Центральная профсоюзная газета16+
Каждый случай особый

Жизнь и работа профлидера - начальника реабилитационного отделения онкодиспансера

Можно ли на протяжении многих лет сохранять высокую работоспособность, совмещать научную и врачебную работу с успешной административной и профсоюзной деятельностью? Героиня нашего интервью точно знает: можно! О секретах успешной и эффективной работы, проблемах медиков и защите от выгорания “Солидарность” беседовала с председателем Самарской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, доктором медицинских наук Татьяной Сивохиной (на фото).

ПОТРЕБНОСТЬ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ

- Татьяна Александровна, почему вы решили связать жизнь с медициной? Что сыграло решающую роль?

- В медицину пришла благодаря моим родителям - очень добрым и отзывчивым людям. Эта семейная потребность помогать людям и стала решающей, когда выбирала профессию.

Первым этапом стало окончание медучилища на “отлично”. В то время это давало возможность поступить в медицинский институт по результатам собеседования и одного экзамена. Далее - учеба в институте на педиатрическом факультете, клиническая ординатура. Второй этап - работа в областном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями, специализация в области реабилитации, защита кандидатской диссертации. Для меня этот период стал школой жизни как в профессиональном, так в человеческом смысле - как раз тогда, после продолжительной борьбы с онкологией, скончался отец. Это сподвигло меня продолжить трудовой путь в Самарском областном клиническом онкодиспансере. Я стала заведующей реабилитационным отделением. И вот 21 год развиваю тут онкореабилитацию, защитила докторскую диссертацию.

- На каком этапе в профессиональную жизнь вошел профсоюз?

- Мое знакомство с профсоюзом произошло в 1986 году, в медучилище. А в 2014 году трудовой коллектив родного диспансера избрал меня лидером первичной профорганизации. Можно сказать, что именно с этого момента значительной частью моей жизни стала профсоюзная деятельность, к которой я отношусь с таким же вниманием, как к медицине. Так, когда я была председателем первички онкодиспансера, то благодаря хорошо выстроенной системе социального партнерства профчленство выросло на 30%, а колдоговор был признан лучшим на конкурсе, проводимом Федерацией профсоюзов Самарской области. Тогда же наше учреждение в лице главного врача получило знамя от губернатора области за эффективное соцпартнерство в сфере труда. Думаю, это сыграло роль, когда в 2019 году меня избрали председателем Самарской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ.

- На ваш взгляд, менялись ли за прошедшее время профсоюзы и их приоритетные задачи?

- Я бы не сказала, что сменились глобальные задачи. Скорее, благодаря информационной открытости стала более заметна деятельность профсоюзов. Конечно, и у них самих появилось больше возможностей для работы, для решения задач. Все это привело к тому, что к мнению профсоюзов больше прислушиваются. А основные задачи не меняются - защита прав трудящихся, борьба за достойную оплату труда.

НАВЫК БАЛАНСА

- Как удается совмещать серьезную административную и врачебную деятельность и такую же серьезную профсоюзную нагрузку?

- Я считаю, такое совмещение как раз очень полезно - знаешь все проблемы медработников изнутри. Именно сочетание работы врача, решения административных задач, профсоюзной активности приносит удовлетворение от полноты жизни, успешно преодоленных вызовов. И дает замечательный навык баланса в жизни, что очень для меня ценно. Безусловно, очень важна команда коллег, единомышленников. Мне очень повезло такой коллектив сформировать и в отделении реабилитации, и в Самарской областной организации профсоюза.

- Как опытный медик и как профсоюзный специалист - какие проблемы видите в российской медицине?

- Один из важнейших факторов, влияющих на отток кадров в учреждениях здравоохранения, - проблема эмоционального выгорания. Если раньше она затрагивала только опытных сотрудников, то сейчас в группе риска и молодежь. Проведенный нами мониторинг среди медиков показал, что основная причина снижения работоспособности - эмоциональное напряжение, связанное с работой с людьми. Также влияют объем и интенсивность работы, напряженность труда, увеличение рабочего времени, переработки, ночные смены и работа в выходные дни. И, к сожалению, недостаточная поддержка и внимание руководства. А первопричина выгорания? Люди хотят нормально жить, зарабатывать. Поэтому соглашаются и на полторы ставки работать, и больше. Да, есть ряд постановлений правительства о стимулирующих и компенсирующих выплатах, но это касается далеко не всех категорий медработников, и в том есть определенная социальная несправедливость.

- Можно ли решить эти проблемы и как?

- Нужна большая, комплексная работа. Например, мы, Самарская областная организация профсоюза, осуществили проект социальной и психологической поддержки медработников. Организовали группы психологической поддержки для медиков любых специальностей. На их встречи могли прийти все члены профсоюза, которые нуждались в психологической помощи. В прошлом году по итогам конкурса “Профсоюзный Авангард” газета “Солидарность” отметила наш проект почетной грамотой.

- Работа с онкологическими пациентами - одна из самых психологически сложных. Что помогает справляться?

- Прежде всего я всегда помню, почему пришла в эту область. Главное - уметь не выгореть эмоционально. А работать помогают новые впечатления или даже просто смена обстановки. Запускается активный нейрогенез, который помогает спрятать негативные воспоминания за новыми впечатлениями. Летом это, конечно, отдых на Волге. Еще обожаю отдыхать и трудиться на даче, где я попыталась создать свой “райский уголок”. Люблю читать, слежу за научными публикациями, стараюсь выступать на всероссийских съездах и конгрессах. Все это расширяет кругозор, помогает углубить знания в профессиональной области и развить критическое мышление. Хочется больше путешествовать, знакомиться с культурой других регионов, но в последнее время это получается только во время командировок. К счастью, каждая из них - это полезное и доброжелательное общение с коллегами.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

- Вы не раз упоминали реабилитологов. Что такое сегодня медицинская реабилитация?

- Начну с того, что именно наш Самарский областной онкологический диспансер стоял у истоков развития реабилитационной службы в российской онкологии. Началось все более 20 лет назад, через отделение проходило 100 - 200 пациентов в год, сейчас - до 12,5 тысячи человек. Закупали оборудование, нарабатывали теоретический опыт, перенимали опыт у коллег, например стажировались в Германии, Финляндии. Сейчас у нас действует три отделения для разных групп пациентов: ранней реабилитации, стационарное и амбулаторное.

Процесс реабилитации может начаться еще на этапе постановки диагноза, когда пациент испытывает большую психологическую нагрузку. Может начаться депрессия, здесь обязательно нужна помощь психолога, и зачастую не только пациенту, но и его родным. Продолжается реабилитация в хирургических отделениях или отделении реанимации. Пациента необходимо как можно раньше активизировать и не допустить возникновения ранних послеоперационных осложнений. На втором этапе раннего восстановления пациента могут перевести к нам в стационар и положить на специализированную реабилитационную койку. Здесь с пациентом работает мультидисциплинарная реабилитационная команда во главе с врачом физической реабилитационной медицины. Состав команды может меняться от того, какие именно специалисты нужны пациенту, в зависимости от его осложнений. И, кроме психологических занятий, подключаются специалисты по ЛФК, физиотерапии и другие. В амбулаторном отделении мы занимаемся уже, можно сказать, активной фазой реабилитации - тут задействованы физиотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажисты, эрготерапевт, гастоэнтеролог, дерматолог и другие. Важно научить пациента самостоятельной активной жизни дома. Таким образом, на каждом этапе реабилитации главная задача - улучшение качества жизни пациента, ускорение процесса выздоровления.

- Есть ли в вашей практике особо запомнившиеся случаи?

- Несколько лет назад был случай, который интересен именно тем, что в полной мере раскрывает возможности реабилитационных процедур. У пациентки были сложности с лимфатической системой, как следствие - лимфатический отек руки в тяжелой форме (обхват руки - 110 см!). Функции руки полностью отсутствовали. И мы с помощью различных процедур - таких как лимфодренажный массаж, бандажирование, магнитотерапия, лимфостимуляция, электростатический массаж, пневмокомпрессионная терапия с последующим подбором компрессионного трикотажа - отек скомпенсировали, объем руки уменьшился более чем в два раза, и восстановили движения в руке. И это только один пример. Ведь для нас каждый случай - особый!

Автор материала:
Макаренков Максим
E-mail: makarenkov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности