Верховный суд Индии недавно признал проституцию профессией. Суд постановил, что полиция не должна ни вмешиваться, ни возбуждать уголовные дела против взрослых и добровольных секс-работников. Тот факт, что судьба профессии, давно легализованной, рассматривалась на уровне Верховного суда, - свидетельство длительного противостояния между секс-работниками и полицией. Как живется легализованным секс-работникам в Индии и других странах, разбиралась “Солидарность”.
Прежде всего важно провести разграничение: в Индии законной является только индивидуальная проституция. Все остальное, что подразумевает участие третьих лиц: траффикинг (вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях эксплуатации) и торговля людьми, эксплуатация, сутенерство, вымогательство, сдача помещения в аренду под бордели, - преследуется по закону. Решение Верховного суда Индии касается именно индивидуальных работников, и цель состоит в том, чтобы защитить их, во-первых, от тех, кто наживается на этом виде бизнеса, а во-вторых, от полицейского произвола.
“Нет необходимости отрицать, что независимо от профессии каждый человек в этой стране имеет право на достойную жизнь в соответствии со статьей 21 Конституции (Гарантии жизни и личной свободы. Ни одно лицо не может быть лишено жизни или свободы иначе, чем в порядке, установленном законом. - К.А.), - постановила коллегия из трех судей во главе с судьей Лаву Нагешварой Рао. - Секс-работники имеют право на равную защиту законом. Уголовный закон должен применяться одинаково во всех случаях, с учетом возраста и согласия. Когда становится ясно, что секс-работник совершеннолетний и занят в профессии добровольно, полиция должна воздерживаться от вмешательства или каких-либо действий”.
Но у полиции немало возможностей использовать закон как кистень. Легализация проституции в Индии (первый закон принят в 1956 году) больше похожа на покорность властей перед лицом неизбежного. Секс-работники не могут афишировать свой бизнес, оставлять номера телефонов в публичных местах и не должны вступать в сексуально-денежные отношения в пределах 200 метров от общественных мест. Клиенты тоже должны скрывать, что пользуются услугами проституток. То есть проституция - это легализованное подполье. Именно поэтому любой полицейский рейд заканчивается множеством арестов легальных секс-работников со всеми неприятными последствиями вроде физического насилия, разлучения с детьми на время ареста и так далее - поди докажи, что афиширования профессии не было.
- Негативная реакция уже пошла, - сказала Мина Сарасвати Сешу, генеральный секретарь SANGRAM, общественной организации, защищающей интересы маргинализированных сообществ, в том числе секс-работников. - Полиция ищет любые аргументы, чтобы не выполнять предписания Верховного суда.
И все же теперь, если полиция будет продолжать третировать секс-работников, у SANGRAM и всех тех, кто отстаивает права проституток, есть чем бороться с полицейским беззаконием.
Проституция в Индии отнюдь не малочисленна: по последним подсчетам министерства здравоохранения и поддержки семьи, в стране (без учета союзных территорий Джамму и Кашмир и Ладакх) 825 тыс. представителей профессии. В основном проституция концентрируется на юге, особенно в штатах Андхра Прадеш (133,5 тыс. секс-работников), Карнатака (116,3 тыс.), Телангана (100,8 тыс.). Сведения “изнутри” профессии говорят о том, что цифры правительства сильно занижены.
В профессию не идут от хорошей жизни. Большинство проституток не имеет удостоверений личности, а значит, и ряда гражданских привилегий, вроде голосования или возможности открыть счет в банке. Они не могут получать помощь и социальные услуги, доступные другим работникам в огромном секторе неформальной занятости в Индии, чей легальный статус менее противоречив. Выбор профессии трудно назвать добровольным - исследования показывают, что в секс-индустрию приходят женщины из низших слоев общества из-за невозможности содержать себя и детей, нередко после разрыва с супругом или будучи изгнанными из семьи на улицу. Профессия нередко переходит по наследству или даже является традицией - это буквально семейный бизнес в племени банчхада, живущем в штате Мадхья-Прадеш.
Права проституток в Индии защищает Всеиндийская сеть секс-работников (AINSW). Сеть объединяет 13 организаций в 13 штатах, головной офис находится в Дели. AINSW занимается декриминализацией деятельности секс-работников, развивает сообщество и занимается просвещением, правовыми вопросами и здравоохранением. В том числе рассказывает о том, как важно регулярно сдавать анализы на ВИЧ, и организует централизованную сдачу этих анализов. AINSW поддерживает организацию среди секс-работников, налаживает связи с правозащитными и общественными организациями, осуществляет представительство в органах здравоохранения и помогает добиться преимуществ соцзащиты.
Государство отметилось только одним социальным проектом - раздачей сухпайков секс-работникам во время пандемии.
В мире существует несколько подходов к проституции:
- легализация - разрешение и регулирование индустрии;
- аболиционизм - легализация, но отсутствие регулирования, запрет организованной деятельности: сутенерства, организации борделей;
- неоаболиционизм - легализация продажи услуг, но криминализация покупки; запрет вовлечения третьих лиц;
- декриминализация - проституция не влечет наказания (по принципу “что не запрещено, то разрешено”);
- запрет - проституция нелегальна.
В Германии проституция легализована, а вместе с ней и все аспекты деятельности индустрии: бордели, реклама услуг, предложения о найме через компании по подбору персонала. Деятельность секс-работников, фирм и всех причастных регулируется законодательством, государство взимает налоги. Тем не менее продолжают существовать две больших проблемы: социальное “клеймение” работников, которым приходится вести двойную жизнь, и эксплуатация в этой профессии женщин из Восточной и Южной Европы. Представляет интересы работников секс-индустрии организация “Гидра”, основанная в 1980 году.
Аналогичная ситуация в Турции. Несмотря на то, что проституция законна, большинство действующих борделей и секс-работников находятся в “серой” зоне. Так происходит во многом из-за столкновения светской модели государства и консервативного мировоззрения значительной доли населения страны, тем более что Турция претендует на лидерство в мусульманском мире. Например, в Стамбуле только один законный бордель, при этом недавнее исследование насчитало в городе 57 883 секс-работника обоих полов. Кроме того, Турция считается одним из главных конечных пунктов траффикинга с целью сексуальной эксплуатации. Представляет интересы секс-работников Ассоциация по сексуальному здоровью и правам человека “Красный зонт”.
Латвия, легализовавшая проституцию в постсоветские времена, стала центром европейского секс-туризма. В стране самый высокий в Европе уровень распространенности ВИЧ среди секс-работников: в 2016 году - 22,2% инфицированных, несмотря на то, что секс-работники в легальном секторе должны ежемесячно сдавать анализы на ВИЧ. Исследователи отмечают связь между уровнем зараженности ВИЧ и высоким уровнем женского суицида (3,48 на 100 тыс. женщин в Латвии). Помимо этого Латвия - одна из ресурсных стран траффикинга как взрослых, так и детей.
В России проституция запрещена, а в трех республиках Средней Азии - Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане - легальна, но, как и в Индии, не регулируется, и там запрещены все формы организованного бизнеса. В этих трех странах огромная проблема - физическое насилие над секс-работниками, жестокость со стороны полиции, общественный остракизм и полное отсутствие социальной защиты. При этом в Кыргызстане и Таджикистане среди проституток высок уровень положительного ВИЧ-статуса - соответственно 2 и 3,5%.