По последним данным социологов, только треть опрошенных школьников знают, кем хотят работать во взрослой жизни. В то же время современное развитие экономики предполагает, что это не особо-то и важно: эксперты сходятся во мнении, что “старые” профессии будут стремительно устаревать еще больше, уступая место неким новым, так что разобраться в их круговороте будет непросто не только детям, но и взрослым. Помочь им в этом вызываются НКО так называемых профориентологов, которые 16 сентября представили в Госдуме взгляд на собственное развитие, благо система государственных грантов пока позволяет. Депутаты были приветливы, но тоже высказались.
- Когда мы говорим про профориентацию, мы должны понимать, для кого она нужна. В принципе. Потому что, может, она никому не нужна, и мы все уже профориентированы? - таким вопросом задался профессиональный вице-спикер Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР), приветствуя участников расширенного заседания комитета ГД по развитию гражданского общества.
Заседание было посвящено роли некоммерческих организаций (НКО) в профессиональном ориентировании россиян. Хотя порой в ходе встречи начинало казаться, что настоящая тема собрания - профессиональное осваивание государственных грантов на ниве профориентации. По крайней мере тут же, прямо на месте, чуть было не создали некую комиссию, которая, по идее, не допускала бы на рынок “неправильных” профориентологов.
- Одно из последних исследований говорит о том, что всего лишь четверть… а, нет, вру - треть опрошенных уверили социологические службы в том, что они знают, кем хотят стать, как хотят работать, как могут [себя] реализовать. А три четверти ответ на это не могут дать, - для депутата Госдумы Борис Чернышов, выпускник Высшей школы экономики по специальности “политология”, обходился с дробями даже уж слишком профессионально, несмотря на откровенные ремарки.
К слову, по собственному признанию депутата, из ста человек (видимо, на его потоке) по специальности теперь работают только трое. “Все остальные - кто кем стал, от фотографа и художника “перепрофориентировались” до продавца вертолетов”. Тут, правда, стоит учитывать, что Борис Чернышов окончил университет в 2012 году, а какая там уже политология, когда и без политологов любому ответственному гражданину все ясно. А без фотографа и продавца вертолетов - все еще не очень. Вот и сам Чернышов тоже перепрофориентировался в депутаты. (Справедливости ради, в 2020 году он освоил специальность “Управление в социальных и экономических системах”.)
- Это ключевой момент, - продолжал вице-спикер Госдумы. - Потому что это все бюджетные деньги, которые тратятся на подготовку высококвалифицированных кадров под те или иные задачи экономики. К сожалению, это все не реализовывалось. Безусловно, сегодня, когда мы говорим про систему профориентации, мы должны понимать, как и куда идут деньги. Мы должны не забывать, что никакие решения в Государственной думе не могут быть реализованы без соответствующего финансирования. Финансирование сегодня является ключевым вопросом, краеугольным вопросом. Хочется обратиться к нашему правительству, которое должно не забывать про наши некоммерческие организации, которые огромное число [профессионалов] имеют внутри себя.
Это депутат говорил уже как глава попечительского совета Российского биотехнологического университета, который недавно получил госзадание на 25 млн рублей по подготовке специалистов в сфере продуктов питания, пищевых производств и биотехнологий. Потому что “вот они - конкретные ребята, которые приходят из московских школ, которые участвуют в программе “Профессионалитет”.
- Часто выбор профессии происходит в спешке, в десятом-одиннадцатом классе, когда общество и родители от ребенка требуют скорее определиться с выбором своего будущего, выбрать вуз, скорее начать готовиться к экзаменам. Отсюда и бывает, что происходит тот выбор, который, наверное, возможно, у кого-то оказался ошибочным. - Вряд ли глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества Яна Лантратова (СР) имела в виду конкретно абитуриентов Росбиотеха, но била все равно в точку.
И приводила примеры, когда НКО действительно пытаются помогать в вопросах профориентации школьников. Например, в Челябинской области, говорит она, проект “Город профессий” организует “креативное пространство, в котором каждый может получить предпрофессиональные навыки и попробовать себя в качестве дизайнера, или гида, или спасателя, или врача”. А Союз промышленных предприятий “За развитие Миасса” “знакомит учеников с выбранными профессиями”.
Также депутат упомянула о Молодежной школе предпринимательства, где “в течение нескольких недель школьники 9 - 11 классов посещают практические занятия, где они могут себя попробовать в различных профессиях”. Было сказано и о проекте завода “Трубодеталь”, где школьники, если цитировать Лантратову, “презентовывают свои компетенции”, и даже про татарстанский “профориентационный детский лагерь” Kidspace (не является рекламой - по крайней мере в газете), и про то, что в Оренбургской области некие общественные организации “проводят мероприятия по развитию инженерного мышления у младшеклассников”.
- Для начала профориентации, - говорит депутат, - лучший возраст - это 10 - 12 лет, пока еще подростки не колючие в пубертатном периоде.
Вот уж с чем можно поспорить, но даже не это важно. А то, что “в настоящее время мир переживает смену технологического уклада, рынок стремительно меняется, появляются и исчезают профессии. Некоторые профессии, которые были недавно, по факту уже не существуют”. И тут возникает вопрос: а зачем тогда нужны услуги множества НКО по профориентации - тем более школьников? Ведь пока они вырастут, все десять раз поменяется, а государственные гранты назад не вернешь, можно будет только выдать новые - на переобучение.
- Необходимо ответить себе, прежде всего, на вопрос: а будешь ли ты востребован на рынке труда (прежде всего на локальном)? Для того чтобы быть востребованным, нужно самосовершенствоваться в ежедневном режиме, - повторил тезис глава думского комитета по труду Ярослав Нилов, но подошел к нему с несколько неожиданной стороны: - Посмотрите, какой у нас активный искусственный интеллект, он захватывает все сферы, в том числе и в госуправлении он уже участвует. Два года назад мы встречались с [вице-премьером Дмитрием] Чернышенко. Он говорил, что на 60% уже используется искусственный интеллект, и дальше это все будет только развиваться.
И все это, надо полагать, без привлечения многочисленных НКО и на чисто научные гранты. Но можно, кстати, порой обойтись и безо всяких грантов вовсе, а потратиться только на текущие зарплаты депутатов:
- В Государственную думу когда приходят молодые люди, это для них тоже своего рода профориентация. Кто-то из них потом пойдет работать в государственные структуры. Или, наоборот, они будут понимать, что это вообще не их, и им надо себя искать в другом совершенно месте. И в этой части можно на нас рассчитывать, - не без резона пообещал Ярослав Нилов.
В общем, люди и так справляются. Тем более что масла в огонь под собственными пятками иногда могут подлить и сами представители НКО-сообщества. Как, например, Азат Гулов, председатель Ассоциации управленцев и предпринимателей и Ассоциации профориентологов:
- Каждый эксперт консультирует родителей и абитуриентов, исходя из собственного понимания рынка труда, - говорит он. - И это не всегда объективный взгляд, не всегда коллеги наши учитывают текущий дефицит на рынке труда по разным отраслям, и не всегда у них есть доступ к этой информации. Также не учитывают прогнозы изменений на рынке труда в те годы, когда ориентируемые закончат уже учебные заведения.
Из этого и ряда других выступлений представителей НКО стало постепенно понятно, что сейчас происходит борьба за рынок предоставления услуг по профессиональной ориентации. И что те, кто не успел на то самое заседание комитета ГД по развитию гражданского общества, пока что отстают от своих более удачливых коллег. Однако цель у них у всех должна быть общая, и обозначил ее зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов (ЛДПР):
- Надо создавать общими усилиями НКО такую добрую, понятную атмосферу, что мы живем в свободной стране, что у нас есть свобода выбора, в том числе и профессии.
Что ж, хотя бы атмосферу, а не видимость, - уже польза.