госдума 21 ноября одобрила в третьем чтении закон о бюджете Социального фонда России (СФР) на 2025 - 2027 годы. В частности, обещается рост социальных пенсий, ежегодные выплаты семьям с двумя детьми и больше, льготы для разных видов бизнеса на социальные взносы и многое другое. Тем не менее у документа нашлись критики. Впрочем, для бюджетного процесса это не стало критичным.
- Продолжится реализация пилотного проекта по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с использованием электронного сертификата. Решены важные задачи по оплате проезда и реабилитации участников специальной военной операции. Социальные пенсии будут увеличены более чем на 14%. (Как правило, их получают дети-инвалиды, и размер пенсии ребенка-инвалида в следующем году увеличится почти на 3 тыс. рублей.) А с 2026 года начнется предоставление ежегодной семейной выплаты гражданам, имеющим двух и более детей, - перечисляла Наталья Орлова (ЕР), зампред думского комитета по бюджету, представляя 21 ноября в третьем чтении бюджет Социального фонда на 2025 - 2027 годы.
Депутат также напомнила, что если изначально правительство и законодатели при индексации страховой пенсии на следующий год исходили из прогноза в 7,3%, то в ходе рассмотрения закона решили оставить правительству возможность провести дополнительную индексацию уже по фактической инфляции за 2024 год. Это будет, в том числе, индексация пенсий работающим пенсионерам, которой не было с 2016-го и которую президент вернул благодаря настойчивости в первую очередь профсоюзов.
Доходы Социального фонда в 2025 году составят 16 623,91 млрд рублей, в 2026-м - 18 593,5 млрд, в 2027 году - 19 763,94 млрд. Расходы фонда в 2025 году составят 16 993,43 млрд рублей, в 2026-м - 18 273,55 млрд, в 2027-м - 19 425,6 млрд. Ожидается, что в следующем году бюджет фонда будет исполнен с дефицитом примерно в 370 млн рублей, который будет покрыт за счет трансферта из федерального бюджета. В последующие годы трехлетки бюджет СФР будет профицитным.
Средняя пенсия в 2025 году должна превысить 24 тыс. рублей в месяц (для работающих - около 20 тыс. в месяц).
Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) привел обычный уже аргумент в пользу принятия бюджета, которым пользуются жириновцы не первый год. “Если бюджет не принимается, работаем по бюджету этого года. Тогда денег для выполнения всех социальных обязательств просто в январе уже не хватит. Мы как социально ответственная фракция понимаем, к чему это может привести, и такой подход поддержать не можем”.
- Далее. Мы специально не вносили поправки, увеличивая те или иные статьи бюджета, понимая, что можно увеличить в два раза этот бюджет, и никак это не отразится на размерах пособий, которые выплачиваются нашим гражданам, на индексации и на размерах других социальных выплат. Потому как бюджет фонда содержит все те средства, которые необходимы для выполнения всех социальных обязательств, закрепленных законодательством либо нормативно-правовыми актами. Соответственно, увеличение средств приведет только к тому, что они просто будут лежать, и кассовое исполнение будет потом нами же критиковаться: “почему так прогнозировали?” - пояснил Нилов неактивность своей фракции в период внесения поправок.
Интересно, что депутат оговорился: вопросы к пенсионному и социальному страхованию у ЛДПР все же имеются. Но “это уже вопросы, которые мы обсуждаем в ходе рассмотрения тех или иных законопроектов”. Отметим, что часто, когда впоследствии в Госдуме обсуждаются “те или иные законопроекты”, касающиеся СФР, на их исполнение в бюджете фонда как раз не находится средств. Ну не заложили при рассмотрении, и все тут. По крайней мере, правительство считает это достаточным аргументом. Но Ярослав Нилов, оказалось, имел в виду несколько другое:
- Сегодня у нас в повестке дня наши законодательные инициативы, которые регулируют вопрос назначения и выплаты пенсий, введение социальных льгот для отдельных категорий. И если бы эти вопросы были урегулированы, поддержаны, то в этом случае можно бы закладывать дополнительные средства, тогда бы эти средства работали, - указал он.
Но нет, эти вопросы в тот день не были поддержаны. И об их участи жириновцы знали заранее - иначе вносили бы ко второму чтению соответствующие поправки. А так оставалось лишь использовать прагматичную мину при идейной игре.
В бюджет Соцфонда ко второму чтению, напомнила коммунистка Нина Останина, были внесены только три поправки, и все они были от фракции КПРФ. Надо ли говорить, указывает Останина, что все они были отклонены. И надо ли тогда объяснять, спрашиваем мы, что это были за поправки. Важен принцип:
- Из года в год мы сталкиваемся с одним (и тем же. - П.О.). Вот эти узкие рамки, в которые нас загоняют полномочия самого фонда быть распорядителем бюджетных средств, которые передаются из федерального бюджета в соответствии с принятыми законами, а любую другую норму мы принять не можем, потому что либо закон не изменен, либо новый закон не принят. - Те, кому надо, наверное, поняли Нину Останину.
Тем же, кому не надо, поясним на свой страх и риск. Видимо, коммунистов не устраивает то, что Соцфонд может тратить деньги только на уставную деятельность. А расширить рамки этой деятельности, как того хотелось бы коммунистам, очень трудно в теории и почти невозможно на практике. Между тем, напоминает Останина, от бюджета Соцфонда зависят судьбы 41,5 млн пенсионеров, 24 тыс. семей с детьми и 11 млн инвалидов, “и это половина, по сути, населения страны”.
- А другая половина отчисляет взносы, которые идут сюда же, в фонд. То есть, по сути дела, это зеркало. И в этом зеркале недовольные лица наших избирателей, - сетует депутат.
Вырисовывается страшная картина: отчисляющие взносы россияне якобы с недовольством смотрят на семьи с детьми, пенсионеров и инвалидов, а те, со своей стороны, отвечают им взаимностью. Если продолжить метафору Останиной, у работающих пенсионеров, родителей и инвалидов вовсе раздвоение личности: они ведь тоже платят взносы в Соцфонд. И смотрят сами на себя… В общем, жуть. Стивену Кингу на заметку.
- Мы не можем поддержать бюджет фонда, поскольку нас не устраивает ни размер пенсий, ни порядок выплаты материнского капитала и единой денежной выплаты нашим семьям, - тут Нина Останина под “нашими” имела в виду, конечно, не депутатские семьи, а российские в целом. - По большому счету, бюджет этого фонда не способен обеспечить требуемый уровень социальной защиты наших граждан.
Андрей Кузнецов из “Справедливой России - За правду” задавался вопросом, что конкретно скрывается за цифрами, представленными в бюджете: “хватает или не хватает?” И совершенно справедливо замечал, что “бананокилометров можно много приводить, а людям надо еще больше”.
- Понимаете? Вот кто это определяет? Давайте мы будем предметно говорить, - призывал Кузнецов уйти от расчетов в “бананокилометрах”. - Три с половиной миллионов пенсионеров будут получать пенсию ниже МРОТ. Понимаете? Хотя поступления в фонд увеличиваются на 1,4 трлн. Дальше. Те, кто как бы состоятельные пенсионеры, они получают коэффициент утраченного заработка - 23,5. А еще недавно было 34. То есть речь идет о том, что пенсионер будет снижать как бы свое социальное самочувствие, а мы забираем деньги. - Под “мы” депутат Кузнецов подразумевал, конечно же, “вы”, но себя, справедливости ради, из “них” не исключал. Нес ответственность.
Но и “они”, в лице главы думского комитета по бюджету, единоросса Андрея Макарова, так сказать, не уступали Деточкину в благородстве:
- Эти цифры состоят в том, что в чрезвычайно тяжелый период, когда против нас сегодня воюет весь Запад, когда надо решать вопросы обороны, расходы на социальную политику предусматриваются с ростом более чем 3 трлн рублей по сравнению к этому году. Хотя мы прекрасно знаем, на что требуются деньги. И вот когда здесь говорят: давайте дадим еще… Да многие хотят, очень многие хотят! И более того, многие справедливо хотят, - Андрей Макаров, как всегда, был неумолим, но в меру справедлив. - Так вот, социальные пенсии увеличены на 14,75%, пособие по беременности и родам растет, федеральные социальные доплаты к пенсии растут…
В итоге даже Кузнецов не стал голосовать против бюджета Социального фонда, а просто скромно воздержался, как и вся его фракция. И кто-то скажет, мол, недожал товарищ Макаров, а то все были бы “за” единогласно. Но чтобы дожать, ему достаточно считать строки в бюджете, а не голоса своей партии большинства. А в Соцфонде 3 трлн рублей действительно лишними не бывают.