Центральная профсоюзная газета16+
Хорватия. Сто один далматинец

Пестрая палитра хорватских профсоюзов, или О пользе централизации

Для нашего соотечественника, интересующегося профсоюзной тематикой и работой зарубежных профорганизаций, страны бывшей Югославии пока остаются «белым пятном» на карте. Впрочем, Хорватия здесь исключение: сообщения о громких забастовках и протестах, организованных местными профсоюзами, не раз за последнее время появлялись на страницах мировых СМИ. Но при более пристальном взгляде на профсоюзное устройство в Хорватии бросаются в глаза черты, без которых защита прав работников в адриатическом государстве могла бы вестись еще эффективнее. Как же устроены, как работают и как конкурируют между собой профорганизации самого молодого члена Евросоюза?

Материал опубликован в "Профсоюзном журнале" № 4, 2014

КТО ЕСТЬ КТО?

Начинать рассказ о профдвижении в той или иной стране было бы удобно с исторического  экскурса, хотя в случае с Хорватией это будет непросто. Безусловно, первые профессиональные объединения работников появились здесь еще в тот период, когда Хорватия была частью Австро-Венгрии. А нынешние силы, действующие на профсоюзном поле этого южнославянского государства, имеют сравнительно недавнюю историю и выкристаллизовались в период распада единой Югославии и слома социалистической системы.

Всплеск протестного рабочего движения в стране (а тогда еще республике бывшей СФРЮ) пришелся на конец 1970-х и 1980-е годы. В то время югославское правительство, борясь с экономическим спадом внутри страны, заключило ряд соглашений о помощи с Международным валютным фондом.

Ценой европейской помощи — совсем как сейчас в Греции и Испании — стало «затягивание поясов» и введение мер экономии бюджетных средств, ударившее по зарплатам и уровню жизни работников. И по социалистической еще Хорватии прокатилась волна рабочих забастовок.

Создание «новых» профсоюзов в стране стало возможно лишь с крахом «самоуправленческого социализма» титовской и послетитовской поры. (Президентство Иосипа Броза Тито в СФРЮ окончилось с его смертью в 1980 году. — А.Ц.) Ныне действующие в Хорватии профсоюзные структуры начинают возникать с 1990 года, и первой организацией на этом поле стал Союз автономных профсоюзов Хорватии (Savez samostalnih sindakata hrvatske, или SSSH). Остальные профцентры, о которых мы расскажем ниже, организуются в последующие годы — с 1992 по 1995, на фоне военных неурядиц и связанного с ними экономического кризиса.

Какова же «профсоюзная палитра» Хорватии сейчас, после двух с лишком десятков лет  независимости? SSSH, старейшая профсоюзная ассоциация в стране, является одновременно и крупнейшей. В настоящее время в состав Союза автономных профсоюзов Хорватии входит 20 крупных отраслевых и профессиональных объединений разного профиля — от металлистов и энергетиков до журналистов и работников туризма, а также организация пенсионеров и три профсоюза работников здравоохранения и социальной сферы.

Слова «в настоящее время», если говорить о составе и количестве членских организаций SSSH, — не оговорка: величина эта, мягко говоря, непостоянная. Одна из особенностей хорватского профсоюзного «устройства» — низкая по отечественным меркам степень централизации в объединениях: с одной стороны, аффилированные организации традиционно имеют высокую финансовую самостоятельность, с другой — административные связи членских организаций с «центром», как правило, довольно слабы и легко рвутся. С каждым годом SSSH становится все труднее соперничать с более молодыми «коллегами-конкурентами»: среди хорватских профсоюзов SSSH занимает лидирующие позиции по выбытию членов. Объясняется это отчасти тем, что в Союзе установлены высокие относительно других объединений членские отчисления в центральный аппарат (который, кстати, у SSSH исторически значительно больше и разветвленней, чем у конкурентов).

Темпы выбытия из SSSH действительно впечатляют. Если авторы ревю, подготовленного агентством Eufond, по ситуации на конец 2000-х оценивали численность Союза в 165 тысяч человек, то за последующие годы из него вышло несколько крупных организаций-членов. Чего стоит уход из профструктуры профсоюза работников сельского хозяйства, пищевой и табачной промышленности — это уже около 30 тысяч человек, по хорватским меркам совсем не мало.

В итоге в 2012 году в SSSH осталось 99 тысяч человек. На какое-то время организация утратила позиции крупнейшего в стране профобъединения, уступив первенство главному конкуренту — NHS («Независимые хорватские профсоюзы»). Лишь в 2013 году Союзу удалось вернуть себе лидирующие позиции, приняв в свои ряды нескольких новых крупных профсоюзов, так что численность членов в SSSH вновь превысила 120 тысяч человек.

В свою очередь, NHS, основанное в 1992 году, в отличие от SSSH характеризуется экспертами как объединение, стабильно наращивающее членство. Сейчас «вес» обоих профцентров примерно равен, а по количеству членских организаций NHS и вовсе обгоняет конкурента примерно в два раза. В NHS, как и в SSSH, входят профсоюзы работников разных отраслей и сфер деятельности: и госсектора, и промышленности, и частного бизнеса. Впрочем, большое количество членских организаций объясняется еще и тем, что в NHS состоят не только крупные профсоюзы отраслевого и профессионального характера, но и небольшие самостоятельные группы работников отдельных компаний и предприятий.

Третий по значимости среди хорватских профцентров — основанная в 1993 году Ассоциация хорватских профсоюзов — Matica hrvatskih sindikata (МHS). Хорватское слово «matica» сложно адекватно перевести на русский: буквально оно означает «пчелиная матка», но этим словом на Балканах традиционно маркируются содружества и объединения. Отсюда и самый, пожалуй, узнаваемый в хорватском профсоюзном сообществе символ-бренд — пчела.

«Матица», в отличие от описанных выше профцентров, довольно четко ориентирована на защиту прав работников госсектора и общественных служб. В его состав входит несколько профсоюзов работников образования, врачей и медицинского персонала, сотрудников МВД, юристов, банковских служащих, а также работников спорта и рекреации. Всего в 2013 году в MHS состояли чуть менее 60 тысяч человек.

Примерно в той же «весовой категории» по численности, что и Matica, находится Хорватское содружество рабочих профсоюзов HURS (слово «рабочий» появилось в названии организации совсем недавно, в ходе ребрендинга). Сейчас, несмотря на «классовость» названия, в профцентр входят как промышленные работники, так и бюджетники, и работники сферы обслуживания, в частности медики и банковские служащие.

Четыре профсоюзных объединения, описанные выше, по хорватскому законодательству имеют право участвовать в коллективных переговорах на национальном уровне. Тем не менее, в СМИ и среди экспертов традиционно принято говорить о «большой пятерке» профобъединений в Хорватии...

И правда, до недавнего времени список представленных на национальном уровне соцпартнерства профцентров замыкал еще один — UHRS, Содружество рабочих профсоюзов

Хорватии, с 25 тысячами членов. Но в 2012 году «ценз» для получения профсоюзом такого права был существенно повышен так называемым Актом о представительстве. До его принятия правила допуска особенной строгостью не отличались: для допуска «на национальный уровень» профобъединению надо было набрать 15 тысяч членов, иметь как минимум пять членских организаций и действовать хотя бы в 11 жупаниях (регионах). Новый документ повысил порог членства до 50 тысяч человек. Логика государства в данном случае понятна: властям удобнее иметь в качестве контрагентов крупные объединения. А тенденции в профсоюзном движении Хорватии последних лет, скорее, противоположны. Притом что выход отдельных профсоюзов из крупных организаций, как мы увидели, не редкость; многие из них впоследствии предпочитают действовать самостоятельно.

Благо какой-то особенной идеологической подоплеки за членством в конкретной ассоциации или содружестве, как правило, нет — в отличие от стран «старой Европы», где действующие профсоюзные силы выкристаллизовались уже десятилетия назад, в борьбе между собой разных лагерей: социал-демократов, «красных» и христианских рабочих движений. Вместе с тем, отмечают эксперты, на фоне довольно острой конкуренции организаций профсоюзное поле может в обозримом времени стать более контрастным и в идеологическом смысле.

Однако децентрализация едва ли идет на пользу профсоюзному движению как таковому. Мы уже заметили, что даже для такой небольшой страны, как Хорватия, численность крупнейших профсоюзов едва ли можно назвать впечатляющей.

Если верить исследованиям, сделанным европейскими структурами незадолго до вступления Хорватии в ЕС, всего в тех или иных профсоюзах состоит не более трети работающих жителей страны. И в основном это сотрудники госсектора или госкомпаний, а наибольшее количество членов профсоюзов, как и на постсоветском пространстве, работают на «старых» производствах, доставшихся стране в наследство еще с югославских времен. В частных компаниях картина другая — членство в профорганизациях охватывает всего около 17% работников (по данным агентства Eufond и по состоянию на конец 2000-х годов).

Общая же тенденция, как отмечают европейские аналитики, радовать не может: за последние десять лет «плотность» охвата работающих граждан страны профсоюзами серьезно упала: с 40% до всего 35%.

Как отмечают эксперты, дело все же не столько в массовом выходе из профсоюзов, сколько в том, что в последние годы в Хорватии гораздо активнее развивается сфера обслуживания и небольшой частный бизнес.

То есть те сферы, куда профсоюзные агитаторы не всегда успевают заходить.

НЕМЕЦКАЯ ДИКОВИНКА ИЛИ МЕСТНАЯ ТРАДИЦИЯ?

В середине 1990-х годов на предприятиях Хорватии был введен институт производственных советов — отличительная черта «немецкой модели» представительства работников. Производственные советы — это выборные органы работников, выполняющие на предприятии наблюдательные и контролирующие функции.

(Напомним, что недавнее предложение внедрить такие структуры в российскую практику вызвало в отечественном профильном сообществе ожесточенную дискуссию и критику, в том числе с профсоюзной стороны. Одним из пунктов критики производственных советов, даром что те прекрасно работают в немецких условиях, является то, что в определенных обстоятельствах они могут использоваться как подмена профсоюза.)

«Немецкая система» отличается тем, что на уровне конкретного предприятия отдельных профячеек не существует — профсоюзы ведут переговоры на отраслевом и национальном

уровне. В этом смысле хорватская система отличается от германской: местное законодательство позволяет, во-первых, создание профсоюзов в конкретных организациях (достаточно десяти желающих вступить в профорганизацию), а во-вторых, позволяет профсоюзу брать на себя функции производственного совета, если тот по тем или иным причинам не действует. В свою очередь, за профсоюзом в любом случае сохраняется монополия на коллективные переговоры и объявление забастовок.

В целом же производственные советы в хорватских условиях едва ли можно назвать совсем уж чуждой структурой. Дело в особенностях все того же титовского «самоуправленческого социализма». Несмотря на то, что предприятия в СФРЮ де-факто находились под неусыпным партийным взором, формально они контролировались выборными советами коллектива. На эти советы, кстати, была возложена и львиная доля социальных функций, которые в СССР находились в ведении ВЦСПС...

СОЦПАРТНЕРСТВО ПО-АДРИАТИЧЕСКИ

Основным контрагентом хорватских профсоюзов на национальном уровне выступает Хорватское объединение работодателей (Hrvatska udruga poslodavaca), в котором состоит около трети работодателей страны. Таким образом, уровень их представительства примерно соотносится с уровнем представительства работников.

При этом доля работников, охваченных теми или иными коллективными соглашениями, по данным все того же Eufond, колеблется (вернее, колебалась по состоянию на конец 2000-х) вокруг цифры в 60%. Если посмотреть детальнее, то лучше всего дело обстоит среди чиновников: там коллективные соглашения распространяются едва ли не на всех. В сфере, выражаясь западными терминами, «публичного сектора» (работников социально значимых профессий, занятых как в государственных, так и в частных компаниях) этот показатель оказывается примерно равен 70%. В частном секторе «покрытие» ниже — около 45%, и то за счет соглашений, заключаемых на отраслевом уровне.

Соглашения распространяются, естественно, не только на членов немногочисленных профсоюзов, но на всех работников отрасли. Противное было бы недопустимо по букве и духу местного законодательства — но, признаться, не повредило бы профсоюзам для выравнивания положения с членством.

В целом же картина с состоянием социального партнерства в Хорватии показывает много общего с отечественной. В частности, это касается его слабой развитости на отраслевом уровне.

«Диалог на отраслевом уровне пока остается слабым, — пишут авторы обзора Eufond. — Дробность профессиональных союзов и несовпадение в определениях “отрасли” и “представительства” между профсоюзами и объединениями работодателей делают отраслевой диалог затруднительным».

Впрочем, страна-то молодая. Все еще впереди.

Резонансные акции хорватских профсоюзов в 2013—2014 годах

ВМЕСТЕ ПРОТИВ ПОПРАВОК К ЗАКОНУ О ТРУДЕ

(февраль 2014 г.)

Как бы ни конкурировали между собой хорватские профцентры, они способны, если потребуется, выйти вместе под общими лозунгами. 26 февраля в хорватской столице Загребе представители всех пяти крупнейших профцентров единым фронтом вышли на акцию протеста против изменений закона о труде, вынесенных в тот день на обсуждение парламента страны.

Поправки к закону были приняты на фоне длящейся с 2008 года рецессии. Их заявленная цель — увеличить гибкость рынка труда, чтобы заинтересовать инвесторов. К 2012 году уровень безработицы в Хорватии достиг 22%, а значит, создание новых рабочих мест стало задачей национального масштаба. В профсоюзах, прочитав законопроект, увидели, что если эта цель и будет достигнута, то лишь через резкое наступление на права работников. И, считают профактивисты, эти поправки к закону (которые, кстати, их авторы умудрились провести в парламент, минуя обсуждение с профсоюзами и работодателями) направлены в первую очередь на защиту интересов бизнеса.

На площади Святого Марка, в самом центре Загреба, собралось около тысячи профактивистов, недовольных планами законотворцев и чиновников (учтем, что местные законы запрещают проводить на этой площади акции численностью более полутора тысяч участников). Во время митинга демонстранты потребовали досрочных выборов в парламент — в знак недоверия политикам, допустившим рассмотрение законодателями «антисоциального» документа, причем без предварительных консультаций с объединениями работодателей и профсоюзной стороной.

Дискуссия о спорном законопроекте в Хорватии продолжается до сих пор — и профсоюзы не исключают дальнейших действий, выходящих за обычные рамки «социального диалога».

ПЕРВАЯ ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА (февраль 2014 г.)

Буквально днем ранее в стране состоялась первая в истории хорватской независимости всеобщая забастовка — в знак солидарности с работниками нескольких компаний, в течение двух лет не получающих заработной платы.

Акция, в которой, по подсчетам журналистов, приняли участие около 70 тысяч человек, была рассчитана на 2 часа — с 12:00 до 14:00. Во время забастовки в Хорватии встало около сотни поездов, а в столице на некоторое время было прекращено движение наземного транспорта.

И все же, несмотря на заявленный формальный повод, едва ли не основной причиной акции стали уже упомянутые поправки к закону о труде.

ЗАБАСТОВКА В АЭРОПОРТУ ЗАГРЕБА

21 и 22 ноября 2013 года забастовка парализовала работу аэропорта хорватской столицы: независимый профсоюз работников аэропорта и администрация не смогли договориться об условиях коллективного договора. По словам администрации аэропорта, за время забастовки пришлось отменить около полутора сотен рейсов. Чтобы хоть как-то решить проблему вставшего авиасообщения, администрации пришлось спешно решать проблему доставки пассажиров из аэропортов соседних городов в Загреб, неся при этом серьезные убытки.

В конце концов суд Загребской жупании по заявлению работодателя признал забастовку незаконной. Профсоюзная сторона не стала продлевать конфликт — и с 23 ноября аэропорт заработал в обычном режиме.

МНОГОДНЕВНАЯ ЗАБАСТОВКА МЕДИКОВ

(сентябрь — ноябрь 2013 г.)

Пожалуй, одно из наиболее резонансных выступлений хорватских профсоюзов последнего времени — это многотысячная многодневная забастовка медсестер и врачей, надолго парализовавшая работу медицинских учреждений в ряде городов. Основной причиной протеста, в котором участвовали более 40 тысяч медиков, стало требование увеличить выплаты за сверхурочную работу и дежурства, а также общее недовольство политикой государства в сфере здравоохранения.

Один из основных организаторов забастовки — профсоюз медицинских сестер и технического персонала (членская организация профцентра Matica hrvatskih sindikata) — объявил о прекращении протеста, после того как удалось добиться от работодателя частичных уступок. Но профсоюзы врачей продолжили забастовку, которая длилась рекордно долго — до конца ноября, пока ее не приостановили до лета 2014 года.

Так что ждем продолжения истории...

Автор материала:
Александр Цветков
E-mail: cwietkow@yandex.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности