Профсоюзам нередко приходится помогать в решении пенсионных вопросов работникам, переехавшим из стран СНГ. При этом соседние государства неохотно идут навстречу, и получить документы трудно, а иногда и невозможно. В курганских профсоюзах проблему одной такой работницы решили при помощи экспертизы, проведенной Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области.
- В нашем регионе часто возникает проблема с назначением пенсий людям, которые раньше работали в других государствах. В основном это, конечно, работники, жившие раньше в Казахстане, с которым граничит Курганская область, - рассказывает “Солидарности” главный правовой инспектор Федерации профсоюзов Курганской области Оксана Бакай.
И вот одна из таких работниц, когда не смогла получить досрочную пенсию, обратилась за помощью к профсоюзным юристам. Местное управление Пенсионного фонда из ее специального страхового стажа исключило периоды работы машинистом-обходчиком котельного оборудования, машинистом котла Экибастузской ТЭЦ, так как “период работы на территории другого государства не подтвержден” - на запрос просто не ответили из Казахстана.
- Она в свое время приехала из Северного Казахстана, устроилась работать к нам на машиностроительный завод. Но хотя у нее есть 20 лет специального стажа и она трудилась много лет кочегаром, она три года не могла получить положенную пенсию. При этом на вопросы Казахстан отвечает очень неохотно, через посольство ответ на запрос приходит через девять месяцев. В конце концов работнице пришлось самой поехать в Казахстан за получением документов. Документы при этом дали не все - только архивные справки о заработной плате, а копий приказов, ведомостей - не дали.
Чтобы доказать факт работы во вредных условиях, профсоюзам пришлось обращаться за экспертизой к Главному управлению по труду и занятости населения Курганской области.
- С точки зрения Пенсионного фонда логика такая: мало ли, может, котельная отапливалась газом, тогда вредного в ее работе ничего нет. А на деле котельная отапливалась углем, и это - угольная пыль в воздухе, выгребание золы, которая тоже пылит. Это и есть те самые вредные факторы в работе. И эксперт доказал, что на ТЭЦ при угольных разрезах Казахстана никогда не было газа и никогда не будет - это экономически невыгодно. Суд доверился мнению эксперта и включил все спорные периоды в специальный стаж. Наконец, после трех лет борьбы, истица получила пенсию.
Однако на этом судебные разбирательства не окончены. Спорные периоды работнице включили в стаж. А вот заработную плату за время работы на казахских предприятиях - не учли.
- Поэтому пенсия у нее оказалась небольшой. Сейчас мы собрали снова все эти архивные справки и требуем в суде перерасчета с учетом заработной платы. Перерасчета с момента, когда работница должна была получать пенсию, - говорит Оксана Бакай.