Быть профсоюзным лидером на Кавказе — значит быть сильным и принципиальным. Готовым к нетривиальным ситуациям и сложным переговорам. «Профсоюзный журнал» побеседовал с Фатимат АМШОКОВОЙ, председателем Федерации профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики, и выяснил, каково женщине руководить одним из крупнейших профсоюзных объединений в Кавказском регионе.
— Фатимат Каральбиевна, вы родились в Нальчике и провели здесь большую часть своей жизни, отъезжая буквально на пару лет. А вот путешествовать доводилось много. Не было соблазна задержаться где-нибудь еще?
— Я патриот своей республики, патриот своего города. Неоспоримый плюс Нальчика в том, что город постоянно меняется. Обретает современный облик, не теряя своей души. Честно говоря, много было предложений жить и работать в других местах, но выбор всегда оставался за родной республикой. Именно здесь, с моим народом, я чувствую себя максимально комфортно.
— Есть ли какие-либо любимые районы в городе или исторические достопримечательности, которые вам особенно близки?
— Пожалуй, наш знаменитый Атажукинский парк. С ним связана вся жизнь. И в период школы, и в период университетской учебы именно там мы проводили большую часть времени. Медицинский факультет, который я окончила, находится прямо в сердце парка. Его атмосфера, безусловно, прекрасно влияет на мыслительные способности. (Улыбается.)
— Насколько осознанно вы в свое время выбрали именно медицинскую специальность?
— Другой профессии я для себя не представляла. Меня всю жизнь окружали врачи, работники медицинской сферы. Дяди и тети были тесно связаны со здравоохранением, родной брат мамы — ведущий хирург, папина сестра — ведущий инфекционист. А сам папа — ветеринарный врач.
— В медицине множество направлений, на любой вкус. Не трудно ли было выбирать?
— Начинала я работать врачом-терапевтом в Урванской районной больнице. Но это продлилось недолго, буквально через несколько месяцев я поступила в клиническую ординатуру по специальности «социальная гигиена и организация здравоохранения». Но мне всегда хотелось обладать помимо чисто организационных знаний еще и практическими медицинскими навыками, уметь помогать людям руками. Поэтому, обучаясь в ординатуре, я параллельно прошла первичную специализацию по акушерству и гинекологии.
— Вам удалось пройти путь от специалиста в Минздраве КБР до главы министерства. Но это растянулось на много этапов…
— В Минздрав я пришла в 91-м году, на должность главного специалиста по медицинскому страхованию. И доросла до замминистра здравоохранения, курировала вопросы экономики медстрахования, обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой. В результате очередной реорганизации в 2002 году произошло слияние Министерства здравоохранения и соцразвития, создание агентств.
Когда реорганизация вновь разделила Минздрав и Минтруд, я получила должность замминистра труда, курировала все социальные вопросы: льготы, детский отдых, оздоровление. И проработала там пять лет. А когда началась модернизация здравоохранения, руководство республики предложило занять должность министра здравоохранения, на что я и согласилась.
— В КБР проживают представители больше сотни национальностей. Насколько тяжело работать профсоюзам в такой поликультурной среде?
— Никаких трудностей нет. Титульных национальностей три: русские, кабардинцы и балкарцы. Руководители республики с учетом исторического опыта пришли к выводу, что все институты управления, обеспечения благополучия граждан должны базироваться на равных условиях для всех.
— А среди профлидеров этот принцип тоже работает?
— Конечно! У меня три заместителя — трех национальностей.
— Вы уже больше двадцати лет занимаете руководящие посты в одном из регионов Кавказа. Отношение к женщинам здесь, естественно, хорошее, но, так сказать, со своими нюансами. Не было ли проблем с вопросами гендерного равенства?
— Наверное, для Кавказа действительно привычнее, чтобы руководящий пост занимал мужчина. Но это, несомненно, зависит и от самих женщин. Ни разу в жизни я не сталкивалась с проявлениями хотя бы малейшей дискриминации.
— Когда человек с опытом руководства министерством избирается на пост главы регионального профобъединения — это выглядит необычно. У вас большой профсоюзный стаж?
— Профсоюзный билет у меня еще со студенческой скамьи. Даже печати проставлены, что взносы уплачены. И с тех пор, через всю карьеру, включая руководство республиканским Министерством здравоохранения, я оставалась членом профсоюза. И всегда взаимодействовала с профсоюзными организациями.
— Как пришло понимание необходимости заняться именно профсоюзной работой?
— После смены руководящего блока Минздрава КБР я заняла пост советника председателя правительства. Курировала социальный блок. В то время я много работала с профсоюзным движением региона. И когда в сентябре 2012 года я получила предложение выставить свою кандидатуру на пост председателя Федерации профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики, я с радостью согласилась. Увидела возможность заниматься тем, к чему лежит душа, и с теми людьми, с которыми хотелось работать.
— Если сравнивать работу на министерской должности и на посту председателя профобъединения — какое заметно сходство, какие различия?
— Знаете, я убедилась, что в профсоюзной среде множество замечательных, компетентных специалистов. Порой эти люди разбираются в вопросах лучше, чем в ином министерстве. Возможно, потому, что из высоких кабинетов не так хорошо видны реальные проблемы. Если работа в министерстве — это по большей части документы, бумаги, то профсоюзная работа — это всегда люди, люди и еще раз люди. Что, безусловно, дает возможность вникать в любую проблему, даже самую масштабную, значительно глубже. Еще одно отличие — большая свобода в плане взаимодействия с органами исполнительной власти. Чувствуется определенная степень независимости. Потому что твой работодатель — народ, люди. И их интересы непререкаемо на первом месте.
— То есть профсоюз — некое «теневое правительство», более близкое к людям?
— Не знаю, как в других регионах, но система профсоюзов в КБР пользуется высочайшим авторитетом. Садики, здравницы, дома культуры — все было организовано профсоюзами еще в пору ВЦСПС. Мои предшественники на посту руководителей республиканского профобъединения — мощнейшие фигуры, известные, думаю, всем жителям КБР. Например, Роза Сабанчиева, возглавлявшая профсоюзы региона с 1965 по 1986 год, в этом году награждена орденом За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой». Это самая высшая награда нашей республики. Несмотря на почтенный возраст, внимательнейшим образом следит за работой профсоюзов. Пшикан Таов возглавлял профсоюзы с 1986 до 2008 года, в настоящее время является ведущим советником секретариата главы КБР. Фаина Тлехугова стала секретарем ФНПР в СКФО.
— Как сейчас обстоят дела с профсоюзным членством?
— По официальным данным, в республике порядка 866 тысяч жителей. Из них больше 450 тысяч — экономически активное население. При этом официально трудоустроено, по нашим данным, всего около 118 тысяч. А 126 тысяч человек — члены профсоюза, включая студентов. Проблема заключается как раз в неофициальной занятости. С этим сектором практически невозможно работать — все «в серую». Естественно, при таких раскладах профсоюз становится крайне нежелательным элементом для работодателя. С этим необходимо бороться, что мы и делаем совместно с республиканским правительством и нашими комитетами.
— Какие методы используете?
— Пробуем идти разными путями. Представители профсоюзов проводят масштабную работу в правительственной комиссии по легализации трудовых отношений. Сами создаем профсоюзные организации. Реагируем на просьбы еще не состоящих в профсоюзе работников о поддержке, пытаясь таким образом привлечь их на свою сторону. Имеем базу данных, показывающую организации с численностью персонала больше 10 человек. С ней работают наши отраслевики, что позволяет им действовать точечно. Хочется, чтобы люди были защищены, чтобы профсоюзная организация была на каждом предприятии.
— Кабардино-Балкария стала одним из регионов, вошедших в пилотную программу борьбы с бедностью. Будет ли профсоюзное объединение в этом участвовать?
— В обязательном порядке! Роль и ответственность профсоюзов в контексте данной работы значительно возрастает. Я вошла в состав экспертов по этому вопросу. Будем внимательно следить за ходом реализации программы. По необходимости — вносить нужные людям корректировки. Мне обидно, когда мы, КБР, оказываемся на самых нижних строчках по зарплатам, по пенсиям… В первую очередь надо работать над увеличением доходов населения!
Вопросы задавал
Александр КЛЯШТОРИН
АМШОКОВА Фатимат Каральбиевна родилась 2 августа 1966 года в г. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика).
В 1989 году закончила Кабардино-Балкарский государственный университет.
В 1991 году — клиническую ординатуру при Саратовском государственном мединституте.
Повышение квалификации в 2004 году в Российской медицинской академии по программе «Организация здравоохранения и общественное здоровье», в 2011 году в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» по программе «Управление в сфере здравоохранения».
Профессиональная переподготовка: 1996–1997 гг. — Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
1989 г. — врач-интерн Урванской центральной районной больницы, Кабардино-Балкарская АССР, г. Нальчик.
1991–1995 гг. — главный специалист Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик.
1996–2002 гг. — заместитель министра здравоохранения КБР, г. Нальчик.
2006–2011 гг. — заместитель министра труда и социального развития КБР, г. Нальчик.
2011–2012 гг. — министр здравоохранения КБР, г. Нальчик.
2012–2012 гг. — советник председателя Правительства КБР, г. Нальчик.
С 2012 года по настоящее время — председатель Союза «Объединение организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики».
Государственные и ведомственные награды:
2006 год — почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
2013 год — почетная грамота Правительства КБР;
2016 год — почетная грамота Кабардино-Балкарской Республики.