Центральная профсоюзная газета16+
Алтайский край: Коллективное осознанное

На вопросы «Профсоюзного журнала» ответил председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов Иван ПАНОВ

Материал опубликован в "Профсоюзном журнале" № 5, 2019

— Иван Евгеньевич, в чем заключается специфика профсоюзной работы именно в вашем регионе?

— Принципиально — цели и задачи профсоюзной работы не зависят от региона. Мы все боремся за одну идею, которая определяется двумя важными словами: достойный труд. В это понятие входят и достойная заработная плата, и достойные условия труда каждому члену профсоюза. В то же время у каждого региона свои экономические условия, свои нюансы расстановки политических сил, и эти факторы, безусловно, влияют на деятельность профсоюзов.

Алтайский край — аграрный, дотационный регион, стоящий на одном из последних мест в России по уровню заработной платы. Это, к сожалению, приводит к оттоку квалифицированной рабочей силы в более благополучные регионы. Дефицит кадров ощущается и в профактиве ряда первичных и краевых профсоюзных организаций, которым приходится работать в непростых условиях.

Большинство текущих вопросов нам удается решать в рамках социального партнерства. Тем не менее при его довольно развитой системе в регионе мы не добились пока существенного роста доходов наших работников — из-за объективных особенностей экономики края.

— Если говорить о развитом соцпартнерстве в крае, какие наиболее важные предложения профсоюзов были поддержаны руководством и парламентом региона за последние годы?

— Мы развиваем сотрудничество с нашими социальными партнерами — бизнесом и властью, и везде, где можно и нужно представить позицию профсоюзов, это делается. Причем со ставкой на результат. Важно, что власть слышит требования и предложения профсоюзов, поэтому многие вопросы удается решить в переговорах.

Как пример — системная работа краевой организации профсоюза работников здравоохранения с органами власти и увеличение окладной части в зарплате медиков до 47%. Это позволило повысить гарантированный доход врачей, пусть и в тех же объемах фондов заработной платы. Однако это не решило главной проблемы: уровень доходов медицинских работников по-прежнему низок. Так что работа продолжается.

Сейчас происходит изменение систем оплаты труда в сферах образования и культуры. Профсоюзы и здесь настаивают на увеличении именно окладной (тарифной) части, поскольку это повышает уровень защищенности работника и гарантирует ему стабильность в оплате труда. Отмечу, что это принципиальная позиция — и моя, как профлидера Алтайского края, и профсоюзов России в целом: ежегодно 1 Мая и 7 октября, в День коллективных действий за достойный труд, мы выдвигаем требования поднять долю тарифов/окладов в зарплате выше 50%. Так что поступательное движение в этом направлении есть.

— Какие еще профсоюзные инициативы достигли цели?

— Такой болезненный вопрос, как задолженность по зарплате, профсоюзы держат в зоне постоянного контроля. Мы бьем во все колокола, используя в том числе такие инструменты соцпартнерства, как краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Только за первое полугодие этого года совместными усилиями соцпартнеров удалось достичь погашения долга по зарплате на разных предприятиях края на общую сумму 42 млн рублей, полностью ликвидированы долги на 11 предприятиях.

Еще одна серьезная проблема, с которой мы боремся, — неформальная занятость. В крае она большая, однако на тех предприятиях, где действуют профсоюзы, неформальной занятости нет. Это очень важный маркер эффективности нашей работы: там, где есть профсоюз, работник гарантированно находится под его надежной защитой. Профсоюзы требуют соблюдения законных прав работника, в том числе «белой» зарплаты, официального трудоустройства и т. д. Во многом мы продвинулись и в части повышения безопасности условий труда.

Логично, что для повышения результативности нам необходимо достичь большей массовости. Голос единицы — тонкий и хилый, а профсоюз — коллективная сила. Чем мощнее, многочисленнее профсоюзная организация, тем внимательнее прислушиваются к ее мнению бизнес и власть. Мы постоянно работаем над тем, чтобы нас было больше. За 2018 год создано 39 новых первичек. Сегодня в Алтайском крае больше 2200 первичных профорганизаций, и они объединяют 150 тысяч работников. Но этого, конечно, недостаточно, надо энергичнее укреплять краевое профдвижение.

— В этом году на площадке Алтайского крайсовпрофа состоялся масштабный информационный форум, участниками которого стали и гости из соседних регионов, и московские спикеры. Насколько важно для профсоюзов развитие единого информационного пространства? Как его следует развивать в вашем регионе?

— Развитие единого информационного поля так же жизненно важно для профсоюзов, как и организационное укрепление. До каждого члена профсоюза должна быть доведена информация о том, что делает профсоюзная система на каждом уровне, от первичного звена до Федерации независимых профсоюзов России. Тогда будет снят основной вопрос мотивации профчленства: почему я должен вступать в профсоюз и платить 1% от своей зарплаты, что делает для работников профсоюз? Скажем так: одной из привилегий, которая дается члену профсоюза за его профвзнос, должно стать обладание большей информацией, чем доступна тем, кто не вступил в наши ряды. Члены профсоюза должны быть более осведомлены о своих трудовых правах, социальных гарантиях и о том, как профсоюз защищает эти права.

Мы живем в век цифровых технологий. Информатизация общества, государства набирает обороты, поэтому профсоюзы должны быть органично встроены в современные процессы. Другого выбора у нас просто нет.

Еще вчера к соцсетям относились свысока, как к пустому времяпровождению. Сегодня они уверенно вытесняют СМИ, становясь важнейшим инструментом прямого влияния на массовое сознание. Рейтинги показывают, что люди больше доверяют мнению в соцсетях, чем высказанному по радио или ТВ. Алтайские профсоюзы тоже вошли в соцсети. Я сам в личном аккаунте рассказываю о мероприятиях, в которых участвую, о позиции профсоюзов. Наше профобъединение представлено в различных социальных сетях, на корпоративной странице постоянно обновляется информация.

Не отказались мы и от традиционных каналов информирования: у нас действует сайт, выпускается газета. Таким образом мы стараемся максимально охватить аудиторию. Есть еще мысли по мессенджерам и внедрению других IT-технологий в профсоюзную практику. Все эти вопросы мы планируем и дальше обсуждать на межрегиональном информационном семинаре, который хотим сделать ежегодным. Обсуждать и совместно реализовывать.

— Какой из важных вопросов пока не удалось решить, но очень хотелось бы?

— В первую очередь необходимо решать проблему с низким уровнем заработной платы: по этому показателю мы практически в самом низу федерального списка субъектов РФ. Минэкономразвития включило наш край в десятку нуждающихся в помощи регионов — наряду с республиками Алтай, Карелия, Тыва, Калмыкия, Марий Эл, Адыгея, Чувашской Республикой, Псковской и Курганской областями. В связи с чем назначен куратор края — министр российского правительства.

Алтайский край по уровню средних зарплат значительно отстает от других регионов Сибири: мы только преодолели рубеж по средней зарплате в 25 500 рублей. В этом смысле наиболее проблемные — предприятия бюджетной сферы. Стабильней ситуация в металлургической и энергетической отраслях.

— А что, собственно, могут сделать профсоюзы, если речь идет об объективно низких экономических показателях в регионе?

— У нас в арсенале есть механизм социального партнерства, и профсоюзы добиваются повышения оплаты труда через коллективные договоры и соглашения, контролируя выполнение взятых в этих документах обязательств.

Крайсовпроф координирует работу членских организаций, оказывает методическую и практическую помощь, включается в переговоры с органами власти.

Я уже приводил пример организаций здравоохранения, где применяется новая система начисления зарплаты, инициированная профсоюзами. Мы настаиваем, чтобы принцип увеличения окладной части в структуре заработной платы распространили на сферы образования и культуры. Сейчас оклады в образовании в Алтайском крае начинаются с 3200 рублей, к ним плюсуются надбавки, стимулирующие выплаты — и так сумма «догоняется» до МРОТ. Вот и выходит, что молодой специалист получает, по сути, только «минималку». Мы же считаем, что сам минимальный оклад должен быть не меньше МРОТ — это даст толчок росту доходов бюджетников.

— Поговорим о занятости. В бюджетной сфере почти повсеместно наблюдаются сокращения. Насколько я понимаю, эти процессы не обошли и Алтайский край?

— Приведу последний пример: в Заринске районная администрация пытается уволить библиотекарей, мы с этим вопросом уже дошли до губернатора края Виктора Томенко. Идут судебные процессы, и в них права работников отстаивает председатель краевой организации профсоюза работников культуры Лариса Зорина. К сожалению, только двое из семерых уволенных по сокращению библиотекарей ЦБС Заринска рискнули побороться через суд за свои права…

Профсоюз настаивает на нормировании труда в учреждениях культуры для четкого определения уровня нагрузки на специалистов и прекращения безосновательного сокращения штатов. Очень надеемся, что главы муниципалитетов поймут, что важно не показателей средней зарплаты достичь ценой сокращения работников, а обеспечить нормальную работу учреждений культуры.

Странно, что такие ситуации наблюдаются именно в сфере культуры края. В образовании и здравоохранении, наоборот, много открытых вакансий, особенно в сельской местности. Но я уверен, что доступность культурного развития не менее важна для наших людей, чем здоровье и образование.

— Возглавив краевое профобъединение, вы столкнулись с крайне сложной ситуацией вокруг Дворца спорта. В прессе была обнародована версия, что крайсовпроф принуждают отдать дворец бесплатно и что его продажа была ответной вынужденной мерой. Так и есть?

— Рассматривались разные варианты, от аренды до капитального восстановления здания. Однако восстановление, по оценкам экспертов, требовало колоссальных средств, а поиски инвестора не дали должного результата. В итоге было решено продать Дворец спорта, и это, конечно, вынужденная мера. Остальные объекты крайсовпрофа тоже требуют инвестиций, на которые мы планируем направить полученные от продажи средства. Также рассматривается вопрос о приобретении иного недвижимого имущества.

— Иван Евгеньевич, на ваш взгляд, какими методами профсоюзы могут повышать свою эффективность? И что из этого вы, профлидер края, готовы применить?

— Самый главный метод достижения результата — это работа. Постоянная и системная работа профсоюзов, профактива не должна прекращаться ни на день. Надо заявлять о своих требованиях социальным партнерам, вести переговоры с властью и бизнесом, выражая мнение работников и защищая их права. Надо объединять людей и активизировать работу в трудовых коллективах, повышая авторитет профсоюзов. Да, надо искать новые технологии, внедрять и повышать производительность своего, профсоюзного труда. И эти технологии есть. Также надо применять и оправдавшие себя в течение многих лет методики.

Но чудес нет, и манна небесная вдруг не посыпется. Надо просто работать. От каждого из нас, от нашей работы, инициативности, неуспокоенности, желания идти вперед и приносить своим трудом пользу зависит настоящее и будущее и края, и нашей большой страны. Только общими усилиями, при общественном согласии, стабильной экономике, где во главе угла стоят интересы работающего человека, мы добьемся реальных результатов.

Вопросы задавал
Александр КЛЯШТОРИН

Автор материала:
Александр Кляшторин
E-mail: klyashtorin@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности