Объяснять, что такое почтовое отделение, в России никому не надо, несмотря даже на то, что уже и дедушки с бабушками шлют друг другу электронные письма. Извещения, счета, бандероли, посылки, телеграммы — все это, включая все те же старые добрые бумажные письма, проходит в большинстве своем через Почту России. Но если раньше, во времена товарища Печкина, это был единственный оператор, то теперь предприятие работает в условиях жесткой конкуренции. А значит, просто не может позволить себе не меняться в лучшую сторону, ломая накопленные в обществе стереотипы. «Профсоюзный журнал» побывал в одном из московских отделений Почты России и выяснил, что для позитивных перемен почтальону нужен вовсе не знаменитый велосипед, а дружный коллектив, твердые социальные гарантии и адекватное руководство.
Почтовое отделение 119313 (или Москва-313) расположено в одном из престижных районов столицы, на Ленинском проспекте. Но выглядит престижно только по сравнению с картинкой из советских и раннероссийских анекдотов. Потому что чистота, светлые тона, компетентный и вежливый персонал для Почты России давно не новость — норма. (И цель, к которой многие отделения еще только должны прийти, это правда, но тем не менее.) Причем перемены заключаются не только, грубо говоря, в ремонте и улыбках. А прежде всего, объясняет начальник отделения Марина Фетисова, в новых идеях, технологическом обновлении.
— Какие-то новые идеи у нас появляются. Сейчас почта перешла на ускорение обслуживания клиентов. Это упрощенный прием: человек может сдать посылку, если он предварительно зарегистрировал ее на сайте, и — спокойно уйти, не заполняя разные бумажки, как это было положено раньше, — приводит пример Марина Викторовна. — Еще мы внедрили у себя электронную очередь. В общем, вместе с цифровизацией растет качество обслуживания клиентов. Мы работаем для людей.
Просто представьте на секундочку: можно даже паспорт с собой не приносить, и извещение тоже можно не заполнять. Если вы зарегистрированы на сайте Почты России, вас идентифицируют просто по номеру телефона. Вернее, по одноразовому коду, который придет на него в смс-сообщении. Это как зайти в онлайн-банк. В принципе, можно даже из дома не выходить: курьерскую доставку и в советские времена никто не отменял. Кое-где, например в Московской области, почтальоны ходят с мобильными почтово-кассовыми терминалами и принимают платежи за коммуналку, за детские сады, платежи от садовых товариществ и т. д.
— Почта России ломает стереотипы о самой себе, что очень приятно, — говорит Фетисова. — Все идет к быстроте, качеству. Хотя у нашего отделения есть, к сожалению, и проблемы. Например, со штатом. Люди предпочитают выбирать работу поближе к дому, а у нас район, что ни говори, «богатый» — не каждый его житель пойдет устраиваться на почту. Сейчас, правда, штат укомплектован, я говорю о проблеме как о потенциальной. Или вот операторы: когда после ремонта мы открылись, набирали новых, под формат отделения, молодых старались, красивых. Но, опять же, не каждая молодая и красивая придет…
Впрочем, мы-то видели в почтовом отделении девушек только красивых (женщин постарше — тоже). И стоит сказать на всякий случай, что речь идет не о каких-то сексистских стандартах — просто люди вызывают симпатию. В общем, сейчас проблемы стоят, так сказать, текущие, сезонные и точно временные. Вот, скажем, как ухитриться составить график отпусков в самый их сезон? Но и это решаемо: оказывается, почтовые отделения всегда стараются помочь друг другу — всем, от расходных материалов до кадров.
— Почта — это семья независимо от обстоятельств, — начальник отделения произносит это вовсе не дежурно, а как-то увлеченно, что ли. — Проблема со штатом существовала, она и сейчас есть. Но, кстати, у нас есть мобильная группа — люди, которые могут заменять при необходимости всех — от начальников до операторов. Как бы «сидят на подхвате». Вот я даю заявку, что у меня завтра вообще некому работать, и мне дают оператора из мобильной группы.
Проблемы со штатом, о которых говорит Фетисова, связаны, конечно, с не самыми высокими зарплатами работников почты. (Но сама Марина Викторовна, к слову, работает в отделении уже тридцать лет, начав с нижней ступеньки карьерной лестницы.) Когда мы говорим о необходимости повысить престиж рабочих профессий, нужно не забывать, что речь идет не только о людях, которые стоят у станка на заводе. Почтальон и оператор связи — это тоже рабочие. Но здесь стоит отметить разницу в подходах.
Если, когда речь идет о заводе, чаще всего говорится просто о повышении зарплат как факторе, привлекающем молодежь, то Почта России пытается повысить саму свою привлекательность — как места, где приятно работать. И насколько это у нее получается, может оценить почти каждый житель страны — по причинам, о которых говорилось выше. Но уровень зарплат в рейтинге привлекательности, конечно, никто не отменял.
— По Москве в отрасли связи начальники и заместители начальников отделений связи получают на среднем уровне. У нас очень сильно отстают водители, операторы, почтальоны, — признает председатель объединенного профсоюзного комитета при УФПС Москвы Ирина Сахарова. — Но вот сейчас будет поэтапное повышение заработной платы, и в ноябре «отстающим» нашим специалистам обещали зарплаты приблизить к средней по отрасли.
Некоторые способы заработать больше предоставляются почтальонам уже сейчас. Скажем, когда они приносят на дом пенсию, то могут предложить заодно приобрести кое-что из набора продуктов, которые у них с собой (это не частная инициатива, а программа организации): макароны, крупы, колбаса и т. д. Это может быть и удобно для тех клиентов, которым по причине, например, слабого здоровья трудно ходить в магазин самостоятельно, и приближает почтальонов к социальным работникам. Впрочем, пока это пилотная программа, она обкатывается в Московской области. И в отделении Марины Фетисовой пока не работает. Но это — пока.
У операторов тоже есть возможность подзаработать — окно банковских услуг, в котором работник выступает как банковский агент и при выполнении плана получает вознаграждение. Можно быть и торговым агентом — всем же известно, что на почте продаются порой неожиданные товары, от лотерейных билетов до шампуня.
— При желании можно заработать, — считает Марина Фетисова. — И когда я провожу собеседование, то говорю только о плюсах работы у нас — минусов здесь я не вижу. График у нас скользящий, можно договариваться в коллективе. Коллектив — семья, здесь такая атмосфера. Еще я, например, говорю кандидату: сейчас в Москве очень трудно найти работу, а вы здесь рядом живете, вам не надо тратиться на дорогу. Мы говорим: вот вы пришли и думаете, что почта — это марку наклеить и продать, не очень трудоемкое занятие. Неправда. Тут много операций, которые вы должны знать, и нам бы хотелось, чтобы вы сначала «пощупали» работу. Нам не нужен человек на день, на три часа, на неделю — нам нужно навсегда. Если у вас есть минут 20 свободного времени, посмотрите, посидите. Пойдете домой, ночь переспите и решите, надо ли вам это или нет.
Впрочем, не все кандидаты слышат такое (неплохое, конечно) предложение: у Почты России есть профессиональный центр подбора персонала. Как и учебный центр, который готовит не только операторов, но и начальников отделений. Там и уже действующие работники могут пройти курсы повышения квалификации. Что очень даже полезно для всех, но особенно для молодых специалистов.
— У нас, кажется, сейчас больше 35% сотрудников по Москве — люди до 30 лет. На самом деле почта — это школа большая. Школа жизни, школа производства, школа культуры труда, социальная адаптация, — уверена Ирина Сахарова. — Не зря Марина Викторовна сказала, что вы сначала посмотрите, поймите изнутри, что такое почта. Это целая система производства.
Надо сказать, что система эта включает в себя и культуру производства. Что применительно к почте означает мастерство общения с клиентами. Наверняка многие, стоя в очереди к окошку, наблюдали не очень-то адекватных людей, которые выливали раздражение на почтовых операторов. От «девушка, нельзя ли побыстрее» до «вот потому-то все в России и плохо, что такие, как вы…». А девушка просто последовательно и по инструкции выполняет свою работу. И должна спокойно реагировать на подобные реплики, не идти на поводу у эмоциональной провокации. И если раньше это было просто пожеланием, то теперь — стандарт работы. Потому что если его не выдержал, то поставил под удар репутацию учреждения.
— Здесь учатся разговаривать с людьми, общаться с клиентами. А клиенты бывают разные, — подтверждает Марина Фетисова. — Наша задача культурно, ласково обслужить, успокоить, даже о чем-то с клиентом немножко поговорить. Сколько на меня в свое время кидались, когда я работала оператором… Неадекват был полнейший у людей. Но у нас такая работа, мы ее выбрали.
Сама начальник отделения тридцать лет назад выбрала не только работу на почте, но и профсоюз — работников связи. И, став руководителем, не изменила своему выбору. При этом членов профсоюза среди работников отделения только около 60%. То есть кому-то такая ситуация может показаться непонятной, дескать, «раз начальник состоит, то и все остальные должны». Но Фетисова никого не неволит, поэтому цифра настоящая.
Те, кто не пожелал вступать в профсоюз, делятся, по словам Ирины Сахаровой, на несколько категорий. Во-первых, те, кто «уже свое пожил» и знает, что такое «эти ваши профсоюзы». Такого поздно переубеждать, даже если он хороший работник. Во-вторых, молодежь, которая нередко довольно легкомысленно относится к жизни. Наконец люди, которые по объективным (а не прижимистым) причинам берегут каждую копейку и пока не могут себе позволить платить профсоюзный взнос. Но, исходя из сказанного выше, есть надежда, что последних вскоре станет меньше, а членов профсоюза в отделении — больше.
Членов профсоюза, так или иначе, в отделении большинство. И это большинство позволяет коллективу в целом пользоваться условиями колдоговора. По словам Марины Фетисовой, среди сотрудниц часто встречаются одинокие мамы (а женщины вообще составляют 80% работников). И социальная направленность коллективного договора обусловлена объективными причинами. (Колдоговор на Почте России единый, распространяется на все отделения независимо от региона и подписывается генеральным директором ФГУП Николаем Подгузовым и председателем профсоюза работников связи России Анатолием Назейкиным.)
Так, летний отдых для детей на 70% оплачивается профсоюзной стороной. Предусмотрена материальная помощь при трудных жизненных ситуациях. Что немаловажно — по колдоговору не ниже МРОТ должна быть не вся зарплата, а тарифная ставка. Значит, все надбавки будут плюсоваться к «минималке», а не «съедаться» ею. Казалось бы, Конституционный суд еще в декабре 2017 года вынес соответствующее постановление, но многие работодатели как-то умудряются спорить с самим КС… Почта России, как видно из колдоговора, в число таких организаций не входит.
— Помощь предприятие оказывает малообеспеченным семьям. Дотации даются на санаторно-курортное лечение — и детское, и взрослое. У нас есть негосударственный пенсионный фонд, очень большая доля по социальным выплатам приходится именно на НПФ, — рассказывает Ирина Сахарова. — Люди, которые отработали свыше 15 лет на предприятии, к своему юбилею получают премию в размере оклада. Подарки к Новому году, билеты на новогодние елки, в том числе на Кремлевскую... Отдых, экскурсии — в обязательном порядке. На экскурсии люди ездят охотно, общаются, делятся опытом, рабочим и жизненным. Это сплачивает коллектив.
Как, собственно, и профсоюз. Но нельзя не сказать, что в случае с отделением 119313 такую сплачивающую роль играет и его начальница. Не хотелось бы в серьезном издании петь кому-то дифирамбы, но если вам доведется пообщаться с Мариной Фетисовой, вы поймете, о чем именно речь. Человек, как ни крути, отработал в этом месте тридцать лет и знает не только то, о чем говорит, но и то, что чувствует.
— Я считаю, главное, что мы работаем для клиентов. Но сама атмосфера внутри коллектива должна быть близка к идеальной. Мы все должны понимать, что мы делаем и для чего мы тут. Единая цель у нас должна быть. Мы помогаем друг другу всегда. Все идет изнутри. А если у нас все в порядке между собой, то у нас все в порядке и с той стороны окошка, там, где клиент. Думаю, что на многих почтах так.
Павел ОСИПОВ