Центральная профсоюзная газета16+
Качество шума

О приоритетах думских фракций в социальной сфере

Официальное открытие весенней сессии Госдумы должен будет (на момент написания материала) предварить круглый стол фракции “Новые люди”. Его тема - “Мониторинг шума и загрязнения атмосферного воздуха и их влияние на качество жизни людей”. “Солидарность”, вдохновившись названием, изучила приоритеты думских фракций на весну в части законопроектов трудовой и социальной тематики. И попыталась разобраться, что там есть шум, а что повлияет на качество жизни.

ПЕНСИЯ ИЛИ СМЕРТЬ

В программе законопроектной работы комитетов, опубликованной на сайте Госдумы, в разделе комитета по труду ни один документ не помечен как приоритетный для “Единой России”. Впрочем, это не значит, что фракции чужды вопросы труда и “социалки”. Просто, во-первых, свои приоритеты обозначило правительство, с которым партия идет, как правило, в связке. А во-вторых (и, пожалуй, в-главных), приоритетные законопроекты от “ЕР” могут попадать в список явочным порядком. Так, уже можно назвать приоритетом фракции внесенный в Госдуму 11 января фактически переписанный закон “О занятости” (“Солидарность” писала о работе над ним). Но эта инициатива еще не рассматривалась, так что мы пока обратимся к чаяниям правительства.

Первое касается оповещения граждан о сформированных накоплениях в негосударственных пенсионных фондах и правах на выплаты. Проблема видится чиновникам в том, что страховщики не обязаны уведомлять обо всем этом своих клиентов. А те, соответственно, и знать не знают, что им там что-то уже набежало и что-то вообще полагается. Кроме самых активных пенсионеров, конечно. В общем, тот случай, когда одним выгодно то, что другим все равно. (А ведь профсоюзы заявляли и продолжают заявлять: накопительный компонент пенсии должен быть добровольным. Вот тогда бы и подобной апатии не было.)

В случае принятия закона подробное информирование граждан о состоянии их счетов в НПФ ляжет на плечи Социального фонда России. Для этого к 1 июля 2024 года нужно будет запустить информационную систему “Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере”.

Еще один правительственный законопроект касается другой сферы ответственности созданного в этом году Социального фонда (объединившего в себе “пенсионку” и соцстрах). Предлагается увеличить единовременную страховую выплату в случае смерти от несчастного случая на производстве или от профзаболевания. С 2014 года такая выплата составляет 1 млн рублей и не менялась, несмотря на инфляцию. Предлагается повысить ее до 2 млн, которые сейчас выплачиваются в “исключительных случаях” - согласно Воздушному кодексу, Кодексу торгового мореплавания или закону о промбезопасности. Станут ли дороже и сами эти “исключения” тоже или же речь идет об уравнивании выплат, не уточняется.

БЛЮСТИТЕЛИ КОНВЕНЦИИ

Всего в списке законопроектов, находящихся в работе у комитета ГД по труду, мы насчитали 13 приоритетных (включив сюда самовольно инициативу независимого депутата Оксаны Дмитриевой). Обо всех подробно в рамках одного материала рассказать не удастся, поэтому, переходя непосредственно к депутатским инициативам, постараемся - о самом интересном.

Например, фракция “Справедливая Россия - За правду” оказалась единственной, кто вспомнил о Конвенции № 102 МОТ о минимальных нормах соцобеспечения. Россия ратифицировала ее в 2019 году, но не целиком, а с двумя изъятиями: в части семейного обеспечения и страхования от безработицы. Логично было бы предположить, что СРЗП потребует ратифицировать и эти пункты (на чем изначально, кстати, настаивала ФНПР), но нет. Речь идет о ратифицированной части - о гарантии не меньше 40% от утраченного заработка при выходе на пенсию.

Тем, что принятое правило в России не работает, никого не удивить. Так, в октябре прошлого года средняя пенсия в стране составила 18,5 тыс. рублей в месяц, что немного не дотягивает даже до 30% от средней зарплаты на то же время - 62,4 тыс. (по данным Росстата). Удивительно то, что справороссы полагают, будто перенос этой нормы непосредственно в закон “О страховых пенсиях” исправит ситуацию. Сами ведь говорят в пояснительной записке: “…имплементация нормы Конвенции в российское законодательство не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета”. А откуда бы еще Социальному фонду взять денег на то, чтобы дотянуться до нужной планки? Вот и правительство в своем (отрицательном, конечно) заключении говорит ровно о том же. И не то чтобы нас это радовало.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО, ДОТЛА

Коммунисты, вопреки исторической традиции, заняты не установлением, а восстановлением справедливости. И, кстати, попробуйте в данном конкретном случае с ними не согласиться. Раньше врачи и учителя имели право на досрочную пенсию после 30 лет работы в городе или 25 лет на селе. Можно было бы сказать, что имеют и сейчас, но это было бы совсем уж отъявленным иезуитством. Ведь с 2020 года, чтобы таким правом воспользоваться, отчего-то стало нужно ждать еще два года, потом три, потом четыре, а с года нынешнего - и все пять лет. Напомним: это чтобы выйти на “досрочную” пенсию - без кавычек уже и не скажешь.

Правительство в свое время аргументировало такую коллизию примерно так же, как и повышение пенсионного возраста: продолжительность жизни, дескать, выросла. Ну, допустим, даже так, говорят коммунисты. Но продолжительность эмоционального выгорания (за которое, утверждают они, и давалась досрочная пенсия) осталась прежней! В общем, верните все как было. И стоит ли упоминать об отрицательном ответе правительства?

ДОБАВИТЬ БЫ...

Наследники дела Владимира Жириновского в немалой степени сосредоточились на социальных выплатах. Например, жителям блокадного Ленинграда. В ЛДПР обращают внимание на то, что закон “О ветеранах” делит обладателей соответствующего нагрудного знака на две категории - инвалидов и “здоровых”. При этом первым положена дополнительная соцподдержка: бесплатная диспансеризация и компенсация половины стоимости коммунальных услуг. И тут стоит себя спросить: а кто из жителей блокадного Ленинграда сейчас по здоровью далеко ушел от инвалидности? Учитывая, что родившимся в последний день блокады на днях исполнится по 79 лет. Вот жириновцы и говорят: давайте уравняем всех блокадников в правах - пусть еще порядка 12 тысяч стариков платят половину коммуналки, вам жалко, что ли? Да, жалко, отвечает правительство. Вернее, не так, извините: “…принятие законопроекта приведет к нарушению сложившегося баланса мер социальной поддержки”.

Другое предложение ЛДПР тоже не нашло позитивного отклика в Кабмине. Речь о ежегодных выплатах по 10 тыс. рублей к 1 сентября. Тут, правда, чиновники вполне резонно отмечают, что из законопроекта не вполне ясно, кому давать, а если всем подряд, то с какой стати. Не говоря о традиционном “денег нет”, а если и есть, то “где их взять”.

Пока писался этот материал, жириновцы, кстати, успели внести еще одно предложение: увеличить ежегодные выплаты ветеранам ко Дню Победы с 10 до 75 тысяч рублей. Откуда такая сумма? А оттуда, что именно столько единоразово раздали на 75-летие Победы. Хотя, казалось бы, подождать еще года три - и законопроект будет выглядеть на пять тыщ красивее...

КУДА ВЫ УДАЛИЛИ?

Стоит упомянуть, конечно, и о том, что ЛДПР - единственная из фракций, которая обозначила как приоритетный законопроект о возврате индексации пенсий работающим пенсионерам. Но об этом мы писали ранее, так что упомянем “вне конкурса” законопроект на ту же тему от депутата вне фракций Оксаны Дмитриевой (к слову - профессора экономики с опытом работы в правительстве). Законопроект был внесен в конце 2021 года, поэтому данные, приведенные в пояснительной записке, немного устарели, но общую картину иллюстрируют все с той же точностью (какой именно, решать специалистам).

Так, говорит Дмитриева, с 2016 по 2022 год индексация страховой пенсии неработающих пенсионеров составила 50,3%. То есть работающие пенсионеры за это время не увидели увеличения своих пенсий на 6189 рублей. Для сравнения: на 1 октября 2021 года средняя страховая пенсия по старости работающих пенсионеров составила 14 453,94 рубля в месяц, в то время как ежемесячная страховая пенсия неработающих пенсионеров была равна 17 551 руб. При этом “максимальный прирост пенсии работающего пенсионера составил за период с 2016 по 2021 год при условии непрерывной работы 1457,12 руб.”. Так что предлагается начать выплачивать пенсии работающим пенсионерам наравне с неработающими.

А что подумало правительство, мы не скажем. Потому что очень воспитанные.

Из рубрики “Парламентская хроника”

Автор материала:
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности