Центральная профсоюзная газета16+
Генетический близнец

Разговор с донором костного мозга

Для многих мысль стать донором костного мозга представляется страшной: кажется, что это опасная и болезненная процедура. “Солидарность” поговорила с Евгением Халанским (на фото), который полгода назад прошел ее, и выяснила, что это не так. Он рассказал, зачем вообще становиться донором, как все проходит и почему он готов снова помочь нуждающимся.

ДОНОРСКАЯ АКЦИЯ

В 2018 году объединенная первичная профорганизация АО “Черномортранснефть” совместно с благотворительным фондом помощи тяжелобольным детям “Русфонд” провела донорскую акцию “Спаси жизнь ребенку с лейкозом”.

- Я сама вышла на этот фонд, после того как прочитала, что у нас в стране в регистре доноров всего лишь несколько тысяч человек. Меня это так зацепило! И я предложила сделать акцию в наших подразделениях в Новороссийске, Краснодаре и Тихорецке, - рассказывает “Солидарности” председатель профорганизации Наталья Петлеванная.

У желающих (таких вначале оказалось 146 человек, а за два года их число выросло до 600) взяли всего лишь 9 мл крови для определения HLA-фенотипа - этого достаточно, чтобы попасть в базу потенциальных доноров костного мозга. Дело в том, что подобрать подходящего человека крайне сложно, ДНК донора и ДНК пациента должна совпадать в определенном месте - в генах тканевой совместимости (HLA-системе). Фактически должен найтись генетический близнец. Пересаживать стволовые клетки от любого человека нельзя. Это вызовет иммунный конфликт, и иммунные клетки донора уничтожат беззащитный организм реципиента. Для потенциального донора вероятность стать донором реальным - не более 1%. И если это произойдет, он должен принять окончательное решение, готов ли он к этому.

Чудо произошло, и один из участников этой акции стал реальным донором. Это инженер Тихорецкого районного управления магистральными нефтепроводами (филиал АО “Черномортранснефть”) Евгений Халанский.

- Мне позвонили в мае прошлого года и спросили, готов ли я стать донором, потому что появился реципиент. Дали время подумать. Я согласился, - рассказывает Халанский “Солидарности”.

Из Тихорецка его привезли в Санкт-Петербург на дополнительные анализы, взяли еще кровь, и вечером того же дня Евгений вернулся домой ждать результатов. Через месяц ему сообщили, что он полностью подходит, и его вызвали на саму операцию.

При некоторых заболеваниях крови (лейкемии, лимфоме, апластической и серповидноклеточной анемии, миеломе и других), чтобы вылечиться, нужны новые и здоровые стволовые клетки, которые вырастут в новые и здоровые клетки крови. Вот эти стволовые клетки в небольшом количестве и отдает донор.

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ ДЛЯ ДЕВОЧКИ

Вообще есть два способа забора костного мозга. Многие представляют огромный шприц в позвоночнике и крайне болезненную процедуру, но путают костный и спинной мозг. Последний состоит из нейронов и отростков нервных клеток и относится к центральной нервной системе, а костный мозг - это орган кроветворной системы, ткань, находящаяся внутри кости, и он отвечает за процесс кроветворения и выработки иммунных клеток. Чаще всего костный мозг сейчас берут из крови. Для этого за несколько дней до процедуры донору делают инъекции препарата, стимулирующего выход кроветворных клеток в периферическую кровь, после чего забирают из крови немного этих клеток. Второй способ - это извлечение костного мозга из тазовой кости с помощью иглы.

- Врачи сказали, что в моем случае лучше всего будет брать костный мозг из таза, - объясняет Евгений Халанский. - Через месяц я снова приехал в Петербург, и хотя тогда еще мог отказаться, но у человека, которому должны были делать пересадку, началась процедура химиотерапии для уничтожения его иммунитета, чтобы мои клетки у него прижились. Так что лучше было уже не отказываться. Из-за коронавирусных опасений меня сначала поселили в гостинице, на карантин, потом перевели в VIP-палату больницы, и где-то на второй-третий день под общим наркозом провели операцию. Сделали в тазовой кости шесть отверстий и взяли у меня нужную жидкость.

Евгений говорит, что процедуру он перенес нормально, после наркоза отошел быстро и в тот же день гулял по городу как турист. Только после процедуры он узнал, что его костный мозг предназначается девочке 7 - 10 лет. Более подробную информацию законодательно запрещено сообщать. Познакомиться донор и реципиент могут лишь через два года после процедуры: за это время будет понятно, смог ли костный мозг прижиться. Анонимность обеспечивает безопасность. Ведь если познакомиться до пересадки, могут возникнуть неприятные ситуации типа шантажа родственников реципиента или, наоборот, обвинений донора в том, что его костный мозг не прижился.

- Когда я проснулся после наркоза и мне сказали, что мой костный мозг предназначен для маленькой девочки, у меня было эмоциональное потрясение. Вроде ехал с мыслями: ну сдам сейчас кровь, погуляю по Питеру… а после процедуры прошибло. Ты просто стоишь, это все осознаешь, и слезы текут, и ты не знаешь, что происходит вообще. У меня дочка примерно такого же возраста, - делится переживаниями Евгений Халанский.

При этом изначально родные были против его донорства.

- Родные были все против, кроме отца. Он сказал, что если не сделать этого, то потом я жалеть буду. Кто-то говорил, что я проснусь без почки, кто-то говорил, что у меня дети, семья, лучше подумай о себе и о них - зачем я о других думаю... Я же изначально был за.

Через месяц Евгению позвонили и сказали, что его костный мозг приживается - есть надежда, что все у девочки будет хорошо. В этом случае через два года они смогут встретиться и познакомиться, если оба этого захотят. Евгений говорит, что ему было бы это очень интересно. Фактически у него появился генетический близнец.

- Те специалисты, с которыми я общался, говорят, что у реципиента меняются некоторые повадки, он становится немного похож на своего донора, у него открываются новые возможности, - рассказывает Евгений. И он готов и дальше оставаться в базе доноров. - Ничего опасного в этом нет, я прочувствовал на себе. Ну, общий наркоз: укололи, заснул, проснулся и все. Хочется просто этой информацией поделиться, чтобы люди побольше узнали. Сдать кровь на типирование можно бесплатно в любой лаборатории. Затраты на анализы берет на себя благотворительный фонд.

На время проведения дополнительных анализов и поездок в Санкт-Петербург Евгению Халанскому выдавали больничный, так что на работе никто особо и не знает, что он был донором. Правда, от фонда на имя генерального директора АО “Черномортранснефть” пришло письмо с благодарностью за то, что их сотрудник стал донором, после чего руководство отметило Евгения, выписав премию.

Председатель первичной профорганизации Наталья Петлеваная поясняет, для чего такой проект нужен профсоюзной организации и почему они им занялись:

- Когда участвуешь в благотворительных и волонтерских проектах, ты все-таки больше получаешь, чем отдаешь. Профсоюз - это же про людей. Мы не остаемся в стороне. Мы объединяемся для борьбы и с онкологическими заболеваниями. Ведь рак - не только медицинская проблема, а еще и медико-социальная. Цель мероприятия одна: повышение осведомленности о раке как об одном из страшных заболеваний. У нас работают неравнодушные люди, готовые помочь другим. А профсоюз дает им возможность реализовать это желание через волонтерские программы. Мы на постоянной основе проводим Дни донора. Совместно с центром СПИД проводили с сотрудниками беседы по профилактике ВИЧ, раздавали тесты.

“А”-СПРАВКА

Наибольшие шансы найти донора - среди родных братьев и сестер больного: вероятность полной совместимости с братом или сестрой составляет 25%. Для представителей некоторых народов России вероятность найти полностью совместимых доноров в иностранных регистрах низка в силу генетических различий между нациями, поэтому необходима обширная база отечественных доноров. Сейчас в России есть два независимых регистра доноров костного мозга: Федеральный регистр Минздрава и проект Русфонда - Национальный регистр имени Васи Перевощикова. Всего в российских регистрах доноров костного мозга около 130 тысяч человек. Этого недостаточно. Например, в Германии потенциальных доноров больше 9 млн. Ни один из российских регистров не предусматривает вознаграждения донорам.

Автор материала:
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности