В последнем квартале 2023 года артистов Смоленской областной филармонии лишили стимулирующих выплат - без причины и объяснений. Причем другие работники учреждения эти выплаты получили. Работодатель настаивал, что выплата “стимулирующих” необязательна. Профсоюзы в суде доказали, что обязательна. В итоге бюджет региона заплатил еще и проценты за задержку выплаты, а также компенсацию морального вреда.
В октябре, ноябре и декабре 2023 года артистов ОГАУК “Смоленская областная филармония” вдруг лишили значительной части зарплаты. Они не получили выплаты стимулирующего характера - каждый потерял от 18 до 47 тысяч рублей. Суммарно артисты получили на 777 тысяч рублей меньше положенного. Переговоры профсоюза с работодателем ничего не дали.
- Позиция работодателя была такая: “Денег нет, и платить не будем”. Стимулирующие выплаты снизили со 125 до 35%, хотя никаких оснований для снижения не было, - рассказывает Галина Ананьева, правовой инспектор труда Смоленской областной организации профсоюза работников культуры. - Такой же была позиция и финансового департамента. Переговоры были бесполезны, нам отвечали, что у нас есть право пойти в суд. Так мы и сделали.
Несправедливости добавлял тот факт, что стимулирующих выплат работодатель лишил только артистов. Остальным работникам все выплатил.
- На суде мы спрашивали: что за странная избирательность? - продолжает Ананьева. - Артисты ездили [на гастроли], норматив по нагрузке выполнили. Более того, именно артисты зарабатывают деньги, обеспечивают филармонию. В ответ нам представитель работодателя заявлял, что это, мол, входит в их трудовые обязанности.
Представитель работодателя также заявлял в суде, что размер стимулирующих выплат был установлен комиссией, что ее решение утверждено приказом директора и что “размер стимулирующих выплат 125% является предельным размером, но не является гарантированным и обязательным для выплаты. Одновременно с этим истцами не приведены обстоятельства несоблюдения ответчиком условий начисления стимулирующих выплат. Выплаты стимулирующего характера не могли быть выплачены в большем размере из-за отсутствия свободных денежных средств”. То есть, по мнению стороны работодателя, выплата не является гарантированной и обязательной.
Профсоюз, в свою очередь, настаивал: из содержания трудовых договоров, заключенных между сторонами, следует, что надбавка за интенсивность труда и его высокие результаты - в отличие от премии - входит в систему оплаты труда и является гарантированной. И указание на то, что надбавка может “устанавливаться”, не свидетельствует о том, что она не гарантирована. Эта надбавка может быть уменьшена лишь на основании конкретных показателей, влияющих на ее размер и ее лишение.
В итоге суд принял аргументы профсоюза и вынес решение: выплатить каждому работнику невыплаченную заработную плату, проценты за нарушение сроков ее выплаты, а также по 5000 рублей компенсации морального вреда каждому. Присужденные им деньги работники получили. Однако бюджету региона это обошлось почти в два раза дороже, чем стоила бы своевременная выплата заработной платы в полном размере.