Пробелы в законодательстве относительно расследования несчастных случаев на производстве иногда дают возможность работодателям выходить сухими из воды. Следственные подразделения уже 10 лет как выведены из прокуратуры. А Трудовой кодекс не обязывает сообщать о несчастье, происшедшем с работником, в следственные органы СК России. Так что расследование не всегда проводится оперативно и качественно. Законодатели пытались решить эту проблему путем внесения поправок в ТК РФ. Но даже им это не удалось.
В трудовых отношениях любой инцидент, будь то опоздание на работу или выпуск бракованной продукции, подлежит расследованию. Цель - понять причины и предотвратить повтор инцидента. Это особенно важно, если несчастье произошло с работником на производстве, ведь априори таких случаев быть не должно. К сожалению, в реальности их довольно много. По данным Росстата (учитывающего несчастные случаи даже не по всем отраслям экономики), в 2019 году в России зафиксировано 39 533 страховых несчастных случая на производстве. 84% - с легким исходом, 12% - с тяжелым, 4% - со смертельным.
Инциденты, повлекшие увечье работника, а тем более гибель, должны расследоваться особенно тщательно. В статье 228 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан “немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ”.
Далее статья 228.1 ТК РФ гласит: “При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме... в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая” - и в ряд других организаций, перечень которых определен ТК РФ.
Для всех понятно, что прокуратура - самая важная и авторитетная структура из тех, которые информируются о несчастном случае. Ее деятельность регулируется Федеральным законом от 17.11.1995 № 168-ФЗ “О прокуратуре РФ” с последующими изменениями и дополнениями.
На момент внесения обозначенной выше нормы в ТК РФ с ней все было правильно и логично, ибо в подчинении прокуратуры находилось следственное подразделение, должностные лица которого обладали компетенцией и полномочиями вести все необходимые действия по расследованию несчастного случая.
С 2011 года, в соответствии с законом “О Следственном комитете РФ” от 28.12.2010 № 403-ФЗ, комитет стал самостоятельной структурой и не входит в состав прокуратуры. С тех пор в полномочия должностных лиц прокуратуры не входит доследственная проверка и возбуждение уголовных дел. Об этом бывший генеральный прокурор РФ Юрий Чайка сказал, выступая в ходе “правительственного часа” в Госдуме. Сегодня в обязанностях и полномочиях прокуратуры много вопросов. Они связаны с надзором за исполнением законов, соблюдением Конституции РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Отмеченные изменения в законодательном статусе прокуратуры и СК России не сопровождались внесением соответствующих изменений в ТК РФ. Сейчас работодатель не обязан информировать территориальные подразделения СК России о смертельном, тяжелом или групповом несчастном случае с работником в период исполнения трудовых обязанностей. То есть Следственный комитет может не получать информацию о таких происшествиях своевременно. А значит, следователи не смогут оперативно прибывать на место происшествия, полноценно осматривать его, опрашивать очевидцев, вести другие следственно-оперативные действия и принимать правильное процессуальное решение.
Сложившаяся ситуация показывает, что информировать о смертельном, тяжелом или групповом несчастном случае с работником в период исполнения им трудовых обязанностей необходимо не только органы прокуратуры, но и территориальные подразделения СК РФ.
С этой целью депутаты Госдумы Михаил Тарасенко, Ольга Баталина, Андрей Исаев и ряд других еще в 2015 году в инициативном порядке подготовили проект Федерального закона № 910925-6 “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ”. Поправки касались процедуры расследования несчастных случаев. Статью 228.1 ТК РФ предлагалось дополнить положением о необходимости сообщать о смертельном, тяжелом или групповом несчастном случае не только в прокуратуру, но и в следственный орган СК России. В статью 230.1 ТК РФ предлагалось включить норму о направлении материалов расследования таких случаев на производстве в следственный орган СК РФ и прокуратуру.
Расследование несчастного случая, повлекшего тяжелую травму или смерть работника, не должно заканчиваться просто составлением акта о несчастном случае. Нужно еще и принятие процессуального решения в соответствии с УПК РФ. В этой связи депутаты предлагали включить в статью 230.1 ТК РФ дополнение: “Следственным органом СК РФ, которому ранее сообщалось о данном несчастном случае, на основании представленных материалов и проведенного расследования групповых, тяжелых или смертельных несчастных случаев на производстве принимается решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (выносится постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела). О решении следственного органа СК РФ информируется пострадавший, его родственники в случае гибели работника, соответствующая государственная инспекция труда, а в необходимых случаях - территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности”.
Инициативу депутатов не одобрило правительство РФ - поэтому их предложения оказались не реализованными.
В порядке аргументации своей позиции автор хотел бы обратить внимание на постановление правительства РФ от 23.08.2014 № 848 “Об утверждении Правил проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах - лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пассажирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках), эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах)”. Оно появилось после серии аварий с лифтами в жилых домах, при которых погибли или пострадали люди.
В пункте 3 правил предусмотрено: “В случае возникновения аварии владелец опасного объекта в течение 24 часов направляет в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения опасного объекта извещение об аварии на опасном объекте в соответствии с формой, утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также информирует об аварии на опасном объекте органы внутренних дел (полицию) и следственные органы Следственного комитета Российской Федерации”.
В двух документах правительственного уровня приходится наблюдать диаметрально противоположный подход. Значит, если гибнет или травмируется работник в результате несчастного случая на производстве, то сообщать об этом в следственные органы СК России не надо. Но вот если происходит авария с лифтом, то необходимо информировать “органы внутренних дел (полицию) и следственные органы Следственного комитета Российской Федерации”.
Чем обусловлен такой противоречивый подход - сказать сложно.
В настоящее время правительство РФ внесло в Госдуму подготовленный Минтрудом России проект Федерального закона № 1070354-7 “О внесении изменений в ТК РФ в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости”. Увы, в этом документе не нашли отражения позиции, касающиеся информирования СК России о несчастных случаях на производстве.
По сути затронутого вопроса некоторую информацию дал директор департамента условий и охраны труда Минтруда России Георгий Молебнов (письмо от 21.12.2020 № 15-3/В-5849):
“Минтрудом России было проведено совещание с участием представителей Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ об урегулировании в действующем законодательстве вышеуказанных вопросов.
Позиция представителей Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ об избыточности обязанности работодателя информировать о происшедших несчастных случаях следственные органы Следственного комитета РФ и по окончании расследования направлять материалы расследования в указанные органы была отражена Минтрудом России в проекте официального отзыва.
В связи с изложенным внесение изменений в действующий Кодекс, а также включение указанных норм в законопроект полагаем нецелесообразным”.
Можно только констатировать: в расследовании несчастных случаев многое отдается на откуп работодателю. Он формирует комиссию по расследованию несчастного случая, он утверждает акт о несчастном случае, он оплачивает услуги специалистов-экспертов и т.д. Это “радует”, ибо создаются все условия для достижения желаемого нулевого травматизма. Но, к сожалению, за таким подходом не просматривается надежная защита и должное уважение человека труда.